Хаджи-Дибир родился приблизительно в середине девятнадцатого века в селении Нижнее Инхо Гумбетовского района в семье, которая славилась своими потомственными учёными и праведниками.
Когда из НижнегоИнхо в хадж собирались ученые-богословы, перед поездкой он продал всё своё имущество и сказал, что больше не вернётся в село. Хаджи-Дибир был состоятельным человеком, имел стадо овец и другое имущество(ныне его бывший дом принадлежит Гамзатову Гамзату). О причине, побудившей его на данное действие, доподлинно не известно. Возможно, он желал провести остаток своей жизни в досточтимыхгородах – Мекке и Медине. Но, тем не менее, он вернулся в Дагестан, женился, жил в чужом доме.Спустя некоторое время он опять уехал в Харс (Турцию) с женой и двумя дочерьми. Там женился на еще одной женщине, у нее тоже родилась дочка.
Получив в Турции глубокие и обширные знания по религии, Хаджи-Дибир вернулся в Дагестан. Магомедова Чамарсаг, которая является потомком рода алимов, рассказала: «Хаджи-Дибир был братом моей бабушки Хафизат. Мама рассказывала, что он приходил к ним, но сестра всегда говорила ему, ты, мол, продал и дом, и сады, и скот, остался без ничего и в старости лет взял две жены, что ты от этого получил? Он отвечал: “Я получил то, что нужно было для меня – религиозные знания”». Также Чамарсаг рассказывала, что когда он уехал в Дагестан, его жены с дочерьми пришли к учителю Хаджи-Дибира и попросили вернуть его в Турцию. Наставник в ответ сказал, что он не вернется, потому что его судьба –жениться в Дагестане еще на двух женщинах.
Действительно, будучи уже в солидном возрасте, Хаджи-Дибир женился еще два раза, –одна его жена, которую звали Хайрат, была изВерхнего Инхо , другая–Шамсият из селения Тляйлух Хунзахского района.
Хаджи-Дибирбыл опечален тем, что не имеет сына, которому мог бы передать свои полученные знания, а обеспечение семьи всегда оставлял на Аллаха, говоря: «Не я даю пропитание (ризк)», т. е. интересовался только религией.
В Нижнее Инхо было очень много улемов и многие из них распространяли религию, обучали детей в других селах. Так, в начале двадцатого века Хаджи-Дибир прибыл в селение Инчха Салатавского (ныне Казбековского) района. Ему понравилось там, и он решил на оставшуюся жизнь остаться в этом селении.Как он туда попал, кем он работал неизвестно, но он жил в Инчха у человека по имени Мухаммад-хаджи. Сам Мухаммад-хаджи также был учёным и уважаемым человеком. По свидетельству старейшин села, он трижды пешком отправлялся на хадж в досточтимую Мекку. Есть вероятность, что Хаджи-Дибир и Мухам-мад-хаджи встретились и познакомились во время одного из этих паломничеств. Или, может быть, они давно знали друг друга и были кунаками. Как бы там ни было, Мухаммад-хаджи приютил у себя почтенного гостя из Инхо.
По словам жителей села, которые имеют некоторую, хотя и скудную, информацию о Хаджи-Дибире, он жил в Инчха в течение более одного года. У Мухаммад-хаджи были несколько сыновей. И во время пребывания в Инчха, Хаджи-Дибир научил их основам Ислама и чтению благородного Корана. Один из его сыновей – Салман, во времена советской власти передал эти знания многим поколениям, в те грозные времена к нему приезжали учиться даже из соседних населённых пунктов. По доносу некоторых недоброжелателей он даже был арестован, но по настоянию односельчан, впоследствии был освобождён. Позже Салман завещал своим сыновьям периодически посещать могилу Хаджи-Дибира. Его именем он нарёк внука своего брата.
Рассказывают, что Хаджи-Дибир был праведным человеком, обладавшим даром кашф-карамата, т.е. способным на совершение чудес. Часто Хаджи-Дибира видели занятым богослужением и плачущим. О его праведности свидетельствует и следующая история. Односельчанка Хаджи-Дибира, которая интересуется историей богословов, Аиша передает, что её прабабушка, которая умерла 1968 году, рассказывала, как она дважды пешком из Нижнее Инхо совершила зиярат к могиле Хаджи-Дибира. Она твердила, что мольбы, совершённые посредством него возле его могилы, принимаются Всевышним Аллахом. И рассказала о двух подобных случаях, в которых Аллах в скором времени внял её молитвам.
Благодать Хаджи-Дибира выявилась такжеи в праправнуках, которые в настоящее время живут в Санкт-Петербурге. Аллах наставил их (вероятно, это благодать мольбы богослова), они стали мюридами шейха Саид-афанди(да будет свята его душа!) и строго следуют канонам Ислама. Один из них в 30 лет поступил в Дагестанский Исламский Университет и является примерным учащимся.Здесь вспоминается слова шейха из Батлуха: «Плохой сын хорошего отца лучше, чем хороший сын плохого отца». Это означает, что благодать таких людей рано или поздно проявляется в потомках.
Этот благословенный человек скончался в начале двадцатого века. Перед смертью он сам предвещал, что покинет бренны ймир через несколько дней в такое-то время. Похоронен он в селении Инчха.
В предании (асар) говорится:
مَنْ أَرَّخَ مُؤْمِنًا فَكَأَنَّمَا أَحْيَاهُ، وَمَنْ قَرَأَ تَارِيخَهُ فَكَأَنَّمَا زَارَهُ، وَعِنْدَ ذِكْرِ الصَّالِحِينَ تَتَنَزَّلُ الرَّحْمَةُ
«Кто напишет историю правоверного человека, тот как будто воскресил его. А тот, кто прочтёт его историю, подобен посетившему праведника. Когда где-либо упоминается о благочестивых людях, то на это место нисходит милость Аллаха».
Да смилуется Всевышний Аллах над ним и да удостоит Творец нас Своей милости и благодати этого правоверного!
Айшат Нурмагомедова