Праведный принц Ахмад ибн Харун Рашид

Жизнеописание этого молодого человека – Ахмада ибн Харуна Рашида – является более чем удивительным. Мало кто может остаться таким чистым и далёким от мирского, имея полную возможность получить все удовольствия на этой земле. Однако Ахмад ибн Харун Рашид, несмотря на то, что был сыном Аббасидского халифа, смог остаться в стороне от того, чего всю свою жизнь добиваются любители мирского. Он относился именно к тому особому типу людей, которых Всевышний Аллах поднял на вершину благочестия, и прожил всю жизнь так, что его не смог бы сбить с истинного пути самый опытный искуситель. Самым удивительным в этой истории является то, как смог стать одним из таких людей сын халифа и как он смог отказаться от лавров правопреемства власти своего отца, которая распространялась далеко на Запад и на Восток.

Ахмад ибн Харун Рашид прожил свою жизнь аскетом, в поклонениях Всевышнему Аллаху, не употребляя ничего, кроме того, что заработал собственными руками. Он рос очень хорошо воспитанным, богобоязненным юношей, любил читать Коран и занимался изучением религиозных наук.

Ахмад ибн Харун Рашид устроился работать разнорабочим. Он трудился один раз в неделю по субботам и только этот свой заработок тратил на свои нужды, а оставшиеся шесть дней занимался богослужением. За это его прозвали Ахмад Ас-Сабти (субботний).

Его заработок составлял чуть больше одного дирхама в неделю. Он занимался изготовлением глиняного раствора. Его инструментами, посредством которых он зарабатывал себе на жизнь, были лопата, которой он собирал глину, и большая корзина, в которой он носил то, что собрал, чтобы потом изготовить раствор.

Харун Рашид, как об этом пишет Ибн Касир, втайне от своей семьи женился на Зубайде, матери Ахмада, ещё до того, как он стал правителем Аббасидского халифата. Когда она забеременела, Харун Рашид отправил Зубайду в Басру и дал ей кольцо с рубином. Он повелел ей вернуться обратно в Багдад, как только он станет халифом. Он периодически справлялся о её положении, получал от неё вести и отправлял необходимые средства на её содержание. Он, конечно же, получил и информацию о том, что Зубайда родила сына и нарекла его именем Ахмад.

Однако, когда Харун Рашид стал Аббасидским халифом, Зубайда не вернулись к нему в Багдад. Она спряталась со своим сыном, а ему отправила весть, что они умерли. Харун Рашид, конечно, искал их, но не смог их найти и не получал от них никаких вестей.

Возвращение в Багдад и смерть матери

Вернувшись позже в Багдад, Ахмад и его мать продолжали свою обычную жизнь. Не говоря никому, что он является сыном халифа, Ахмад по своему обычаю работал каждую субботу и жил на этот заработок остальные дни недели, проводя их в богослужении. И после смерти матери он не рассказал свою тайну никому и продолжал свою обыденную жизнь.

Предсмертная болезнь Ахмада ибн Харуна Рашида

У одного человека обвалилась стена дома, и он вышел искать рабочего и увидел очень красивого юношу, который сидел и читал Коран. Этим молодым человеком был Ахмад. Он договорился с ним о том, что тот сделает раствор и восстановит стену его дома.

Когда Ахмад работал в доме этого человека, он сильно заболел. Хозяин дома оказался очень щедрым и почтенным человеком. Он ухаживал за Ахмадом и проводил необходимое лечение, но болезнь оказалась сильнее. Этот человек находился возле Ахмада до его последнего вздоха.

Завещание сына Харуну Рашиду

Перед смертью Ахмед вытащил то самое кольцо, которое Харун Рашид отдал его матери, передал его хозяину дома и попросил пойти с этим кольцом к халифу и передать ему от хозяина этого кольца следующие слова: «Остерегайся умереть в таком безрассудстве (опьянённым), дабы не сожалеть в тот день, когда сожаления никому не помогают. Остерегайся выходить из подчинения Всевышнему Аллаха, если бы то, чем ты владеешь было бы вечным, то это не дошло бы до тебя. Следовательно, оно не останется и у тебя, и в конечном итоге перейдёт к следующему. Поистине, ты осведомлен и о том, что произошло с теми, кто были у власти до тебя». Сказав эти слова, Ахмад в 184 году по хиджре покинул этот мир.

Хозяин того дома похоронил его, как положено, и все это время у него из головы не выходил последний разговор с Ахмадом. Он все время думал над тем, кем же являлся этот таинственный человек. Его беспокоило и то, как отреагирует халиф на это кольцо и его рассказ. Вопросов было очень много, но на ответы даже намека не было. Поэтому этот человек решился всё-таки пойти к халифу передать Харуну Рашиду доверенную ему вещь и информацию. Будь что будет.

Как Харун Рашид узнал о смерти сына

Привратник сообщил халифу, что пришел некий человек, который утверждает, что он знает тайную весть, которую он должен рассказать лично халифу. Харун Рашид распорядился, чтобы его пропустили. Когда этот человек вошел, халиф спросил у него: «Что тебе нужно?» Он ответил: «О правитель правоверных, один человек передал мне это кольцо и повелел отдать его вам. Также он попросил передать вам его слова». Харун Рашид сразу узнал это кольцо и воскликнул: «Горе тебе, о человек. Где хозяин этого кольца?». Он ответил, что хозяина кольца нет в живых, и стал передавать ему слова, которые завещал халифу Ахмад. Также он рассказал, как работал, на что жил и чем занимался Ахмад.

Когда Харун Рашид услышал эти слова, он встал со своего места, упал на землю и долго лежал на ней. Он плакал и повторял слова: «Клянусь Аллахом, воистину ты сделал мне большое наставление, о сын мой!» Через некоторое время он пришел в себя и спросил у этого человека: «Знаешь ли ты, где находится могила Ахмада?» На это пришедший ответил: «Я же его похоронил…». Тогда Харун Рашид сказал ему: «Вечером приходи ко мне».

Вечером они пошли к могиле Ахмада. Харун Рашид сидел около могилы сына и долго плакал. И это продолжалось почти до рассвета. Затем он вернулся во дворец и распорядился, чтобы этому человеку выплатили десять тысяч дирхемов, а также дали подарки для его семьи.

Как известно, Ислам не требует от нас полного отказа от всего мирского, как это делал Ахмад ибн Харун Рашид, однако такой аскетизм, высокий нрав и сильная вера может стать примером для подражания. Когда почти каждый человек гоняется за богатством этого мира, упоминание подобных примеров может удержать его хотя бы от недозволенного заработка в своей жизни.