Умар ибн Хаттаб

19 Июнь 2013
9332

Иерусалим. Жемчужина городов и кибла пророков. Место, дорогое сердцу множества людей, первая кибла мусульман. Здесь был возведён второй на земле, после благородной Каабы, храм для поклонения Аллаху, третий по значимости из заповедных храмов. Сюда наш Пророк (мир ему и благословение) совершил Исра (ночное путешествие из Мекки в Иерусалим) и отсюда он совершил ми'радж (вознесение на небеса). Это место побед и охраны до Судного дня. Ни один из халифов не отправлялся лично для завоевания какого-либо города, кроме Иерусалима. Речь идёт о втором праведном халифе Умаре ибн аль-Хаттабе. Именно он в 16 году хиджры направился из Медины в Байт-уль-Муккадас и, заключив первый мирный договор с христианами и подтвердив их права, скромно вошёл в город. Завоевание Иерусалима стало венцом походов, начавшихся при Абу  Бакре Сиддыке и продолжившихся в эпоху Умара (да будет доволен ими Аллах).

Гаиз Карни – исламский проповедник

В период правления Умара исламское  государство значительно расширилось, а численность войска возросла  настолько, что его пришлось  разделить на армии, командование которыми было поручено выдающимся сподвижникам: Халиду ибн Валиду, Абу Убайде,  Шурахбилу ибн Хасану,  Амру ибн Асу и другим.

Армия мусульман под общим командованием  Абу Убайды провела целый ряд успешных сражений с византийцами, разгромив их войско и захватив практически всю территорию восточно-римской империи.  Под властью византийцев оставался лишь Иерусалим, задача по захвату которого была возложена на армию под командованием Амра ибн аль-Аса. Он окружил город и держал его в осаде 4 месяца, пока византийцы не запросили мира. Они согласились вручить ключи города с условием, что их примет сам халиф. Амр, обсудив это с Абу Убайдой, отправил халифу письмо, и тот, посовещавшись со старшими сподвижниками, начал свой путь в Иерусалим.

Доктор Абдула ибн Байх

Осаждённые сказали, что в их древних книгах есть описание того, кто завоюет город. Посовещались, сподвижники показали им Халида, который был похож на Умара.

Христиане ответили, что тот похож на халифа, но не является им. Тогда и было написано письмо Умару, который посоветовался со сподвижниками и, в конце концов, решил отправиться в путь.

До прибытия в Иерусалим Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) направился на север, в район Тель аль-Джадия, находящийся на пути в Дамаск, чтобы посоветоваться  с Абу Убайдой, главнокомандующим армией мусульман в Шаме и узнать о раскладе сил. Особенно его интересовали рассказы о битве при Ярмуке и последовавшем после этого завоевании Дамаска и других городов.

Шейх Мути Бамин, имам-хатыб мечети Мусы ибн Нуайра в Дирге

Они не соглашались сдаться никому, кроме человека, описанного в их древних книгах,  поэтому Умар (да будет доволен им Аллах) и совершил этот долгий путь. Вот по этой дороге, по захваченным мусульманами землями, он прошёл  дальше к северу, в местность Джабию, где остановился и выступил с проповедью.

После этого Умар (да будет доволен им Аллах) направился в Иерусалим, название которого по-византийски звучало как «Илия», и заключил мир с его жителями, подписав договор, известный как «Договор Умара». Свидетелями при его подписании были командующие армиями.

Шейх Саид Шабан (специалист по Исламу)

Он подписал документ, получивший название «Договор Умара», который до сих пор хранится в церкви Воскресения. Согласно этому договору Умар (да будет доволен им Аллах) предоставил христианам полную гарантию безопасности их жизни, имущества и всего, что их касается, а также того, что никто не имеет права причинять им зло.

Это письмо считают началом новой эпохи,  никогда в истории не было ничего подобного: существовали лишь победитель и побеждённый.

Говорят, что когда Умар (да будет доволен им Аллах) вошёл в Иерусалим как победитель, он отправился в церковь Воскресения. В это время муэдзин прокричал азан, и патриарх Софроний  предложил халифу помолиться здесь же. Но тот отказался, боясь, что в дальнейшем мусульмане последуют его примеру и превратят церковь в мечеть. Умар (да будет доволен им Аллах) вышел за пределы церкви и совершил намаз на том месте, где впоследствии построили мечеть, известную как мечеть Умара (да будет доволен им Аллах).

Умар (да будет доволен им Аллах) боялся, что со временем, последовав его примеру, люди захотят молиться здесь и причинят зло служителям церкви, совершающим привычное поклонение.

Этот великий предводитель не обманулся, подобно многим победителям, войдя в Иерусалим в результате длинной цепи побед, позволивших расширить границы исламской державы в его правление от юга Аравии до Малой Азии на севере, стран Синда на востоке, включая Персию, Ирак и Шам, и до Египта и Триполитании на западе.

Доктор Ахмад Азб

Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) после падения Византии и Персии основал сильнейшую империю в истории человечества. В правление Умара (да будет доволен им Аллах) происходило много сражений, в том числе сражение при Кадисии; было одержано множество побед, завоёваны Персия, Шам и Египет. Эти и другие победы подготовили почву для распространения Ислама на четверти территории земли. В Иерусалиме имеется множество свидетельств величия тех завоеваний. В этом городе похоронено много сподвижников. Умар (да будет доволен им Аллах) начал подготовительные работы для строительства мечети Аль Акса, очистив это место от сбрасывавшихся туда нечистот. Там же он возвёл маленькую мечеть, расширенную омейядами в правление Абдульмалика ибн Марвана, который в 70 году хиджры возвёл и золотой купол в центре иерусалимского храма.

Он устроил место для молитв мусульман перед Куббат Сахра, теперь его называют Масжид Аль Акса. В течение нескольких месяцев была построена мечеть ниже Куббат Сахрат, известная как Куббат Нухасия. Что касается Аль Аксы, то учёные называют так мечеть, построенную Умаром (да будет доволен им Аллах) перед Куббат Сахра после взятия Иерусалима.

Али Умари

Пророк (мир ему и благословение) делал дуа: «О Аллах! Наставь любимого Тобой Абу Джахля Амра или же Умара ибн аль-Хаттаба». Более любимый значит лучший сердцем – тот, кто будет лучше служить людям.

Он был известен жестокостью и силой, боролся с другими юношами на ярмарках. Умар также прославился как превосходный наездник и воин.

Всевышний принял мольбу Пророка (мир ему и благословение), и на шестом году Хиджры обстоятельства для этого могучего человека сложились таким образом, что он влился в ряды мусульман.

Умар (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, когда Пророк (мир ему и благословение) проповедовал в доме Аркама ибн Абу Аркама после того, как Ислам приняли его сестра и зять. Узнав, что его сестра Фатима приняла Ислам, Умар отправился к ней, и произошла известная история. Он прочитал слова Всевышнего: «Та ха. Мы ниспослали Коран не для того, чтобы ты стал несчастен» и после этого попросил отвести его к Пророку (мир ему и благословение). Когда он вошёл в дом Аркама, его стены содрогнулись от такбира мусульман.

Доктор Мухаммад Муса Шариф – исламский мыслитель

После этого мусульмане вышли двумя рядами во главе с Хамзой и Умаром (да будет доволен ими Аллах). Принятие Ислама ими обоими, обладавшими силой и высоким положением, дало возможность мусульманам открыто исповедовать свою религию.

Последствия принятия Ислама Умаром (да будет доволен им Аллах) не ограничились лишь воздействием на отношения с курайшитами; оно выявилось во всех аспектах жизни мусульман.

Доктор Садоват Хиджази

Одной из самых ярких личностных характеристик Умара (да будет доволен им Аллах)  была его необыкновенная способность судить, различая истинное и ложное в своём сердце, поэтому люди в то время говорили: «Истина идёт туда же, куда и Умар».

Ещё одним проявлением силы и непреклонности Умара (да будет доволен им Аллах) в Исламе является и совершение им хиджры. Все мусульмане переселялись в Медину тайно, за исключением Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Он совершил хиджру открыто.

Мухаммад ИмараВсе пробирались в Медину тайком. Он же явился к ним и бросил вызов, сказав: «Кто хочет, чтобы мать его потеряла, а дети – осиротели, пусть идёт за мной».

Умар (да будет доволен им Аллах) прибыл в Медину с семьюдесятью сподвижниками из своей семьи и племени и поселился в Куба, затем переселился в другой дом в одном из районов города.

 В Медине есть место под названием Эль-Джурф, оно связано с жизнью сподвижника Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Исследуя подробности его жизни, мы обнаружили, что Умар (да будет доволен им Аллах) владел имуществом и домом в районе Эль-Джурф и время от времени посещал его. Опросив многих людей, мы установили, что связанным с жизнью Умара (да будет доволен им Аллах) местом, о котором сохранилось наибольшее количество сведений, является именно район Эль-Джурф, который мы сейчас видим. Скорее всего, Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) владел в этом районе садами, а также пашней и верблюдами.

Умар (да будет доволен им Аллах) был близок к Пророку (мир ему и благословение) и участвовал с ним во всех сражениях. Он пожертвовал своим имуществом, увечьями и кровью на пути Аллаха.

Шейх Абд аль-Азиз Увайд, исламский проповедник

Умар (да будет доволен им Аллах) не пропустил ни одного сражения Пророка (мир ему и благословение), и так продолжалось до самой его смерти. Он соперничал с Абу Бакром (да будет доволен им Аллах) даже в трате имущества и говорил: «Всякий раз, когда я хотел опередить Абу Бакра, он опережал меня…»

Он участвовал во всех сражениях, заботился о защите мусульман и вселял ужас в сердца многобожников.

Когда объединившиеся племена многобожников готовились напасть на Медину, Умар (да будет доволен им Аллах) сыграл ведущую роль в подготовке к  их отражению.

Спускаясь от мечети Фатх, одной из семи мечетей, мы направляемся в мечеть  или место молитвы Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), который был руководителем в битве Ахзат. В то время это место не было мечетью, а служило командным пунктом сподвижников.

После смерти Пророка (мир ему и благословение) Умар (да будет доволен им Аллах) стал играть ещё более важную роль в жизни мусульманской общины. Это произошло на том Совете, который прошёл в Сакифе Бану Саид.

Абу Бакр Сиддык и Умар (да будет доволен ими Аллах) пришли к ансарам в эту Сакифу Бану Саид. Когда Умар (да будет доволен им Аллах) хотел заговорить, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) попросил его не делать этого и начал говорить сам. При этом он не оставил невысказанным ни одного слова из того, что хотел сказать Умар (да будет доволен им Аллах). Некоторые ансары сказали:  «Пусть будет амир из нас, и пусть будет амир из вас», на что Умар (да будет доволен им Аллах)  ответил: «Мы – амиры, а вы – визири». Протяни руку, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), я присягаю тебе». И как только он присягнул, за ним последовали остальные. Таким образом Всевышний сохранил исламскую умму.

Мухаммад Имара

Он был соратником Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) во всём, в том числе в собрании Корана и решении других вопросов.

Положение было серьёзным, войска мусульман  распространились на очень больших территориях.  В это время болезнь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) усилилась, и он хотел поручить халифат такому человеку, как Умар (да будет доволен им Аллах), но не навязывать его остальным. Лишь после Шуры (совещание) все сошлись во мнениях на нём.

Абу Бакр Сиддык (да будет доволен им Аллах) беспокоился о том, кто будет халифом после него. Он боялся, что мусульмане могут начать враждовать друг с другом, и это отразится на состоянии действующей армии и т. д. И он нашёл решение: написал договор, по которому халифат после него поручается Умару (да будет доволен им Аллах). Этот договор записал Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) и после смерти Абу Бакра (да будет доволен им Аллах)  он прочитал его всем мусульманам. Тем самым проблема была решена.

Перед Умаром (да будет доволен им Аллах) стояло много задач и, в первую очередь,  – управление действующими мусульманскими армиями, воевавшими с византийцами в Шаме и персами в Иране.

Умар (да будет доволен им Аллах) начал новый этап построения исламского государства.  В период Пророка (мир ему и благословение) и Абу Бакра Ислам распространился лишь в пределах Аравийского полуострова, и государственное устройство  было относительно  простым. Умар (да будет доволен им Аллах) же организовал учреждения – диваны и регулярную армию, воины которой  получали плату из казны. Именно при нём были возведены пограничные укрепления. Умар (да будет доволен им Аллах) первым начал строительство городов: Басры, Куфы и египетского Фустата.

Мабрук Атия, декан фак-та арабского языка университета Аль-Азхар

Умар был проницателен и знал, каким должен быть государственный деятель. Он основал диваны-канцелярии, провёл перепись, охватив ею всех поданных. Он основал совет – Шуру и диван войска.

Все эти величайшие достижения Умар (да будет доволен им Аллах) оплатил большой ценой. Враги исламского государства и его руководителей постоянно строили козни. Они вынашивали планы вероломного убийства халифа.

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) совершил утренний намаз в мечети Пророка (мир ему и благословение), рядом с зелёным куполом. Когда он закончил молиться и начал читать азкары, люди услышали шум – какой-то неизвестный напал на халифа. Это был огнепоклонник Абу Лю`лю, он пронёс в мечеть отравленный кинжал с двумя лезвиями и напал на молившегося Умара (да будет доволен им Аллах).  В этом месте, в этой мечети он ударил его и убежал, а убегая, убил ещё нескольких мусульман. Затем, когда на него набросили плащ, заколол самого себя. Когда Умар (да будет доволен им Аллах) спросил, кто его ударил, и услышал в ответ, что это был огнепоклонник Абу Лю`лю, он воскликнул: «Хвала Аллаху, который предписал мне принять смерть от рук того, кто ни разу не совершил поклон Всевышнему». Он был похоронен рядом с Пророком (мир ему и благословение) и Абу Бакром Сиддыком под зелёным куполом.

Но Умар (да будет доволен им Аллах) скончался не сразу и, несмотря на страшные раны и боль, его мысли были заняты заботой о людях и выбором сподвижников, из которых следовало избрать следующего халифа.

Эти шестеро были членами маджлиса-Шуры, и после смерти Умара (да будет доволен им Аллах) из их среды выбрали халифа.

После этого Умар аль-Фарук умер и был похоронен рядом с Абу Бакром (да будет доволен им Аллах) в той же комнате, что и Пророк (мир ему и благословение).

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) был выдающейся личностью общемирового масштаба.

Умар (да будет доволен им Аллах) олицетворял собой силу духа, он ни перед  чем не отступал. В истории Ислама он остался выдающимся  военноначальником и правителем. Он был основателем важнейшей стадии в образовании и развитии исламского государства. Образ этого выдающегося мусульманина сохранится в сердцах мусульман вплоть до Судного дня. Сын аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) был великим полководцем, скромным и аскетичным правоверным. Да будет Аллах доволен аль-Фаруком и да накроет Он его Своей великой милостью.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.