Имам Абу Амр аль-Авзаий

24 Август 2016
1479

Славный учёный-богослов мусульманской общины, благородный имам, основатель собственной богословско-правовой школы в Исламе, абсолютный муджтахид, имевший право самостоятельно извлекать шариатские решения на основе Корана и Сунны, один из жителей той лучшей эпохи, о которой засвидетельствовал сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение), – Абдурахман бин Амр бин Юхмад аль-Авзаий ад-Димашкий.

Рождение и генеалогия

Родился будущий имам в 88 году хиджры (707 год по григорианскому календарю) в Дамаске, в квартале, который в настоящее время называется «Аль-Акиба». Его прозвали аль-Авзаий, отнеся к йеменскому племени аль-Авза, представители которого обосновались в одной из деревень при Дамаске со стороны Баб аль-Фарадис (одни из врат древнего Дамаска в северной части). Имам аль-Бухари также пишет в «Тарих», что аль-Авза – это деревня при Дамаске. Ее назвали их именем, и она оставалась известной под ним до IX века хиджры. Затем там увеличилась населенность, и название прекратило существование. Некоторые генеалоги утверждают, что аль-Авза в основе своей – род от Зуль-Кила, правителя Химьяра. А бану Химьяр – из арабов-кахтанитов (южных арабов) в Йемене. Они покинули родину и рассеялись по странам после известного разрушения плотины Мариб, когда разлившиеся воды затопили многие населённые пункты.

Якут аль-Хамавий же пишет, что аль-Авза относится к йеменскому племени бану Хамдан. Выходцы из него были отважными людьми, героями, совершившими ради Ислама великий джихад. Однако некоторые учёные, такие как Ибн Насыр, считают, что имам родился в г. Баальбеке (Ливан).

Аббас бин аль-Валид передал слова своего отца: «Аль-Авзаий родился в г. Баальбеке, вырос в области аль-Бука (в центральной части которого расположен и Баальбек), а затем мать перевезла его в Бейрут. Я не видел отца восхищающимся чем-либо из мирской жизни так, как он восхищался им (аль-Авзаий).

Он говорил: “Пречист Ты, о Аллах, Ты творишь, что пожелаешь. Аль-Авзаий был бедным сиротой, находившимся на попечении матери, которая перевозила его из страны в страну. И Твоё решение (предопределение) осуществилось в нём, и Ты довел его до того (уровня достоинства), в котором его вижу я”. А затем он продолжал: “О сынок, цари бессильны воспитать себя и своих детей, а в его (аль-Авзаий) душе же – благовоспитанность. Всякое сказанное им достойное слово слушающий непременно желал запоминать и подтверждать. Я никогда не видел, чтобы, смеясь, он громко хохотал. Когда он начинал поминать Судный день, я говорил про себя: “Видишь ли ты в этом собрании сердце (человека), которое не плачет?!”»

Как бы там ни было, он родился в Шаме (включал в себя территории Сирии, Иордании, Палестины и Ливана), поэтому в некоторых источниках к его имени дополняют аш-Шамий, что означает «выходец из Шама».

Мухаммад бин Абдурахман ас-Салами говорил: «Я видел аль-Авзаий, он был выше среднего роста, с редкой бородой, смуглый, он красился хной». Имам говорил, что в годы правления Умара бин Абдульазиза он был в возрасте совершеннолетия или около того.

Детство и юность имама

Ученый-богослов и историк Ибн Касир пишет: «Аль-Авзаий вырос в аль-Бука сиротой под опекой матери, которая перевозила его из страны в страну. Он воспитался сам.

Среди сыновей правителей, халифов, визирей, торговцев и других не было более разумного, благочестивого, знающего, красноречивого, величавого, кроткого и умеющего долго хранить молчание, чем он».

Имам аль-Авзаий рассказал: «Мой отец скончался, когда я еще был маленьким. Как-то я пошел играть с детьми. Мимо нас проходил некий человек (он упомянул одного славного арабского старца), и дети, увидев его, разбежались. Я же остался на месте. Он спросил меня: «Чей ты сын?» – и я ответил на вопрос. Тогда он продолжил: «Сын моего брата, да смилуется Аллах над твоим отцом!»

Затем он отвел меня к себе домой. Я оставался у него до тех пор, пока не достиг совершеннолетия, после чего он определил меня в некое учреждение. Нас командировали в Йамаму. По прибытии в Йамаму мы зашли в мечеть, а когда же мы вышли из нее, то один из наших спутников сказал мне: «Я увидел, что Яхья бин Абу Касир (один из выдающихся ученых того времени) был восхищен тобой, говоря: «Я не видел в этой экспедиции более представительного (по внешности) человека, чем этот юноша». Далее аль-Авзаий сказал: «Я остался у него и написал от него четырнадцать или тринадцать книг, которые потом были сожжены».

Впоследствии имам вместе с женой и детьми обосновался в Бейруте. Абу Нуайм  п р и в о д и т следующую и с т о р и ю , к о т о р а я вызвала у аль-Авзаий удивление. В с т р е т и в у кладбища некую чернокожую ж е н щ и н у, он спросил её: «Где же с т р о е н и я (в которых о б и т а ю т люди)?» Она, указывая на к ладбище, о т в е т и л а : «Ты находишься в строении, – и далее, указав на населённый пункт, продолжила: А если желаешь увидеть развалины, то они – перед тобой».

Имам подумал: если даже простая женщина говорит такое, то нужно непременно обосноваться здесь, ибо здесь он обнаружил отрешённость от любви к мирскому и богобоязненность. И он остался в Бейруте. Аль-Авзаий вырос религиозным и праведным человеком, упорно занимаясь науками и черпая знания из чистых и пресных источников, перемещаясь между Шамом, Йеменом, Хиджазом, Басрой и другими местами до тех пор, пока не стал шейхом Шама.

Ученость аль-Авзаий

Имам аль-Авзаий считается одним из выдающихся ученых-законоведов, которые оказали воздействие на ход развития исламской юриспруденции. Богословско правовая школа – мазхаб имама аль-Авзаий распространился в странах Шама, Андалусии (мусульманской Испании) и других местах. Ибн Касир пишет: «Жители Дамаска и близлежащих местностей придерживались его мазхаба в течение около двухсот двадцати лет». Затем его богословско-правовая школа перебралась в Андалусию и распространилась там. Однако впоследствии его мазхаб отступил перед другими богословско-правовыми школами Ислама по причине слабости его учеников и активности, энергичности приверженцев других школ. В Шаме большее развитие получил мазхаб имама аш-Шафии, а в Андалусии – мазхаб имама Малика, который нашёл сторонников и учеников там. Имам ан-Нававий в книге «Шарх аль-Мухаззаб», описывая аль-Авзаий, пишет: «Чтокасается аль-Авзаий, то это Абу Амр, Абдурахман бин Амр, один из старших, видных табиу-табиинов (следовавшее за табиунами– учениками сподвижников Пророка (мир ему и благословение)  праведное поколение мусульман) и их превосходных имамов. Он был имамом жителей Шама в своё время. Издал богословско-правовые заключения (фетвы) относительно семидесяти тысяч вопросов, также говорят, что по восьмидесяти тысячам вопросам». В произведении «Тахзиб ан-Нававий» со слов Абдурахмана бин Махди он передаёт: «Имамов по науке хадисоведения четыре: аль-Авзаий, Малик, Суфьян ас-Саврий и Хамад бин Зайд».

Яхья бин Муин говорил: «Ученых-богословов четыре: ас-Саврий, Абу Ханифа, Малик и аль-Авзаий». Имам Малик сказал: «Аль-Авзаий – один из глубоко и основательно знающих религиозные науки».

Имаму аль-Авзаий впервые задали вопросы по мусульманскому праву в 113 году, когда ему было двадцать пять лет. После этого он непрестанно выносил фетвы всю свою оставшуюся жизнь.

Он совершил паломничество в досточтимую Мекку. Когда он входил в Мекку, Суфьян ас-Саврий держал за поводья его верблюда, а Малик бин Анас вёл его (верблюда). Ас-Саврий при этом говорил: «Дайте дорогу шейху!» Затем они усадили его возле Каабы и сели перед ним, дабы обрести от него знания.

Продолжение следует

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.