Ты похож на меня нравом и внешностью

17 Февраль 2016
Джафар Ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) часть 2

От Али (да будет доволен им Аллах) передаётся:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Джафару:

قال رسول الله لجعفر الطيار: أشبهت خلقي وخلقي

«Ты похож на меня нравом и внешностью».

От Ибн 'Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил Джафара ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) в Эфиопию, а когда он вернулся обратно, Пророк обнял его и поцеловал в лоб…»

Ибн Бурайда передаёт от своего отца:

«Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вместе с сподвижниками возвращался, возместив 'умру, которую они пропустили в год Худайбийского договора, они вышли из Мекки, и за ними последовала маленькая дочь Хамзы (да будет доволен им Аллах) и кричала: «Дядя, дядя!» 'Али (да будет доволен им Аллах) взял её в руки и сказал своей жене Фатиме (да будет доволен её Аллах): «Побойся Аллаха, она же дочь твоего дяди». Тогда Фатима (да будет доволен ее Аллах) нагрузила её на себя и понесла. После этого поспорили между собой Зайд, Джафар и 'Али (да будет доволен ими Аллах). Каждый из них хотел взять её к себе на воспитание.

«Я больше всех заслуживаю быть ее опекуном,– сказал Али, – потому что она дочь моего дяди». А Зайд возразил: «Она дочь моего брата». Тогда Джафар Ибн Абу Талиб сказал: «Она дочь моего дяди, и её тетя – моя жена». Он имел в виду Асму бинт 'Умайс. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил этот спор в пользу Джафара и сказал: «Тетя (сестра матери) для неё будет на уровне матери».

Потом Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Али (да будет доволен им Аллах): «Ты от меня, и я от тебя». Джафару (да будет доволен им Аллах) он сказал: «Ты похож на меня нравом и внешностью», а Зайду (да будет доволен им Аллах): «Ты наш брат и родственник».

Переселившись в Эфиопию, Джафар (да будет доволен им Аллах) занимался исламским дааватом (призывом). По его призыву и под его руководством приняли Ислам Ан-Наджаши и люди из его окружения. Он успешно отстоял свою религию перед правителем Эфиопии, когда курейшиты во главе с Амр Ибн аль-Ассом прибыли к нему с требованием вернуть мусульман обратно в Мекку. Речь Джафара произвела сильное впечатление на короля Ан-Наджаши, и итогом этого стало то, что Ан-Наджаши согласился с истинностью Ислама и опроверг требования курейшитов. Более того, он объявил о принятии Ислама и о полной защите мусульман в его стране. И это все было заслугой Джафара Ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).

Когда мекканским неверным стало известно, что мусульмане совершили хиджру (переселились) в Эфиопию, они срочно решили отправить за ними делегацию с подарками для правителя Ан-Наджаши, чтобы он вернул их обратно в Мекку. Делегация курейшитов прибыла к Ан-Наджаши и при встрече с ним стала наговаривать на мусульман:

«Эти мусульмане – глупые юнцы, оставившие религию своего племени. Однако они не вошли и в вашу религию, и придумали себе новую, неизвестную ни вам ни нам, религию».

Но Ан-Наджаши был справедливым правителем и он пожелал выслушать и другую сторону (мусульман), чтобы вынести окончательное решение. Он оправил за ними человека, и вскоре перед ним стояли представители мусульман из числа переселенцев. На этом собрании со стороны мусульман выступал Джафар Ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), и Ан-Наджаши спросил его:

«Что это за религия, из-за которой вы отделились от своего племени, но не вошли ни в нашу, ни в другую известную на сегодняшний день религию?»

На это Джафар (да будет доволен им Аллах) ответил:

«Уважаемый правитель, мы были невежественным народом, поклоняющимися идолам, употребляли в еду мертвечину, совершали мерзкие непристойные деяния, разрывали родственные узы, не соблюдали права соседей, и сильный из нас мог просто съесть слабого. И это продолжалось до тех пор, пока Аллах не послал нам этого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) который нам и до этого был известен благородием, правдивостью, честностью и скромностью. Он призвал нас к единобожию и поклонению единственному Аллаху, призвал оставить все те камни и идолы, которым поклонялись мы и наши предки. Повелел нам говорить только правду, выполнять данные обещания, укреплять родственные узы, соблюдать права соседей и отказаться от запретного.

Также он нам запретил совершать непристойные поступки, говорить неправду, злоупотреблять имуществом сирот и оскорблять невинных женщин. Ещё он нам повелел поклоняться Аллаху, не придавая ему сотоварища.

Мы запретили себе то, что он нам запретил, и дозволили то, что он нам дозволил. Тогда наш народ отнёсся к нам крайне враждебно. Они нас замучили и тем самим хотели отвратить от нашей религии, чтобы мы вернулись к поклонению идолам, оставив поклонение Аллаху. Они хотели, чтобы мы дозволяли мерзости, которые мы до этого считали дозволенными.

Вот когда они притеснили нас, создав невыносимые условия, препятствуя совершать предписания нашей религии, мы решили переселиться в вашу страну. Мы выбрали именно вас, а не кого иного, в надежде на вашу защиту и считая, что под вашей опекой нас никто не притеснит».

«У вас есть с собой что-либо из того, что было ниспослано Ему от Аллаха?» – спросил Ан-Наджаши. «Да, есть, конечно»,– ответил он и прочитал начало суры Марям.

После того, как он закончил чтение, Ан-Наджаши расплакался так, что его борода намокла. Также расплакались его священники, услышав то, что прочитал Джафар.

Затем Ан-Наджаши воскликнул: «Воистину, это и то, с чем пришёл пророк Муса (мир ему), исходит из одного и того же источника. Уходите! Я никогда, ни в коем случае даже не подумаю отдать вас им». После этого Ан-Наджаши принял Ислам.

После возвращения из Эфиопии Джафар (да будет доволен им Аллах) принимал активное участие в жизни мусульман и во всем помогал Пророку (да будет доволен им Аллах). Он также участвовал в походах, которые совершали мусульмане с целью распространения своей религии, в том числе в знаменитом походе Муъта, который стал для него последним. Не прошло и нескольких месяцев после возвращения Джафара (да будет доволен им Аллах) в Медину, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил его в качестве одного из полководцев на битву при Муъта, явившуюся великим испытанием для мусульман.

От Абдуллаха Ибн 'Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), назначив командиром войска, отправляющегося на поход Муъта, Зайда Ибн Хариса (да будет доволен им Аллах), сказал:

«Если убьют Зайда, то командиром будет Джафар, а если и его убьют, то Ибн Раваха». Далее Абдуллах Ибн 'Умар (да будет доволен им Аллах) говорит: «Я тоже вместе с ними участвовал в этом сражении. Мы искали Джафара Ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), но нашли его уже убитым. На его теле было более девяноста ран».‎

Также от Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказал о смерти Зайда, Джафара и Ибн Равахи (да будет доволен ими Аллах) до того, как пришла весть об этом:

«Зайд взял флаг, и его настигла смерть, потом флаг взял Джафар, его тоже убили, после этого флаг взял Ибн Раваха, и он был убит, и его глаза были в слезах. Всё это продолжалось, пока флаг не взял один из мечей Аллаха (Халид Ибн Валид (да будет доволен им Аллах) и они не победили».

Также от Абдуллаха, сына Джафара(да будет доволен ими обоими Аллах)передаётся:

«Я помню, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) заходил к нам и рассказал моей матери о смерти моего отца. Я смотрел на него, он гладил по моей голове, а из его глаз лились слезы так, что Его борода намокла. Потом он сказал: «О Аллах, поистине Джафар получил самую лучшую награду. Замени его для семьи самым лучшим из праведных твоих рабов в его семье».

В 8 году по Хиджре в знаменитом сражении «Муъта» Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) стал шахидом. Сейчас на этом месте стоит полуразрушенная мечеть с аркой.

Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) похоронен вместе с остальными шахидами Муъта в пяти километрах к востоку от поля боя. Район, где похоронены шахиды этой битвы, из-за их могил называется «Мазар».

Мухаммад Султанов