Имам Тирмизи (209–279/824–892)

17 Июнь 2017

Имя и происхождение

Мухаммад ибн Иса ибн Саура ибн ад-Даххак ас-Сулами аль-Буги ат-Тирмизи. Прозвище (кунья) – Абу Иса (то есть отец Исы).

Ат-Тирмизи родился в 824 году (209 г. х.) в Узбекистане, в деревне Буг или в городе Термез. Его зовут аль-Буги, так как его происхождение относят к этой деревне: он либо родился, либо жил и умер в ней. Термез был связующим звеном между Самаркандом и Бухарой, с одной стороны, и Балхом, старинным центром просвещения, с другой. Поэтому происхождение многих учёных связывают с этим регионом.

Поиски и путешествия

Имам Тирмизи собирал хадисы за пределами своей родины целых два десятилетия. В двадцать лет Тирмизи обучался у шейха Исхака ибн Рахувайхи Марвази и у многих других учёных. А когда ему исполнилось двадцать пять лет (по другой версии, двадцать шесть) он поехал в Ирак, в город Басру, и стал брать уроки у выдающихся учёных тех краев, после чего отправился в Хиджаз.

Путешествия Тирмизи затянулись вплоть до 250 г. х. По приезде домой учёный много беседовал с имамом аль-Бухари, с которым пересматривал полученные хадисы. Только после этого он начал писать книгу «Аль-Джами‘ ас-сахих».

Наставники и ученики ат-Тирмизи

Тирмизи встречался со многими выдающимися богословами своего времени.

Третье столетие хиджры известно как «золотой» век для науки хадисоведения. Имамы, авторы шести знаменитых сводов хадисов, известных как «Кутуб ас-ситта», жили и творили именно в этом веке:

1. Мухаммад ибн Исмаил Абу Абдуллах аль-Бухари (194–256 г. х.);

2. Муслим ибн Хадждадж аль-Кушайри Абуль-Хусейн (204–261 г. х.)

3. Абу Иса Мухаммад ат-Тирмизи (209–279 г. х.)

4. Абу Дауд Сулейман ибн аль-Аш‘ас ас-Сиджистани (202–275 г. х.)

5. Ахмад ибн Шу‘айб Абу Абдель-Рахман ан-Насаи (215–303 г. х.)

6. Ибн Маджа Мухаммад ибн Язид ибн Маджа Абу Абдуллах (209–273 г. х.)

Имам Тирмизи встречался с такими выдающимися учёными, как:

Абдаллах ибн Муавия аль-Джумахи (умер в 243 г. х. в столетнем возрасте). Знаток хадисов. Жил в иракской Басре;

Али ибн Худжр аль-Марвази (умер в 244 г. х.), хафиз. Являлся учителем многих выдающихся учёных, в том числе имамов Бухари, Муслима, ан-Насаи;

Сувайд ибн Наср ибн Сувайд аль-Марвази (умер в 240 г. х., был ему 91 год). Учёный по хадисам. Ученик выдающихся табиинов (современников асхабов) Абдуллы ибн Мубарака и Суфьяна ибн Уяйны;

Мухаммад ибн Абдуль-Малик ибн Абу Аш-Шавариб (умер в 244 г. х.), известный передатчик хадисов из Басры;

Исмаил ибн Муса аль-Фазари ас-Судди (умер в 245 г. х.), мухаддис из иракской Куфы.

Тирмизи был учеником и великого имама аль-Бухари и передавал хадисы как от него, так и от шейхов имама аль-Бухари.

Мнения учёных о личности Тирмизи и о его трудах

Великий учитель имам Бухари, почитая своего ученика, сказал о нём с присущей ему скромностью: «Я тобой удовлетворён больше, чем ты мной». Эта заслуженная оценка, данная имаму Тирмизи, приводится в книге «Аль-Миркат», том 1, стр. 22.

Хафиз Абуль-Фадль Мухаммад ибн Тахир аль-Макдиси, передал от Хасана ибн Ахмада Абу Мухаммада ас-Самарканди и от Бишра Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Амра такие слова: «Мухаммад Ибн Иса ибн Саура ат- Тирмизи является одним из имамов, за которым можно следовать в области хадисоведения. Книги «Аль-Джами‘» («Сунан ат-Тирмизи»), «Ат-Таварих» и «Аль-Халь» написал высокообразованный и квалифицированный учёный. Он являл собой пример абсолютной памяти».

Сам‘ани так характеризовал Тирмизи: «Он один из самых основательных и превосходных учёных. У него есть очень ценные труды по фикху. Он видел первых шейхов. Брал хадисы у выдающихся мухаддисов». Ибн Аль-Имад аль-Ханбали в книге «Шузурат аз-захаб» говорит: «Среди современников он был самым превосходным по памяти, а по мастерству был недосягаем».

Аль-Хаким Абу Ахмад передаёт слова своего наставника: «В то время, когда умер Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари, я жил в Хорасане. После него в качестве опоры не осталось никого в сфере науки, в деле подвижничества, кроме Абу Исы (Тирмизи). Тирмизи пролил много слёз, впоследствии лишился зрения и так прожил долгие годы».

Мнения о книге «Сунан»

Ибн Аль-Асир говорит в книге «Тарих» («История»): «Он являлся имамом и хафизом. Написал бесценные труды. Самым совершенным сборником из них считается «Аль-джами‘-уль-кабир» («Большой сборник», то есть «Сунан Тирмизи»).

В книге «Кашф-уз-Зуннун» о сборнике «Сунан Тирмизи» говорится: «Этот сборник — третья книга из числа шести известнейших книг — "Кутуби ситта"». Его называют «Аль-Джами‘ас-сахих» («Достоверный сборник»), а также «Сунан». Но первое название более распространено.

Хафиз Абуль-Фадль аль-Макдиси сказал: «Для меня лично эта книга полезнее книг Бухари и Муслима, потому что из них могут почерпнуть знания только высокообразованные учёные, а книгой Тирмизи может пользоваться каждый».

Сам же Тирмизи о своём «Сунане» сказал так: «Закончив эту книгу, я предложил её вниманию учёных Хиджаза, Хорасана, Ирака. Они приняли её и дали своё одобрение. У того, кто хранит эту книгу, в доме как будто бы говорит сам Пророк »

Особенности книги «Сунан Тирмизи»

Книга Тирмизи отличается от других известных сборников «Кутуб ас-ситта» тремя важными особенностями, которые хотелось бы выделить:

1. Тирмизи после приведения текста хадиса перечисляет по именам всех передатчиков;

Передаваемые хадисы могут подходить по смыслу друг к другу, а могут быть и прямо противоположными. Независимо от этого, Тирмизи упоминает имена передатчиков, если они имеют к этому разделу близкое или даже отдалённое отношение.

Такой принцип Тирмизи поднимает его книгу на несопоставимо высокий по сравнению с другими книгами уровень. Эта особенность или, вернее, характерная черта трудов Тирмизи является для более поздних времён редчайшим сокровищем, философским камнем, превращающим медь и железо в чистое золото.

Именно этот подход сделал популярными его книги. Эта особенность стала тем более важной, что учёные – знатоки хадисов – становились редкостью. Труд по сбору и классификации хадисов с их текстами и тщательно проверенными цепочками передачи требовал целой жизни.

Когда Мубаракфури толковал книгу Тирмизи, он намеревался проделать подобную работу, но, не достигнув результатов, которые хотя бы приблизительно соответствовали уровню трудов Тирмизи, ограничился тем, что только следовал в своей работе выдающимся учёным.

2. Тирмизи многократно упоминает мнения учёных по разбираемым им проблемам права, опираясь на убедительные доказательства, разъясняет противоположные по смыслу хадисы;

Насколько такой метод важен, результативен и эффективен для достижения поставленной цели, само по себе предельно ясно. Ведь цель хадисоведения – это точное доказательство, то есть определение хадисов, за которыми можно следовать и которыми можно руководствоваться в религиозной практике.

3. Тирмизи обращает пристальное внимание на степень достоверности хадиса, на мотивировку отнесения хадиса к какой-либо категории;

Он рассматривает каждый хадис с точки зрения его правильности и слабости. Даёт информацию о передатчиках, указывает на допущенные при передаче того или иного хадиса ошибки (‘иллят).

Такая особенность изложения материала у Тирмизи является признаком практического применения правил хадисоведения, в частности, науки о недостатках хадисов. Мы можем утверждать, что эта книга является чрезвычайно полезной для учёных-богословов и их последователей.

Последние годы жизни

Ат-Тирмизи отличался глубокими знаниями, превосходной памятью и редкостной набожностью. При упоминании Аллаха он часто плакал, из-за чего в последние годы своей жизни ослеп. Тем не менее, Тирмизи не прекратил свои поездки в поисках хадисов и закончил свой сборник хадисов «Сунан», будучи незрячим.

В одной из поездок Тирмизи, будучи уже незрячим, идя по дороге со своими сопровождающими, вдруг остановился. Когда у него спросили, что произошло, он ответил, что именно там, где он остановился, должно было находиться дерево, корни которого мешали путникам. Но его сопровождающие ответили, что вокруг нет такого дерева, и тогда Тирмизи, взволновавшись, сказал:

«Расспросите у местных жителей об этом дереве, и если будет установлено, что никакого дерева не существовало, то я прекращу рассказывать хадисы из-за моей ослабшей памяти».

Однако жители этой деревни подтвердили, что когда-то там росло дерево, но его убрали из-за того, что оно мешало проходящим там путникам.

Но всё же Тирмизи прекратил на этом свою деятельность из страха перед Аллахом, из-за возможной ошибки в передаче какой-либо информации касательно Ислама.

13 раджаба 279 г. (по хиджре) достопочтимый исламский богослов и известный учёный-хадисовед Абу Иса Мухаммад ибн Иса ат-Тирмизи покинул этот бренный мир.

Махач Гитиновасов