Некоторые дискуссии Имама Аль-Бакиляни с византийским императором

25 Июль 2017 55

Часть 1

Учёные Ислама оставили заметный след в истории Ислама, более того, эти учёные в своё время представляли собой величие Ислама, они были теми, кто сохранял его истинность и целостность. К числу таких учёных принадлежали те, кто говорил только правду, несмотря на то, что за это их могли отлучить от минбара или заключить под стражу, как это было с имамом Ахмадом (да будет доволен им Аллах) во время смуты, связанной с мнением о сотворённости Корана.

Были также те, кто призывал людей к джихаду и собирал большие войска против врагов Ислама, например, Иззудин ибн Абдуссалям в тот период, когда монголы, уничтожив Багдад, а затем и другие города Шама, приближались к границам Египта. Были и такие учёные, которые принимали непосредственное участие в джихаде, не слезая с лошади, как Абдуллах ибн Мубарак.

А в этой статье мы расскажем о дискуссии великого учёного Ахлю Сунны Кадия Абу Бакра Мухаммада ибн Тайиба ибн Мухаммада ибн Джа’фара ибн Касима аль-Бакиляни аль-Басри аль-Малики аль-Аш’ари, которая случилась у него с византийским императором.

Абу Бакр Аль-Бакиляни был в своё время имамом мусульман, получившим прозвище «Сайф ас-сунна ва лисан аль-умма» – «Меч Сунны и язык Уммы».

Абу Бакр Аль-Бакиляни родился в 949 году (338 году хиджры) в городе Басра. Жил в Багдаде. Получал знания у известных учёных своего времени, среди которых были ученики имама Абуль-Хасана Аль-Аш’ари: известный хадисовед хафиз Ад-Даракутни, Абу Бакр ибн Малик Аль-Кати’и и другие.

Среди тех, кто обучался у него, были такие имамы, как Абу Мухаммад Абдуль-Ваххаб ибн Наср Аль-Малики, Али ибн Мухаммад Аль-Хараби, Абу Джа’фар Ас-Симнани, Абу Абдуллах Аль-Урди, Абу Тахир Аль-Ваиз (да смилуется над ними Аллах).

Кадий Абу Бакр Аль-Бакиляни написал много книг, получивших известность и опровергающих идеологии различных сект: рафидитов, мутазилитов, джахмитов, хариджитов, каррамитов, мушаббиха и других сект, среди которых были «Аль-Милал ва ан-нихал», «Ат-Такриб валь-иршад», «Хидаят аль-мустаршидин» и другие.

Мусульманский халиф, отправив Абу Бакра Аль-Бакиляни в качестве своего посла к византийскому императору, хотел этим показать византийцам величие Ислама и несостоятельность христианства. Когда Абу Бакр Аль-Бакиляни прибыл в Константинополь, у него в присутствии императора случались некоторые дискуссии с патриархами и другими высокопоставленными священниками.

На одном из таких собраний византийский император спросил его:

- Мусульмане утверждают, что одним из чудес вашего Пророка было то, что он расколол луну. Что вы скажете об этом?

- Это действительно так и есть. Во времена Пророка луна действительно раскололась, и люди видели это чудо. Это увидели те, кто присутствовал рядом с Пророком , и те, кто случайно наблюдал за луной именно в это время.

- А почему это не увидели все люди?

- Потому что все люди не были готовы к этому событию, и все люди не были уведомлены заранее о раскалывании луны пополам, чтобы посмотреть на это.

- Разве между вами и луной имеются родственные отношения, чтобы об этом случае не знали византийцы и все остальные люди, а знали и видели только вы?

- А вот этот «маидат», у вас с ним родственные отношения, чтобы его видели только вы, а не видели ни иудеи, ни язычники, ни брахманы (индуисты), ни атеисты, даже ваши ближайшие соседи греки не видели этого? Все эти люди отрицают это.

«Предание от Мукатила и Калаби гласит: когда Иса (мир ему) попросил Аллаха о маидате, Он ответил на его просьбу, но с условием, что тех, кто после ниспослания маидата отведает еды и не уверует, ожидает наказание. Все дети Израилевы согласились с этим условием. Иса (мир ему) подозвал главу апостолов Шам‘уна и спросил, не осталось ли у него чего-нибудь из еды. У него нашлись шесть лепешек и две маленькие рыбы. Иса измельчил все это, позвал людей и посадил их группами по десять человек. После этого он встал и попросил Аллаха.

Творец ответил ему; из каждого малого куска образовались целые лепешки и рыба, и он воздал Всевышнему хвалу за это. Затем он раздал полученное всем присутствовавшим и сказал им, чтобы они приступили к еде, произнеся «би-сми-Ллах», и так они начали есть. А пищи от употребления не становилось меньше, наоборот, она все прибывала. Людей было пять тысяч, все насытились, а еды осталось столько же, сколько было.

Все засвидетельствовали, что Иса (мир ему) – посланник Аллаха. Они вернулись с полей в свои селения и города, и так распространились известия о чудесах пророка. Но люди, не видевшие этих чудес, начали смеяться над ними. Несчастные объявили их лжецами и, сказав, что Иса (мир ему) околдовал их, стали сеять сомнения в их сердцах. Те, кого Аллах наставил, остались в твердом убеждении, люди же со слабой верой отступились и стали неверными. Неверных Аллах, как и обещал, обратил в обезьян и свиней». (Истории Пророков, 1/296-29)

Когда Аль- Бакилян сказал о маидате, император пришёл в замешательство. Воскликнув: «Пречист Аллах», он приказал позвать самого главного священника, чтобы он вступил в дискуссию с имамом, и сказал: «Нам он не по зубам». И они привели человека, подобного медведю с рыжими волосами. Этот человек сел, и Аль-Бакиляни рассказал ему то же самое. На это он ответил: «То, что сказал мусульманин – это истина, и я не знаю ответа на это, кроме того, что он привёл». Тогда Аль-Бакиляни сказал ему:

- Разве, когда происходит затмение солнца, ты можешь сказать, что его видят все жители земли? Или это могут видеть только жители той области, которые находятся в зоне видимости?

- Этого не увидит никто кроме тех, кто находится в зоне видимости затмения.

- Тогда почему вы отрицаете раскалывание луны, когда она была в зоне видимости только для некоторой части людей, которые подготовились наблюдать за ней? Ведь те, кто не наблюдал за луной именно в это время или был вне зоны видимости луны, никак не могут видеть, как она раскололась.

- Всё было так, как ты говоришь! И никто не может оспорить этого! Однако дело не в этом, а в передатчиках, которые приводят рассказы об этом событии. А что касается других претензий, то они несостоятельны.

Тогда император спросил:

- А какие претензии к передатчикам?

- Это событие является большим знамением. Если это действительно происходило, должно быть огромное количество передатчиков, которые рассказывают нам об этом, и мы непременно должны были знать об этом. Если такого массового сообщения не было, то это свидетельствует о том, что и события не было, значит, это все было сфабриковано и не соответствует действительности, – сказал священник.

Император обратился к Аль-Бакиляни и сказал:

- Ваш ответ?

Он на это ответил:

- Всё то, что вы требуете от меня по отношению к раскалыванию луны, должно быть обязательно и в отношении ниспослания маидата. Ведь можно спросить, если ниспослание маидата было действительно случившимся событием, должно быть огромное количество передатчиков? Если это передаётся большим количеством передатчиков, то не должно было остаться ни одного человека среди иудеев и христиан, который не знал бы об этом. Вот если все они не знают этого, получается, что сообщение о ниспослании маидата – ложь.

После этих слов Аль-Бакиляни, священник и император растерялись и пришли в замешательство, на этом собрание было завершено.

Продолжение следует…

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.