Как 'Умар (رضي الله عنه) получил прозвище Аль-Фарук

Второй праведный халиф Амир аль-Муъминин 'Умар Ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) носил благородное прозвище Аль-Фарук. В буквальном переводе с арабского это слово означает – различающий добро и зло, (1) тот, кто хорошо различает, распознает (добро и зло); премудрый; 2) имя собств. м. Фарук (словарь Баранова)).

О том, как 'Умар (да будет доволен им Аллах) получил это прозвище, пишет Ахмад Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Ас-Сава'ик аль-мухрика»:

«Абу Ну'айм в книге Ад-Далаиль и Ибн 'Асакир передают от Ибн 'Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах):

Я спросил 'Умара (да будет доволен им Аллах): «За что Вас прозвали Аль-Фаруком?»

На это он ответил: «За три дня до того, как я пришел в Ислам, дядя пророка (мир ему и благословение Аллаха) Хамза (да будет доволен им Аллах) принял ислам. Когда я пришел в мечеть, Абу Джахль ругал и оскорблял пророка (мир ему и благословение Аллаха). Об этом рассказали Хамзе (да будет доволен им Аллах). Он, взяв свой лук, пришел в мечеть, подошел к кругу курейшитов, среди которых был и Абу Джахль.Опираясь на свой лук, он встал лицом к лицу перед Абу Джахлем и грозно посмотрел на него. Смотря на его лицо, Абу Джахль почувствовал неладное и спросил: «Что случилось, о Абу 'Имара?» Тогда Хамза (да будет доволен им Аллах) поднял свой лук и ударил по шее Абу Джахля. Этот удар порезал шею, и у него пошла кровь. Но курейшиты, побоявшись распространения смуты, сразу примирили их.

Далее 'Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «В это время Посланник Аллаха (мир ему и благословение) скрывался в доме Аль-Аркама Ибн Абу Аркама аль-Махзуми. Хамза (да будет доволен им Аллах) сразу отправился туда и принял ислам. После этого случая прошло три дня, я вышел на улицу, встретил одного человека из племени Аль-Махзум и спросил его: «Ты отвернулся от религии твоих отцов и последовал религии Мухаммада?» Он мне ответил: «Если я это сделал, то это тебя мало касается. Поистине это сделали те, кто больше меня заслуживают твоего внимания». Я спросил: «Кто это?» «Твоя сестра и зять», – ответил он.

Затем я отправился к ним. Когда я дошел до дома моей сестры, услышал тихое бормотание. Я сразу зашел и спросил: «Что это было?» Они не отвечали… я настаивал на своем, и этот разговор между нами продолжался до тех пор, пока я не взял зятя за голову и не ударил его, окровавив этим его голову. Потом ко мне подошла моя сестра, взяла меня за голову и сказала: «Как бы ты ни хотел, но это было тем (то есть, Кораном) ...» Я почувствовал стыд, увидев слезы в ее глазах, и присел. Потом я сказал: «Дайте мне то, что вы читали». Она мне ответила аятом из Корана:

لا يسمه إلا المطهرون الواقعة 79

«Поистине, не прикасается к нему никто, кроме очищенных, то есть, тех, кто имеет омовение»! (сура аль-Вакы'а : 79)

Тогда я встал, сделал омовение, и после этого они дали мне листок, на котором было написано:

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَـنِ الرَّحِيمِ

«Во имя Аллаха милостивого ко всем в этом Мире и к уверовавшим в Ахирате». Я сказал: «Хорошие, чистые слова» и далее прочел:

«Таха, Мы не ниспосылали тебе Коран, чтобы ты был несчастным…» До слов: «у Него имеются прекрасные имена». (сура Таха: 1-8)

Эти слова оказали на мое сердце огромное влияние, так что я почувствовал к этому большое уважение. Потом я воскликнул: «Разве от этого бегут Курейшиты?» И принял Ислам.

Затем я спросил ее: «Где находится Посланник Аллаха (мир ему и благословение)?» Сестра сказала, что он в доме Аль-Аркама. Я пришел туда и постучал в двери. Все, кто были внутри, притихли и прислушались. Тогда Хамза (да будет доволен им Аллах) сказал им: «Что с вами?» Они сказал: «Это 'Умар». «Откройте ему дверь, – сказал Хамза, – если он пришел к нам с миром, мы его примем, а если повернется против нас, то мы его убьем». Услышав это, туда вышел посланник Аллаха (мир ему и благословение), затем перед ним я произнес слова свидетельства, и все присутствующие произнесли такбир так громко, что это было слышно людям, находящимся в мечети.

После этого я сказал: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), разве мы не на истинном пути?» Он ответил: «Да, конечно». Затем я опять спросил: «Тогда почему мы скрываемся?»

После всего этого мы вышли из дома Аль-Аркама двумя группами. Я вышел с одной группой, а Хамза (да будет доволен им Аллах) с другой, пока мы не вошли в мечеть. Курейшиты смотрели то на меня, то на Хамзу (да будет доволен им Аллах), и их охватила сильная печаль. Вот в этот момент Посланник Аллаха (мир ему и благословение Алллаха) и прозвал меня «Аль-Фарук» – различающий между истиной и ложью.

Также Ибн Са'д передал от Заквана: что он спросил Айшу (да будет доволен ею Аллах):

«Кто дал 'Умару (да будет доволен им Аллах) прозвище Аль-Фарук?»

Она ответила:

«Это был посланник Аллаха (мир ему и благословение)».

Ибн Маджа и Аль-Хаким передали от Ибн 'Аббаса:

«Когда 'Умар (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, к Пророку (мир ему и благословение) спустился ангел Джибриль и сказал:

«О, Мухаммад, поистине те, кто на небесах, возрадовались от того, что 'Умар принял Ислам».

(Ас-Саваик аль-мухрика, Ибн Хаджар Аль-Хайтами)

Принятие Ислама 'Умаром Ибн аль-Хаттаб было великим событием в истории нашей религии. После этого положение мусульман в Мекке в корне изменилось. Язычники Мекки почувствовали страх перед сторонниками Мухаммада (мир ему и благословение). Если до этого они считали своих соплеменников, принявших Ислам, кучкой заблудших людишек, которые оставили религию отцов и дедов, то с того дня, как 'Умар (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, они посчитали мусульман противниками, имеющими равные им возможности.

Об этом далее пишет Ибн Хаджар аль-Хайтами:

«Аль-Баззар и Аль-Хаким передали от Ибн 'Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах):

«Когда 'Умар (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, язычники Мекки сказали: «Наши противники достигли половины от нас, то есть они приравнялись к нам в количестве»».

Именно в это время и был ниспослан и этот аят:

يَـاأَيُّهَا النَّبِيُّ حَسْبُكَ اللَّهُ وَمَنِ اتَّبَعَكَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ

 «О, пророк! Довольно (достаточно) тебе Аллаха и тех, кто последовал за тобой из верующих». (сура аль-Анфаль: 64)»

(Ас-Саваик аль-мухрика, Ибн Хаджар Аль-Хайтами)

После того, как 'Умар Ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) принял ислам, возможности мусульман намного расширились. В его лице они получили весомую поддержку и защиту. И это продолжалось до тех пор, пока Он не покинул этот мир, приняв шахаду (мученическую смерть) от рук язычника Абу Луълуъа аль-маджуси.

Ибн Хаджар в той же книге далее приводит хадисы, свидетельствующие об этом:

«Бухари и другие предали от Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах):

«Наше величие не прекращалось с того дня, когда 'Умар (да будет доволен им Аллах) принял Ислам».

Ибн Са'д также передает от Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах):

«Принятие Ислама 'Умаром (да будет доволен им Аллах) было началом, его хиджра (переселение из Мекки в Медину) была нашей победой, а его правление было для нас милостью. Мы видели, как не мусульмане могли приходить в мечеть к дому Аллаха, пока он не принял ислам. А когда 'Умар (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, он сражался с язычниками Мекки до тех пор, пока они не оставили нас в мечети, и тем обезопасил нам туда дорогу».

Ибн Са'д и аль-Хаким также передали от Хузайфа (да будет доволен им Аллах):

«Когда 'Умар (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, эта религия стала подобна человеку, идущему навстречу, который только и набирал силу, а когда убили 'Умара, Ислам стал подобен убегающему человеку, который все отдаляется и отдаляется».

Ат-Табарани также передал достоверным иснадом (хасан) от Абдуллаха Ибн 'Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах):

«Первым, кто публично заявил об Исламе, был 'Умар Ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах)».

Также Ибн Са'д передал от Сухайба (да будет доволен им Аллах):

«Когда 'Умар принял Ислам, эта религия вышла на свет, и призыв к ней стал явным. После этого мы сидели в мечети вокруг Каабы, делали таваф вокруг нее и смогли потребовать справедливости к нам. Тем, кто обвинял нас в ошибках, мы ответили на их нападки»».

(Ас-Саваик аль-мухрика, Ибн Хаджар Аль-Хайтами)

Воистину, 'Умар Ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) был человеком, различающим истину от лжи, и посредством которого Ислам возвысился. Он заслуженно получил благородное прозвище Аль-Фарук. Дай Аллах нам силы следовать его примеру, и да не лишит Аллах нас его бараката.

Мухаммад Султанов

Похожие материалы: