Мухаммад Ибн Джарир Ат-Табари (224–310 / 838–923)

Как известно, Коран – речь Всевышнего Аллаха, ниспосланная нашему любимому Посланнику Аллаха Мухаммаду (ﷺ), является самой величественной и ценной из всех книг на Земле. Его величие признают не только мусульмане, но и представители других конфессий.

Уникальный язык и стиль Корана в высшей степени ясен и доступен пониманию как народам прошлого, так и людям, живущим на земле сейчас. Тем не менее, несмотря на кажущуюся доступность, Священный текст таит в себе множество тайн и неясных на первый взгляд нюансов, которые невозможно правильно понять, переведя его дословно. Благо, существуют тафсиры – толкования Священного Корана, в которых разъясняется мудрость и тонкости священного Писания, касающиеся данного аята или суры.

В этой статье мы постараемся осветить биографию автора одного из самых ранних и известных во всём исламском мире тафсиров, который и в наши дни служит своего рода маяком для других толкователей Корана. Это величайший ученый-богослов, муджтахид, правовед, историк и муфассир(толкователь благородного Корана) Мухаммад ибн ДжарирАт-Табари, более известный как Имам Табари (да будет доволен им Аллах).

Ибн ДжарирАт-Табари родился в 838 году (224 году по хиджре) в селении Амуль иранской провинции Табаристан, откуда и произошло его прозвище Ат-Табари, то есть выходец из Табаристана. Отец будущего алима был человеком набожным и богобоязненным, понимающим ценность исламских знаний. С малых лет он приложил немалые усилия, чтобы привить сыну любовь к этим знаниям и сделать его разбирающимся в своей религии. Взяв на себя все расходы по обеспечению сына, Джарир, так звали отца Табари, отправлял отрока к известным богословам, сначала –родного Табаристана, а потом и его окрестностей. Правильность предпринимаемых действий подкрепил и сон, увиденный однажды отцом будущего алима.

Джариру (отцу будущего богослова) приснилось, что его сын стоит перед Пророком Мухаммадом (ﷺ) с наполненной камушками торбой и бросает их перед Посланником Аллаха (ﷺ). Снотолкователи объяснили это видение тем, что его мальчик по воле Аллаха станет искренним последователем Ислама и будет его защитником. Этот сон, к счастью, оказался вещим.

Ум, сообразительность, прозорливость и выдающиеся интеллектуальные способности выделяли Табари еще с самого раннего детства. Благодаря этому, несмотря на свой совсем юный возраст, будущий богослов с легкостью одновременно постигал разные и сложные в изучении науки. Чтобы придать сыну дополнительный стимул в изучении благородных исламских наук, отец время от времени рассказывал маленькому Табари о своем сновидении.

Старания отца и усердие сына вскоре принесли желаемый результат, уже в семь лет Ибн Джарир знал весь Священный Коран наизусть, в восемь, руководил коллективной молитвой мусульман, а в девять самостоятельно собирал и записывал благородные хадисы пророка Мухаммада (ﷺ). Знаний, сосредоточенных в Табаристане, теперь ему уже было недостаточно, и он предпринял поездки в различные центры исламских наук.

Табари побывал в Сирии, Египте, Ливане и Ираке. Во время этих путешествий ученый получил знания в таких важных дисциплинах, как тафсир– толкование Корана, хадисоведение, фикх– исламское право, изучил все виды кыраатов (рецитаций) Корана, а также арабскую поэзию, лексикографию, грамматику, этику и даже математику и медицину.

За время этих странствий богослов не раз посещал и столицу Халифата того периода – Багдад, где впоследствии и обосновался, лишь изредка покидая его. Все свое время богослов распределил на три части: ибадатбогослужение, дирасатпреподавание, китабатсоставление книг, в чем особенно преуспел. Благодаря своему трудолюбию алим стал одним из самых плодовитых составителей книг третьего столетия хиджры. На протяжении 40 лет имам Табари записывал по 40 страниц текста в день. Когда посчитали страницы всех его трудов и разделили их на дни жизни богослова с момента его совершеннолетия и до самой кончины, получилось, что ежедневно ученый записывал 14 страниц бесценных знаний.

Самыми известными произведениями Табари считаются труд по тафсиру «Джами’ аль-баян ’ан таъвилиайи аль-Куръан», («ТафсирТабари») и работа по историографии «Тарих аль-Анбияи ва аль-мулюк»– «История Посланников и царей», известная как «ТарихАт-Табари». Оба труда ученого явились бесценным источником полезной информации. Благодаря составлению этих двух книг ученого даже стали называть отцом толкователей Корана и историографов.

«ТафсирТабари» представляет собой объемный труд, в котором в определенном порядке изложены толкования и пояснения аятов Священного Корана. В нем алим сначала приводит смысл аята или аятов, потом приводит мнения сподвижников Пророка Мухаммада (ﷺ) и их современников, табиинов, и какое шариатское решение следует из этого аята. Данный труд явился одним из первых в своей области и стал основным тафсиром, к которому обращаются другие толкователи Корана. Указывая на значимость этого труда Табари, великий богослов Ислама Имам Навави сказал: «Вся умма сошлась в том, что никто не составил тафсира, подобного ТафсируТабари».

Передают, что богослов как-то спросил своих учеников, смогут ли они изучить толкование Корана объемом в тридцать тысяч листов, на что ученики ответили, что это невозможно и за всю жизнь, после чего ученый сократил количество страниц своего тафсира до трех тысяч листов, то же самое он проделал и со своей книгой по истории.

Второй главный труд Табари «Тарих аль-Анбияива аль-мулюк» считается важнейшим сочинением в области истории не только исламского мира, но и всего человечества, начиная от сотворения мира, заканчивая периодом жизни богослова. Как и тафсир, этот труд Табари тоже является одним из первых в традиции исламской историографии. По обилию фактов и точности изложения эта работа является одним из важнейших источников по древней и средневековой истории Ближнего Востока, и в особенности, по истории Арабского халифата. В нем богослов использовал как устные предания, так и сочинения ранних арабских авторов. «История Табари» является главным источником для большинства последующих авторов трудов по всеобщей истории в арабской историографии.

Труд богослова получил всеобщее признание и был переведен на разные языки мира, в том числе и на русский, но, к сожалению, не полностью, а отдельными отрывками, охватывающими период от арабского завоевания Ирана и Средней Азии в VII-VIII вв. вплоть до событий правления аббасидского правителя ХарунаАр-Рашида. «Тарих аль-Анбияива аль-мулюк» содержит много ценных сведений и о Северном Кавказе, в том числе Дагестане.

Богобоязненность Ибн ДжарираАт-Табари

Табари был очень набожным и богобоязненным человеком, старавшимся обходиться малым, сторонясь всего сомнительного и запретного. Не любил быть зависимым от кого-либо и пользовался средствами, получаемыми от унаследованной отцовской земли и сада. Язык берег от скверного и избегал всего, что может опорочить достоинство носителя священных исламских знаний. Со своими знакомыми был очень мягок и вежлив, не принижал никого, не отвергал приглашения и ходил на их праздники.

Был очень щедрым и благодарным и на любые подарки старался отвечать взаимностью. Не питал ни к кому злобы и зависти, прощал допустивших оплошности, никогда не отвечал злом на зло. Но в делах, касающихся отступления от норм и требований своей религии, Табари был непреклонен, стойко отстаивал идеалы своей религии. Твердый дух и мягкость характера сочетались в нем очень органично. Как и на долю великих богословов Ислама, так и на долю Табари выпали испытания, самое серьезное из которых свалилось на него в конце жизненного пути.

Имам Табари обладал таким огромным багажом знаний в исламских науках, что мог самостоятельно, без чьей-либо помощи выносить шариатские решения, основываясь на Коране и Сунне. Но некоторые ортодоксально настроенные личности оспаривали это право ученого, требуя от него жить, подчиняясь правилам, которые они избрали для себя. Им удалось настроить часть общества против богослова и с их помощью изолировать носителя столь благородных и ценных знаний от общества. До самой кончины богослов так и не смог освободиться из этого искусственного плена.

Скончался богослов вечером 26 числа месяца Шавваль, в 310 году хиджры в Багдаде. На момент смерти алиму шел 85 год. Во избежание смуты из-за необдуманных действий противников ученого Табари похоронили ночью во дворе его дома.

Но это ничего не изменило в отношении людей к благородному праведнику. Его авторитет был столь велик, что на заупокойный намаз ученого собралось столько народа, что сосчитать их было просто невозможно. Даже попрошествии нескольких месяцев после кончины люди со всего мусульманского мира приходили на могилу великого ученого. Он смог воплотить сон отца в реальность и стать выдающимся алимом – защитником религии Аллаха.

Но, как это ни удивительно, имена тех, кто так несправедливо обошелся с богословом, были забыты с их смертью, а имя Табари, которого они так старательно пытались предать забвению, живет в сердцах людей до сих пор.

Таким был ученый-богослов, муфассир и историограф, которого некоторые ученые за обширные познания в Исламе даже назвали обновителем исламских наук третьего столетия хиджры – Мухаммад ибн ДжарирАт-Табари.

Махач Гитиновасов