Тавус ибн Кайсан (13–106 / 634–724)

27 Сентябрь 2017

Однажды холодным зимним утром к Мухаммаду ибн Юсуфу (наместник халифа в Йемене, умер в 709 году) зашли два богослова. Присев, один из них стал наставлять властителя, прельщая его и устрашая.

Через некоторое время, наверное, подумав, что алим замерзает, наместник велел привратнику накинуть на плечи учёного дорогой плащ. Богослов, продолжая свои наставления, спокойным движением плеч сбросил с себя накинутый плащ, после чего поднялся и ушёл.

Мухаммад ибн Юсуф разгневался так, что это стало заметно по его покрасневшим глазам и побагровевшему лицу, хотя он ничего и не сказал.

Когда оба алима покинули собрание, Вахб ибн Мунаббих (именно так звали второго богослова) обратился к первому со словами:

- Клянусь Аллахом, не следовало нам навлекать на себя его гнев. Что плохого случилось бы, если бы ты взял этот плащ, а потом продал его и отдал бы вырученные деньги бедным и нуждающимся в качестве милостыни?

На что тот ответил:

- Всё так, как ты говоришь. Просто я побоялся, что учёные, которые придут после меня, скажут: «Будем брать, как взял Тавус», а потом не будут поступать с тем, что взяли, так, как ты предложил. Алимы начнут брать подарки от правителей, станут зависимы от них и перестанут делать им наставления.

Героем этого рассказа был виднейший мусульманский учёный-богослов Йемена, факих и хадисовед времён табиинов Тавус ибн Кайсан.

Приобретение знаний Тавусом ибн Кайсаном

Тавус – это не имя богослова, а прозвание, и означает оно «павлин». Так прозвали учёного потому, что он выделялся среди факихов так же, как выделяется павлин на фоне остальных птиц, и его предпочитали остальным его современникам.

Полное имя Тавуса ибн КайсанаАбу Абдуррахман Закван ибн Кайсан аль-Ямани аль-Хамадани. Точная дата его рождения неизвестна, сообщается, что это произошло в 634 году (13 г. х.). По происхождению он был персом, но родился и вырос в Йемене. Сообщается, что он был вольноотпущенником Бухайра ибн Ристана аль-Хумайри или происходил из племени хамдан.

Тавус ибн Кайсан обучался хадисам у таких известных сподвижников Пророка , как Аиша, Ибн Умар, Абу Хурайра, Абдуллах ибн Амр и Зейд ибн Аркам (да будет доволен ими всеми Аллах).

Согласно его собственному признанию, он встречался с пятьюдесятью сподвижниками Пророка Мухаммада . Он считается признанным имамом в области хадисоведения, фикха и тафсира. Тонкостям чтения Корана он обучился у самого Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), двоюродного брата Пророка Мухаммада .

Мнения учёных о Тавусе ибн Кайсане

Ибн Хиббан сказал: «Он был одним из самых набожных людей Йемена и старейшин среди табиинов. Его мольбы принимались, и он сорок раз совершил хадж».

Ибн Шихаб Аз-Зухри говорил: «Если бы вы видели Тавуса, то поняли бы, что он никогда не лжёт».

Ханзала ибн Абу Суфьян сказал: «Я не видел учёного, который сказал бы, что знает больше, чем Тавус».

Салама ибн Кухайл сказал: «Я видел троих желавших приобрести знания только ради довольства Всевышнего Аллаха. Это Ата, Муджахид и Тавус».

Суфьян ибн Уяйна сказал: «Трое сторонились правителей: Абу Зарр, Тавус и Суфьян Ас-Саури».

Праведность Тавуса ибн Кайсана

В ранних мусульманских источниках сохранились сообщения о наставлениях Тавуса ибн Кайсана правителям и государственным деятелям. В своём письме халифу Умару ибн Абдул-Азизу он написал: «Если хочешь, чтобы твои деяния были праведными, то поручай общественные дела праведным людям». Прочитав это письмо, Умар ибн Абдул-Азиз сказал: «Этого наставления мне достаточно».

Как-то, войдя к халифу Хишаму ибн ‘Абд-аль-Малику, Тавус снял сандалии у края его ковра, затем поприветствовал, не называя его повелителем верующих, и назвал его по имени, а не по кунье, и сел, прежде чем халиф разрешил ему. Действия Тавуса показались халифу дерзостью и попыткой унизить его в присутствии приближённых, на что он и указал Тавусу. Однако алим с превеликим спокойствием ответил:

- Что до того, что я снял сандалии у края твоего ковра, то я снимаю их пред Господом величия пять раз в день, и Он не упрекает меня и не гневается на меня за это. Что же до твоих слов о том, что я не назвал тебя повелителем верующих, то скажу, что мусульмане недовольны твоим правлением, и я побоялся солгать, назвав тебя повелителем верующих.

Что же до того, что я назвал тебя по имени, а не по кунье, то, поистине, Всевышний Аллах называл своих пророков (мир им) по имени, говоря: «О Дауд… О Яхья… О ‘Иса…» А врагов Своих Он называл по кунье: «Да пропадут руки Абу Ляхаба и да сгинет он» (сура Аль-Масад:1).

Что же до твоих слов о том, что я сел без твоего разрешения, то, поистине, я слышал, как повелитель верующих ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Когда пожелаешь взглянуть на человека из числа обитателей Огня, посмотри на сидящего человека в окружении людей, вставших пред ним». И мне не хотелось, чтобы ты оказался в числе таких людей.

После этих слов Хишам, устыдившись, вперил взгляд в землю и сидел молча.

Однажды у Тавуса ибн Кайсана спросили, почему он редко выходит из дома. Он сказал: «Руководящие люди покинули справедливость, народ испортился, и сунна Пророка забыта. Вот я и не выхожу из дома. Если человек не обращается одинаково со своим сыном и своим рабом, то он отступил от справедливости».

Наставления Тавуса ибн Кайсана сыну

Тавус говорил своему сыну:

- Сынок, общайся с разумными, и тебя будут считать одним из них, даже если в действительности ты не будешь таковым. И не проводи время с невеждами, потому что иначе тебя будут считать одним из них, даже если на самом деле ты не будешь таковым. И знай, что у всего есть цель. И цель человека – совершенство его религии и благонравия.

Его сын ‘Абдаллах вырос как раз таким, каким и старался воспитать его отец. Он перенял от отца его благонравие и пошёл по его стопам. Однажды аббасидский халиф Абу Джа‘фар аль-Мансур пригласил к себе ‘Абдаллаха и Малика ибн Анаса. Когда они вошли к нему и сели, халиф посмотрел на ‘Абдаллаха и сказал:

- Расскажи нам что-нибудь из того, что рассказывал тебе твой отец.

‘Абдаллах сказал:

- Мой отец говорил мне, что самому суровому наказанию в Судный день подвергнется человек, которого Всевышний Аллах наделил властью, а он допускал несправедливость во время своего правления.

Малик ибн Анас рассказывал: «Услышав эти его слова, я плотнее запахнул на себе одежду, опасаясь, что меня забрызгают его кровью. Однако Абу Джа‘фар некоторое время молчал, а потом благополучно отпустил нас».

Кончина

Тавус ибн Кайсан скончался в 724 году (в 106 году по хиджре) в Муздалифе во время паломничества в возрасте свыше 90 лет. Заупокойную молитву по нему совершило огромное количество людей, среди них был и халиф мусульман Хишам ибн ‘Абд-аль-Малик.

Да сделает нас Аллах теми, кто любит истинных учёных Ислама и следует пути, по которому они шли. Амин.

Махач Гитиновасов