Поездка Пророка (ﷺ) в Шам вместе с Абу Талибом

30 Ноябрь 2016

Мухаммад аль-Кахибипомощник Муфтия РД

Согласно тому, что приводит Ибн Саад и Ибн Асакир, Посланнику Аллаха в это время было 12 лет.

Аль-Байхаки приводит от Давуда Ибн аль-Хусейна следующее: «Когда Абу Талиб решился выйти вместе с торговым караваном в путь, Посланник Аллаха сказал ему: "О дядя, на кого ты оставляешь меня тут?" Тем самым Пророк (ﷺ) показал свою тоску по Абу Талибу. Когда Абу Талиб увидел такую печаль у Пророка (ﷺ), его охватило сочувствие, поэтому он решил взять его с собой, посадив позади себя на верблюда».

Далее в книге «Ас-Сира аль-Халабия» Нуруддин Али ибн Ибрахим приводит историю того, что произошло в городе Бусра. В частности, он пишет:

«После того, как караван прибыл в Бусру, они решили на некоторое время остановиться в этом городе. В это время в Бусре жил монах по имени Бахира. Его настоящее имя было Джирджис. Бахира был ученым человеком, владевшим обширными знаниями в христианской религии. Монастырь, в котором он находился, был известен как монастырь ученых, передающих свои знания по наследству следующему монаху, начиная от апостолов пророка Исы (мир ему).

Часто курайшиты со своими караванами проходили мимо этого монастыря, но ни разу не было такого, чтобы Бахира заговорил с ними. А в этом году Бахира приготовил для курайшитов угощение. Причиной этому послужило то, что Бахира из своего монастыря увидел облако, направляющееся в его сторону. Это было облако, которое двигалось вместе с Пророком (ﷺ), укрывая его от жара солнца.

Когда же караван остановился возле дерева, то он увидел, что и облако остановилось и бросает тень на дерево. Когда Пророк (ﷺ) подошел к дереву, то тень этого дерева переместилась в его сторону. Ветви также наклонились вперед, отбрасывая тень на Посланника Аллаха (ﷺ).

Увидев всё это, Бахира отправил к ним человека, чтобы он передал им: "Я приготовил для вас угощение, о народ курайшитский, и я желаю, чтобы вы все до единого – взрослые и дети, свободные и рабы – все пришли ко мне на угощение". Один из курайшитов сказал Бахире: "Видно, с тобой что-то произошло, ведь ты никогда раньше, сколько бы мы ни проходили мимо тебя, не делал так. Скажи нам, что случилось у тебя сегодня?" "Ты говоришь правду. Да, в действительности, было именно так, как ты говоришь. Однако вы все мои гости, и я хочу почтить вас и подать вам угощения, чтобы вы все отведали их", – ответил ему Бахира.

Все курайшиты, кроме Пророка (ﷺ), пошли к нему в гости. А Пророк (ﷺ) остался с караваном, рядом с деревом, ибо его посчитали еще маленьким для такого дела.

Когда же курайшиты вошли, Бахира стал разглядывать их. Он не увидел среди них никого, кто по описанию соответствовал бы пророку, который должен быть послан ближе к концу Света, и облако не двигалось вместе с людьми, наоборот, оно осталось стоять на месте.

Тогда Бахира сказал: "О народ курайшитский, пусть не останется ни одного человека, который не пришёл бы на трапезу". Курайшиты сказали: "О Бахира, никто не остался из тех, кому надлежало бы прийти, кроме одного мальчика. Он самый маленький среди нас". "Не оставляйте никого, позовите всех, приведите и этого мальчика вместе с вами", – сказал Бахира. Затем он добавил: "Некрасиво будет, если вы все придете и оставите того, кто принадлежит к вашему роду". "Клянемся именем Аллаха, воистину, он является одним из лучших по происхождению. Он является сыном этого человека", – сказали курайшиты, указывая на Абу Талиба. Когда приводили Пророка (ﷺ), облако, которое давало ему тень, двигалось вместе с ним.

Когда Бахира увидел Мухаммада (ﷺ), он стал тщательно осматривать его. Он осматривал отдельные участки его тела, разглядывая в нем те признаки, описания которых он находил в своих книгах. После того, как гости завершили прием пищи, к Пророку (ﷺ) подошел Бахира и сказал: "Именем ал-Лата и аль-Узза, ответь мне на то, что я спрошу у тебя". Бахира использовал такое обращение, так как знал, что арабы клянутся именами этих идолов. В книге «Аш-Шифа» пишется, что это было преднамеренное обращение к нему со стороны Бахиры для того, чтобы проверить его. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал ему в ответ: "Не проси меня ничего именем ал-Лата и аль-Узза. Клянусь Аллахом, нет для меня ничего более ненавистного, чем это". Услышав такой ответ, Бахира повторил свою просьбу: "Именем Аллаха, ответь мне на то, что я спрошу у тебя". "Спрашивай", – ответил ему Пророк (ﷺ). И Бахира стал расспрашивать его о таких вещах, как сон, образ его жизни, его деяния и поступки. Посланник Аллаха (ﷺ) подробно ответил на все его вопросы. Все рассказанное Мухаммадом (ﷺ) соответствовало тому, что находил Бахира в книгах людей писания об образе пророка, который будет послан ближе к концу Света.

После этого Бахира посмотрел на его спину и увидел печать пророка, она была именно такой, какой она была описана в их книгах. Затем он поцеловал печать. Увидев все это, курайшиты сказали: "Воистину, Мухаммад является почетным для этого монаха".

Когда Бахира завершил свои расспросы, он обратился к Абу Талибу: "Кем этот мальчик приходится тебе?" "Он мой сын", – ответил Абу Талиб. "Он не твой сын", – сказал монах. "Отец этого мальчика не должен быть в живых", – продолжил он. "Он сын моего брата", – признался Абу Талиб. "А что с его отцом?" – спросил Бахира. "Он умер тогда, когда его мать была еще беременна", – ответил Абу Талиб. "Ты сказал правду", – воскликнул Бахира и спросил: "А где его мать?". "Она умерла недавно", – ответил Абу Талиб. "Ты сказал правду", – опять воскликнул Бахира и добавил: "Вернись со своим племянником обратно на свою родину и береги его от иудеев. Клянусь Аллахом, если они его увидят и узнают про него то, что узнал я, то они непременно захотят причинить ему зло. Воистину, твоего племянника ждет нечто великое, о чём написано в наших книгах. Ты знай, я довел до тебя свои наставления. Поспеши вернуть его на родину".

В другой версии этого рассказа говорится, что Бахира сказал Абу Талибу: "Клянусь Аллахом, если ты поедешь дальше этого места, то есть если поедешь глубже в Шам, где живут иудеи, они непременно убьют его". Услышав все это, Абу Талиб вернулся с Посланником Аллаха (ﷺ) обратно в Мекку. Говорят, что Абу Талиб сказал Бахире: "Если все, что ты говоришь, соответствует истине, то он пребудет под защитой Аллаха Всемогущего"». («Ас-Сира аль-Халабия»)

Аль-Байхаки также приводит историю о встрече с Бахирой: «Настоятель монастыря спросил Абу Талиба: "Кем приходится тебе этот мальчик?" "Он мой сын", – ответил Абу Талиб. "Он не может быть твоим сыном, и невозможно, чтобы его отец был в живых", – сказал монах. "Почему?" – спросил Абу Талиб. "Потому что его лицо – лицо пророка, его глаза также – глаза пророка", – сказал монах. "А кто такой пророк?" – спросил Абу Талиб. "Это тот человек, которому ниспосылается откровение (вахью) с небес, и он проречет это людям на земле". "Аллах более велик, чем то, что говоришь", – сказал Абу Талиб. "Береги его от иудеев", – сказал монах».

В книге «Аль-Минах Аль-Макийя» Ибн Хаджар Аль-Хайтами пишет: «Передаётся, что молочная мать пророка Халима (да будет доволен ею Аллах), когда Пророк (ﷺ) находился у нее, всегда видела над ним облако, которое защищало его от солнца. То же самое передаётся и от его молочного брата. Многие из алимов указывают на то, что укрытие Пророка (ﷺ) тенью облака имело место до того, как к нему было ниспослано пророчество. То был знак, предшествовавший его пророчеству, после чего явление прекратилось, как на это указывают достоверные хадисы».

История, которая произошла с монахом Бахирой, указывает на то, что люди писания из числа иудеев и христиан знали, что вскоре должен появиться еще один пророк. И они знали о времени, когда он появится, откуда будет родом, какие знамения этому будут предшествовать. Эти знания они получили из Таврата (Торы) и Инджиля (Евангелия). На это также указывают и другие рассказы, приведенные нами ранее.

Смотрите также:

Как Абраха хотел разрушить Каабу

Рождение Посланника Аллаха (ﷺ)

Как Халима стала кормилицей Мухаммада (ﷺ)

Смерть матери Посланника Аллаха (ﷺ)