Али Келебский – богослов, политик и военачальник

15 Апрель 2017 42

Али Ал-Кили упоминается в сочинениях дагестанских исследователей как один из самых компетентных учёных Дагестана ХVII в. (Али Ал-Кили известен среди аварцев как «Къелеса ГIали», то есть Али из Келеба, однако, отдавая дань письменной арабоязычной традиции, в статье мы употребляем форму «Али ал-Кили». – Авт.). Он развернул активную деятельность по распространению в Дагестане научных знаний. Его перу принадлежат труды по логике и полемике, теологической философии, также он является автором многочисленных глосс и комментариев, однако, к сожалению, его творческое наследие сохранилось лишь фрагментами.

Нисба (часть арабо-мусульманского имени) учёного (араб. ал-Кили; авар. Келеса – «из Келеба») образована от названия ущелья и одновременно общества Келеб на территории нынешнего Шамильского района Дагестана. Родился Али Ал-Кили, скорее всего, в центральном селении ущелья – Ругельда, но ещё в молодом возрасте отправился на учебу в Закавказье, аварское селение Голода, а после обосновался в другом аварском селении Кусур (авар. ГьочотIа), которое расположено в верховьях Самура, ныне на территории Рутульского района РД.

Своим становлением как учёного Али Ал-Кили во многом обязан своему учителю Малламухаммаду из Голода, которого исследователи считают энциклопедически образованным человеком, через него дагестанцы получили доступ ко многим трудам учёных исламского мира. В медресе Малламухаммада Али Ал-Кили совершенствовал свои знания по мусульманский философии, логике, риторике и диалектике. Вместе с Али Ал-Кили у Малламухаммада получил образование Курбанали из Ахалчи и многие другие учёные XVII века. Им была основана целая школа, многие выпускники которой в дальнейшем образовали целую плеяду известных богословов.

Как пишет Шуайб ал-Багини (дагестанский богослов и шейх накшубандийского тариката (1853-1909 г.)), Али Ал-Кили «был учеником высокостепенного учёного Малламухаммада Ал-Голоди – обладателя степеней славы и величия… От покойного Али Ал-Кили до нас дошли удивительные по своей форме письма, снабжённые чудными фразами и выражениями. Они были посланы им уточнителю истин по имени Мухаммад – сыну Мусы Ал-Кудутли. Это при том, что Али ал-Кили был старше по возрасту, чем Мухаммад Ал-Кудутли, а последний, соответственно – младше его. Это известно из дат рождения двух лиц, указанных здесь». В приведённом отрывке из сочинения Шуайба Ал-Багини показан как процесс учёбы Али Ал-Кили в Голоде, так и уровень знаний, им полученных. В дальнейшем сам Али также создал учебное заведение в Кусуре, в котором, к примеру, учился считающийся основоположником дагестанской научной школы Мухаммад бин Муса Ал-Кудутли.

Политик и военачальник

После учёбы Али Ал-Кили поселился в селении Кусур, которое считается центром группы аварских селений (Кусур, Киргил, Горгитль, Тарасан) в верховьях Самура, объединённых в общество Малый Тленсерух. Причины, побудившие его осесть именно в этом селении, доподлинно нам неизвестны, но проходившие здесь исторические процессы подсказывают нам логическое обоснование этого. К середине ХVII века в Малом Тленсерухе возникла проблема укрепления позиций суннитского ислама шафиитского мазхаба через активное и широкое внедрение в жизнь кусурцев и жителей соседних аварских селений норм шариата. Дело в том, что Сефевиды, планируя шиитизацию Дагестана, старались – согласно турецкому автору ХVIII в. Бедреддинзаде Али-бею – ослабить исподволь мораль и суннитскую духовность, дабы в дальнейшем превратить дагестанцев в шиитов с целью дальнейшей этнической ассимиляции. Логично предположить, что Али Ал-Кили направился в Кусур для укрепления духовности среди населения верховий Самурской долины и противодействия распространяемому там шиитскому влиянию. Он сыграл очень важную роль в распространении здесь арабской письменности и книжной культуры, но, что самое главное, во многом благодаря ему здесь сохранился и, более того, получил развитие аварский суннитский политический и культурный центр.

При жизни Али Ал-Кили (в 1647 г.) имело место вторжение крупного отряда кызылбашей, совершённое на Самурскую долину ниже по течению от авароязычной зоны. Согласно приводимым ниже сведениям, иноземцы развернули в указанном микрорегионе форменный террор против дагестанцев. Тогда-то в дело и вступил Али ал-Кили. При помощи воинов, приглашённых из внутренних аварских районов, он собрал определённую силу в Кусуре и перебил неприятеля.

В результате деятельности Али Ал-Кили и его сыновей кусурский и другие джамааты Малого Тленсеруха заметно укрепились. Поэтому к началу ХVIII в. Кусур считался одной из сильнейших общин юго-восточной части Аваристана, с которой считалась даже Грузия. Так, по информации, имевшейся при дворе шаха Ирана, кусурцы были рядом с теми аварцами Цора, которые не позднее 1705 г. освободили от грузинской власти участок Инисел (на левом берегу Алазани). По мирному договору от 1715 г., заключённому между правителем Кахетии Давидом Багратиони и аварскими общинами Джар, Тала, Мухах и Хачо (то есть ГочотIа – аварское название Кусура), грузины обязывались выплачивать им по 100 туманов ежегодно (Айтберов Т.М., 1996. стр. 23 (на авар. яз.)). В то время в Кусуре насчитывалось, как утверждают, около 400 домов.

Происхождение и потомство

В Кусуре на протяжении всего ХVIII века и первой половины XIX века развивалась интеллектуальная жизнь, что во многом является заслугой Али Ал-Кили и его потомков, благодаря которым между Кусуром и Келебом наладились тесные научные связи. Это видно при изучении колофонов книг примечетской библиотеки селения Кусур.

К примеру, в начале второй половины ХVIII в. Абакар, правнук Али Ал-Кили, приобрёл книгу «Нуман», которую переписал в 1757/58 г. тидибец Абдулла – сын Абдурахмана, сына Чурилава, и написал на ней: «Хозяин рукописи – Абубакар, сын Умара Кусурского». Абубакар учился в центральной Аварии, на родине своих предков – в келебском селении Сомода, у знатока арабской грамматики по имени Тируч и переписал там целый сборник в 1748 г., о чём также оставил запись на полях этой книги.

Кусурец Хасан изучал и переписал в 1755/56 г. книгу «Минхадж» в том же келебском селении Сомода. Некий Раджаб – сын Умара ал-Гочоти (Кусурский) владел книгой «Харвал-вакт», которую переписал для него в 1776/77 г. Шихумар из келебского селения Ругельда. Умар Ал-Кили «ради Хаджиява Кусурского (ГьочотIи)» в 1185/1771–72 гг. переписал вторую часть сочинения «Тухфат ал-мухтадж би-шарх Ал- Минхадж». В начале ХIХ в. традицию учёных предков продолжил потомок Али Ал-Кили – Маллаибрахим, сын Муртазаали-афанди, чья могила сохранилась на кусурском кладбище.

Сыновья и потомки Али Ал-Кили проявляли большой интерес и к истории. Так, благодаря стараниям сына учёного мы имеем возможность ознакомиться с письменной фиксацией преданий о распространении Ислама в юго-восточном Аваристане. Арабский текст исторического содержания повествует о распространении Ислама в верховьях Самура, а также в присулакской зоне – в бассейне р. Джурмут, протекающей по территории Тляратинского района РД.

В 1101 г. хиджры (1690 г.) в верховьях Самура произошло разрушительное землетрясение. Кстати, Али Ал-Кили умер в том же году. Это рождает предположение – не стала ли причиной смерти учёного эта природная катастрофа?

В селе Кусур, на кладбище рядом с плитой XIII в. и надмогильной плитой Мухаммада ал-Кили (1715 г.), была обнаружена в земле надмогильная плита Али Ал-Кили. Текст эпитафии вырезан красивым почерком на арабском языке и частично огласован. Перевод надписи гласит: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Хвала Господу миров! Да благословит Аллах нашего господина Мухаммеда, его род и всех его сподвижников! Далее. Это – могила нашего келебца (кел) по имени Али, нашего отца (в устной традиции в Кусуре Али ал-Кили до сих пор часто называют «Али-дада» («Али-отец»)). Он был шейхом, который являлся для всех нас предстоятелем (имам), самой достойной личностью среди идущих по правильному пути и образцом для последователей, высшей фигурой среди людей. Али ал-Кили совершил хиджру. Покинул этот бренный мир в тысяча сто первом году от хиджры Мухаммеда , после которого пророков больше не будет…».

Рядом с отцовской расположена и могила сына Али – Мухаммада. На надмогильном камне высечена интересная эпитафия, написанная почерком насх. Дата смерти указана как цифрами, так и системой абджад. Год его смерти – 1127 по хиджре – начался 6 января 1715 и закончился 26 декабря 1715 г. Перевод надписи: «Этот камень принадлежит Мухаммаду – сыну Али ал-Кили, сына Хусайна. Да помилует Аллах и их, и нас. Аминь!»

По материалам журнала «ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ»

Подготовил Махач Гитиновасов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.