Ибн Касир (701-774 х/1301-1373 м)

5 Август 2017

Ибн Касир родился в 1301 (701 г. х.) году в селе Мадждал (Сирия). Его полное имя Абу аль-Фида, Имад ад-Дин, Исмаил ибн Умар ибн Касир аль-Курайши аль-Бусрави ад-Димашки аш-Шафии. Среда, в которой рос будущий богослов, сыграла огромную роль в его становлении как учёного.

Отец Ибн Касира был начитанным человеком и проводил пятничную хутбу в своей деревне, а брат Абдульваххаб был известным алимом. После кончины отца именно он позаботился об Ибн Касире и обучал его наукам ислама.

Ибн Касир в Дамаске

В 1306 году Ибн Касир пятилетним мальчишкой переехал со своим братом в научный центр того периода, сирийский Дамаск. Целью переезда было изучение наук. И этой цели Ибн Касир добился. К десяти годам он выучил Коран наизусть, а в дальнейшем получил прекрасные знания в области тафсира (толкование Корана), хадиса, фикха, истории, арабской грамматики и других наук.

Высказывания учёных об Ибн Касире

В своей книге «Ад-Дурар Аль-Камина» Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани сказал: «Ибн Касир работал в области хадисоведения по темам, касающихся текстов и цепочки передатчиков. Он обладал хорошей памятью, его книги стали популярными в то время, и люди получали пользу от них после его смерти».

Известный историк Абу аль-Махасин Джамаль ад-Дин Йусуф бин Сайф ад-Дин сказал в своей книге «Аль-Манхаль Ас-Сафи»: «Имам, великий учёный Имад ад-Дин Абу аль-Фида. Он много учился и был очень активен в поисках знаний. Он был превосходным учёным в областях фикха, тафсира и хадисоведения.

Он собрал знания, был автором (книг), обучал, передавал хадисы и писал. У него были огромные знания в области хадисоведения, тафсира, фикха, арабского языка и т.д. Он давал фатвы (религиозные решения) и учил, пока не умер. Да смилостивится над ним Аллах. Он был известен своей точностью и большими знаниями, а также как учёный истории, хадисов и тафсира».

Труды Ибн Касира

Ибн Касиру принадлежит толкование Корана, написанное на основе преданий Сунны и высказываний сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Богослов считал, что сам Коран является лучшим толкователем. Он говорил:

«Самый лучший толкователь Корана – это сам Коран. Новый аят объясняет предыдущий, то есть в одном месте излагается кратко, а во втором – разъясняется подробнее. Если что-то трудно поддается объяснению, нужно обратиться к Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), она может комментировать Коран и пояснить его.

Если в Коране и Сунне нет разъяснения, обратитесь к словам сподвижников, они знают намного больше. Сподвижники Пророка были свидетелями событий, по поводу которых ниспослали те или иные аяты. У этих людей полное и правильное понимание религии».

Метод толкования аятов Корана Ибн Касиром

1. Толкование аята простыми словами, поясняющими общий смысл аята.

2. Толкование аята другим аятом, если таковой имеется, так, чтобы стал ясен смысл и понималась его цель. Ибн Касир даже приводит несколько аятов для пояснения одного.

3. Приведение хадисов, в большинстве своём с цепочками передатчиков, а реже – без.

4. Толкование Корана словами асхабов.

5. Толкование словами табиинов (современники асхабов), табиу-табиинов (современники табиинов) или тех из праведных алимов, кто последовал за ними.

Деятельность Ибн Касира в разных областях науки

Помимо знаменитого на весь мир тафсира, перу Ибн Касира принадлежат немало фундаментальных работ, среди которых самая известная – это «Альбидая ва ан-нихая» (Начало и конец). Труд был издан в 14 томах и являлся дополнением к трудам Ал-Барзали. Состоит «Начало и конец» из трёх частей.

В первой части книги речь идёт о сотворении трона, земли, небес, джиннов, ангелов, Адама и других пророков до последнего пророчества.

Вторая часть начинается с описания жизнедеятельности Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и охватывает период праведных халифов и последующих эпох омейядов и аббасидов.

Третьим, заключительным разделом идет статья о смутах и начале Судного дня, его событиях, Аде, Рае и воскрешении.

Из огромного числа предшественников, на чьи труды опирался Ибн Касир, стоит выделить работы Ибн Асира, Ал-Масуди и Ат-Табари. Ибн Касиру удалось написать хронологию событий, начиная с наиболее важных моментов, после чего он переходил к биографии деятелей тех времен и часто цитировал аяты Корана, которые связаны с приведёнными фактами в его трудах. Работы учёного десятки раз переиздавались.

Не менее важным историческим трудом Ибн Касира было сочинение «Старание на пути джихада». В нём описана борьба мусульман и крестоносцев в 8 веке хиджры. Он был свидетелем этих событий. Данная работа также переиздавалась несколько раз.

Перу Ибн Касира принадлежит много работ по хадисоведению. Многие книги были утеряны и не дошли до нашего времени.

Ибн Касир прожил более 70 лет. Под конец жизни из-за частых ночных занятий он потерял зрение. Это было время, когда он составлял книгу «Джами‘ аль асанид». Скончался богослов 1373 году в Дамаске, где и был похоронен на суфийском кладбище.

Махач Гитиновасов