Джалалуддин Махалли – исследователь исламских наук (791–864 / 1389–1459) | ВИДЕО

16 Ноябрь 2016 665

Часто можно услышать от людей как образованных, так и не обладающих достаточным багажом исламских знаний, как они оперируют в своих диспутах такими словами, как «в Махалли написано так» или «Махалли по этому вопросу утверждает так», обозначая одним словом и автора, и книгу, с претензией, что как там написано или как он говорит, так и должно быть. По свидетельству множества богословов шафиитского мазхаба, такое их утверждение является верным.

Но что или, точнее, кто эти «Махалли»?

В этом мы и постараемся разобраться в нашей статье.

Джалалуддин Махалли родился в 1389 г. (месяц шавваль 791 г. по хиджре) в столице Египта Каире в квартале Аль-Махаллят Аль-Кубра. Здесь же он сделал и свои первые шаги в изучении Исламских наук, начав их с самого лучшего – заучивания Священного Корана и текстов различных шариатских книг. Перечень наук, которые постигал будущий богослов, был самым разнообразным: исламское право и его основы, арабский язык и грамматика, наследственное право, математика, логика, диалектика, стилистика, риторика, тафсир, основы религии, науки хадиса и другие важные и нужные дисциплины. Джалалуддин Махалли обладал такими выдающимися способностями и умом, что современники даже сказали, что «его разум проделает отверстие даже в алмазе».

Учителя Джалалуддина Махалли

Приобрел эти бесценные знания Махалли у авторитетнейших алимов ислама своего времени не только в Каире, где обучался богослов, но и во всем исламском мире. Его учителями были:

Сиражуддин Ибн Мулакъкъин – величайший ученый в области хадисов и исламского права, написавший, по некоторым данным, около 300 трудов в науках ислама;

Сиражуддин Булкъини – признанный учёный шафиитского мазхаба в Каире, преподавал в университете «Аль-Азхар», также основал собственное медресе, откуда вышло множество крупных богословов и праведников Ислама. Его перу принадлежат труды в ряде областей исламских наук.

Иззу ибн Джамаа – верховный судья Египта, взявший свои знания у тысячи трехсот алимов своего времени.

Ибну Хаджар Аль-Аскаляни – известный богослов и историк, автор 150 трудов по всем исламским наукам, самым значимым из которых по праву считается пятнадцатитомная книга «Фатхуль Бари аля Сахих Аль-Бухари», толкование известного сборника достоверных хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Получив знания у этих и многих других богословов, Джалалуддин Махалли стал видным ученым-богословом своего времени, к мнению которого прислушиваются и примеру которого стараются следовать.

Богобоязненность Джалалуддина Махалли

«Богобоязненность во всем» – было жизненным кредо ученого. Во всех своих делах он старался следовать пути праведных предшественников. Как и они, Махалли неистово призывал ко всему светлому и никак не соглашался с неправомерностью, особенно в делах религии, без страха и упрека указывая притеснителю на его неправоту. Как простые мусульмане, так и преступившие границы дозволенного судьи и даже правители получали замечания от Махалли за их неправедные поступки. Но вместо обиды и отчуждения, критика алима находила отклик в сердцах оступившихся, они принимали его слова и старались следовать им.

По возможности, ученый старался обойтись без посторонней помощи, не причинял неудобств людям, не любил быть на иждивении кого-бы то ни было и зарабатывал торговлей тканями. В одежде был неприхотлив, так же, как и в средствах передвижения. Все это и многое другое прославило имя богослова во всем Египте и за его пределами. Ищущие знания стали стремиться именно к нему из самых отдаленных мест – кто снискать баракат, кто приобрести бесценные знания, а кто и просто на зиярат, увидеться с выдающимся алимом всего мусульманского мира. Благодаря этому Махалли уважительно стали называть «Имам Джалалуддин».

Отказ Джалалуддина Махалли от высокой должности

Наслышанный о знаниях и авторитете богослова правитель Египта хотел назначить Джалалуддина Махалли на пост верховного судьи, но благородный алим не согласился, мотивируя отказ тем, что он не в состоянии справиться с таким важным делом, а своим друзьям признавался, что он не в состоянии вытерпеть адские муки, указывая тем самым на большую ответственность судейства и что ошибка в этом важном деле может привести его в адский огонь.

Его день был строго распределен между богослужением, преподаванием и составлением книг.

Труды Джалалуддина Махалли

Из-под пера ученого вышли такие великие труды, как:

«Аль-бадр ат-тали’ фи хилли джам’ аль-джавами’» в области основ исламской юриспруденции. Книга является комментарием к труду великого богослова Ислама Таджуддина Ас-Субки «Джам’ аль-джавами’». Многие ученые переписывали его собственноручно и преподавали по нему уроки. К этому труду Джалалуддина Махалли также были написаны дополнительные комментарии;

«Шарх аль-варака» – комментарий к книге великого богослова Ислама Абу аль-Ма’али Аль-Джувайни, прозванного за свои знания «Имамом Аль-Харамайн» (Имамом Мекки и Медины). Как и предыдущий, этот труд богослова тоже посвящен основам исламского права и тоже получил большую популярность в среде мусульманских богословов;

ну и один из его самых значимых и получивших широкую известность трудов – «Канз Ар-Рра’ибин фи шархи Минхадж ат-талибин». Именно этот труд богослова и подразумевают, когда говорят о книге «Махалли». Сочинение является комментарием к книге величайшего богослова шафиитского мазхаба имама Ан-Навави «Минхадж ат-талибин» и состоит из четырех томов. Составление этой книги ученый завершил в 1456 г. (860 год по хиджре) в преклонном возрасте. Как и предыдущие книги, «Канз Ар-Рра’ибин» («Махалли») тоже быстро приобрёл всеобщую известность и признание. Наглядным свидетельством признания трудов богослова стало то, что многие из них были включены в программу обучения университета «Аль-Азхар», самого древнего и известного университета в мире. Эту книгу изучают и в наших исламских учебных заведениях, и надо отметить, что это не нововведение, а давно устоявшаяся практика, которой уже не одна сотня лет. Человек, досконально изучивший «Канз Ар-Рра’ибин», по праву считается алимом и пользуется уважением и почетом как среди ученых, так и среди простых людей;

еще одно произведение богослова, которое непременно стоит упомянуть здесь – это первый том книги «Тафсир Аль-Джалалайни». «Тафсир Аль-Джалалайни» – относительно небольшой, всего два тома, и легкий в понимании труд в области толкования Священного Корана. Хотя ко времени составления этого тафсира в мусульманской среде уже существовало немало тафсиров, все же труд ученого получил особую популярность. Это было обусловлено тем, что тафсиры, которые были написаны до него, были очень объемными и несли в себе огромное количество информации, которое простому студенту зачастую было не под силу усвоить. А толкование Священного Писания, написанное Махалли, дает читателю краткую и в то же время легко усваиваемую информацию.

Тафсир включает в себя толкование непонятных слов, причины ниспослания аятов и сур Священного Корана, виды чтения (кираат), также приведены некоторые полезные хадисы, поясняющие Священный Текст. Эта книга написана так умело, что слова оригинала – Корана – и его толкования в «Тафсир Аль-Джалалайни» практически равны, лишь на несколько слов толкование больше, чем сам Священный Текст. Как и другие труды, эта книга Махалли тоже обрела всеобщую известность и стала базовым учебником в толковании Корана как в «Аль-Азхаре», так и в других учебных заведения по всему миру. Но авторство Махалли в «Аль-Джалалйни» не полное, он лишь написал первую часть тафсира. Определенного Всевышним срока жизни не хватило богослову для завершения своей книги, и потому докончил труд Джалалуддина Махалли его выдающийся ученик Джалалуддин Ас-Суюти. Именно поэтому книга и получила название «Тафсир Аль-Джалалайни» – Тафсир двух Джалалудинов.

В дальнейшем Махалли, желая лучшим образом донести свои книжные мысли до слушателей, усердно давал уроки по своим книгам, что привело к нему людей, жаждущих исламских знаний, из самых разных уголков исламского мира.

Ученики Джалалуддина Махалли

Среди его учеников были такие богословы Ислама, как:

ученый, муфтий и историк из лучезарной Медины Имам Нуруддин Али ибн Кади, известный как Самхуди. У имама Джалалуддина он изучил, в частности, известную нам книгу «Махалли» и его толкование к книге «Джам’ аль-джавами’»;

шейх Бурхануддин Ибрахим ибн Мухаммад Аль-Макдиси, прославившийся как Абу Шариф – уроженец священного города Иерусалим. Изучал у Махалли Шарх к «Джам’ аль-джавами’»;

Шамсуддин Ас-Сахави – известный в исламском мире историк периода мамлюков и знаток в области хадисоведения, толкования Корана и арабской литературы, автор ценных в исламском мире книг;

ну и, конечно же, Джалалуддин Ас-Суюти – величайший суфий, факих, историк, знаток хадисов, толкователь Корана и знаток еще многих наук, человек, как уже было сказано, завершивший составление тафсира своего учителя «Тафсир Аль-Джалалайни». По мнению мусульманских историков, один из самых наиболее плодовитых авторов не

только мамлюкской, но и, возможно, всей арабо-мусульманской литературы в целом. По некоторым данным, число трудов Ас-Суюти насчитывает более 600 сочинений.

Так, сначала в интенсивном поиске, а потом и в не менее напряженном распространении исламских наук прошла жизнь Джалалуддина Махалли. Жизнь он прожил яркую и насыщенную, его звезда, загоревшись на небосклоне столетия назад, светит нам до сих пор, освещая путь познания религии Аллаха.

Скончался богослов в середине священного месяца рамазан субботним утром 1459 г. (864 г. по хиджре). Огромное количество народа пришло проститься с величайшим богословом своего времени, сильная печаль вселилась в сердца верующих из-за кончины Джалалуддина Махалли, да смилуется над ним Аллах.

Махач Гитиновасов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.