Три великие фразы, которые говорил Имам Аш-Шафии

1 Ноябрь 2017
26828

Имам Аш-Шафии – Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис ибн Аббас ибн Усман ибн Шафи ибн Саиб ибн Убайд ибн Абуязид ибн Хишам ибн Абдульмуталиб ибн Абдуманаф (дедушка Пророка (мир ему и благословение Аллаха)) – родился в Газзе в 150 году хиджры. Когда ему исполнилось 2 года, его мать, Фатима, переселилась жить в Мекку, где он вырос и начал свое обучение. Когда Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) исполнилось 7 лет, он наизусть выучил Коран, а в 10 – наизусть знал книгу хадисов имама Малика «Муваттаъ».

В детстве имам Аш-Шафии посещал уроки великих учёных и записывал их слова. Он получил большие знания от Муслима ибн Халида, муфтия Мекки, который разрешил ему выносить фетвы уже в 15 лет.

Когда Имаму Аш-Шафии исполнилось 13 лет, стремясь получить все больше знаний, он отправился в Медину к Имаму Малику. Рассказывают, что Имам Аш-Шафии не оставил ничего неизученным из знаний и трудов Имама Малика. Он обучался и у других учёных Медины. Имам Аш-Шафии не покинул Медину, пока не скончался Имам Малик, после этого он направился в Багдад, где прожил два года. Учёные Багдада, видя его знания, собрались вокруг него. Многие из них, оставив свои прежние мазхабы, стали его последователями. Там он и вынес решения шариата согласно слову «кадим».

Затем он вернулся в Мекку, где остался на некоторое время, а потом отправился в Багдад. Оттуда Имам Аш-Шафии отправился в Миср (Египет), где огласил свод решений согласно слову «джадид». Причиной тому послужили новые, ранее не слышанные им хадисы, дошедшие до него, когда он пребывал в Египте.

Мазхаб Имама Аш-Шафии распространился по всему свету. Учёные объединились во мнении, что его знания, набожность, аскетизм, верность, справедливость, щедрость, величие, почет и надежность преобладали над всеми учёными его времени и последующих времен.

В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится, что будет учёный из рода курайшитов, который наполнит своими знаниями всю землю. Имам Ахмад и другие учёные сказали, что в этом хадисе говорится об именно о Аш-Шафии, так как не было из числа курайшитов другого учёного, знания которого распространились по всей земле и за которым следуют миллионы мусульман.

Абу Хатам Ибн Хаббан сказал, что в книге «Аль-Мудаббир» приводятся такие слова: «У Имама Аш-Шафии имеются три великие фразы, которые в истории Ислама никто не говорил до него и не сказал после него:

1. Когда хадис достоверенследуйте хадису и откажитесь от моих слов (это мой мазхаб).

Ибн Хузайма сообщает, что он слышал, как Аль-Музани говорил: «Я слышал, как Имам Аш-Шафии сказал:

إِذَا صَحَّ لَكُمُ الْحَدِيثُ، فَخُذُوا بِهِ، وَدَعُوا قَوْلِي

"Когда хадис достоверен — следуйте хадису и откажитесь от моих слов (это мой мазхаб)"».

То есть если кто обнаружит, что слова Имама Аш-Шафии противоречат достоверному хадису, следуйте хадису и откажитесь от его мнения. Эти слова имама, которые указывают на его скромность, чаще всего приводят как довод именно те, кто желает перейти с его мнения на мнение, якобы опирающееся на достоверный хадис. То есть не следующие мазхабам люди, чтобы отвратить верующих от следования мазхабу Имама Аш-Шафии, используют эти слова в качестве одного из доводов. Так ли это?

Если следовать такой логике, получается, что любой человек, не обладая даже базовым представлением об основах Шариата, может открыть любой сборник хадисов и практиковать каждый достоверный хадис, не обращая внимания на то, отменён он или нет; носит он общий или частный характер; существуют ли другие хадисы по этой теме и так далее. Тогда возникает следующий вполне уместный вопрос: в чём разница между имамами иджтихада и обычными верующими, и почему великие имамы Ислама относили себя к последователям одного из четырёх мазхабов, хотя у них был океан знаний, а их книги до сих пор читают во всём исламском мире? Неужели у них не было сборников хадисов?! Или они были более невежественны, чем некоторые наши современники?!

Имам Ан-Навави в книге «Аль-Маджму’ шарх Аль-Мухаззаб» об этом пишет следующее:

«Смысл этих слов Имама Аш-Шафии не в том, что каждый человек, который обнаружил достоверный хадис, говорил: «Это мазхаб Имама Аш-Шафии» и следовал буквальному пониманию этого достоверного хадиса. Те слова относятся к учёным, достигшим степени «муджтахид мазхаба» (учёный, который может самостоятельно выносить решения из первоисточников, но на основе методологии вынесения решения, которую разработал имам его мазхаба).

Обязательным же условием для того, чтобы «мудждтахид мазхаба» принял такое решение, является мнение учёного, что имам Аш-Шафии по всей вероятности не знал данного хадиса или не был осведомлён о его достоверности. А об этом можно узнать лишь после изучения всех книг Имама Аш-Шафии, книг его сподвижников, которые брали знания от него и из других книг мазхаба. Это очень сложно, и мало тех, кто достиг этой степени знаний. Ведь имам Аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) оставлял без внимания некоторые достоверные хадисы и не следовал им, и это означало, что у него был довод для этого. Например, этот хадис отменён, имеет частный смысл или не толкуется буквально (таъвил) и тому подобное».

وَهَذَا الَّذِي قَالَهُ الشافعي ليس معناه ان كل أحد رَأَى حَدِيثًا صَحِيحًا قَالَ هَذَا مَذْهَبُ الشَّافِعِيِّ وَعَمِلَ بِظَاهِرِهِ: وَإِنَّمَا هَذَا فِيمَنْ لَهُ رُتْبَةُ الِاجْتِهَادِ فِي الْمَذْهَبِ عَلَى مَا تَقَدَّمَ مِنْ صِفَتِهِ أَوْ قَرِيبٍ مِنْهُ: وَشَرْطُهُ أَنْ يَغْلِبَ عَلَى ظَنِّهِ أَنَّ الشَّافِعِيَّ رَحِمَهُ اللَّهُ لَمْ يَقِفْ عَلَى هَذَا الْحَدِيثِ أَوْ لَمْ يَعْلَمْ صِحَّتَهُ: وَهَذَا إنَّمَا يَكُونُ بَعْدَ مُطَالَعَةِ كُتُبِ الشَّافِعِيِّ كُلِّهَا وَنَحْوِهَا مِنْ كُتُبِ أَصْحَابِهِ الْآخِذِينَ عَنْهُ وَمَا أَشْبَهَهَا وَهَذَا شَرْطٌ صَعْبٌ قَلَّ من ينصف بِهِ: وَإِنَّمَا اشْتَرَطُوا مَا ذَكَرْنَا لِأَنَّ الشَّافِعِيَّ رَحِمَهُ اللَّهُ تَرَكَ الْعَمَلَ بِظَاهِرِ أَحَادِيثَ كَثِيرَةٍ رَآهَا وَعَلِمَهَا لَكِنْ قَامَ الدَّلِيلُ عِنْدَهُ عَلَى طَعْنٍ فِيهَا أَوْ نَسْخِهَا أَوْ تَخْصِيصِهَا أَوْ تَأْوِيلِهَا أَوْ نَحْوِ ذَلِكَ: قَالَ الشَّيْخُ أَبُو عَمْرٍو رَحِمَهُ اللَّهُ لَيْسَ الْعَمَلُ بِظَاهِرِ مَا قَالَهُ الشَّافِعِيُّ بِالْهَيِّنِ فَلَيْسَ كُلُّ فَقِيهٍ يَسُوغُ لَهُ أَنْ يَسْتَقِلَّ بِالْعَمَلِ بِمَا يَرَاهُ حُجَّةً مِنْ الْحَدِيثِ

2. Не было случая, чтобы я дискутировал с кем-либо, желая, чтобы мой противник ошибался.

«От ибн Аль-Мунзира передаётся, что он слышал, как Аль-Хасан ибн Мухаммад Аз-За’фирани говорил: «Я слышал от Имама Аш-Шафии следующие слова:

مَا نَاظَرْتُ أَحَدًا فَأَحْبَبْتُ أَنْ يُخْطِئَ

" Не было случая, чтобы я дискутировал с кем-либо, желая, чтобы мой противник ошибался"».

То есть его целью в дискуссиях было не одержать победу над противником, вынуждая его ошибиться или сдаться перед его доводами, а выявление истины.

В этих словах Имама мы видим его искренность и стремление к установлению истины, вне зависимости от того, на его языке выявится эта истина или на языке его противника. Многим якобы знающим людям в наше время, к сожалению, не присуще такое качество. Они готовы любым способом, несмотря ни на что, взять вверх над своим противником. Некоторые из них ради своей прихоти готовы на все, даже зная, что они не на стороне истины, продолжают спор, приводя разного рода «доводы», которые к обсуждаемой теме не имеют отношения. Говоря на языке участников соцсетей, такие люди просто «троллят» своего оппонента.

Если человек намерен дискуссией одержать верх над своими оппонентами, то это недопустимо и считается недозволенным. Поистине дискуссия дозволяется только ради выявления истины.

Также в дискуссии нельзя дать свободу своим чувствам, то есть следует остерегаться вспыльчивости и гнева, так как дискуссия и обсуждение – это есть совещание, а цель совещания – выявить истину. А этого невозможно добиться без размышлений, спокойной обстановки и справедливости по отношению друг к другу. Невозможно достичь цели криками и гневом. Чтобы получить пользу от дискуссий, беседы, обсуждений, необходимо, чтобы обсуждение велось с человеком справедливым и обладающим хорошим нравом.

Поэтому и Имам Аш-Шафии желал, чтобы в его дискуссиях выявилась истина, и он не ставил целью, чтобы истина оказалась именно на его стороне.

3. Я бы пожелал, что люди, которые получат знания из этих (моих) книг, не относили те знания ко мне.

Муса ибн Мухамад Ад-Дайлами передаёт, что он слышал, как Раби’а ибн Сулайман говорил:

وَدِدْتُ أَنَّ النَّاسَ لَوْ تَعَلَّمُوا هَذِهِ الْكُتُبَ، وَلَمْ يَنْسُبُوهَا إِلَيَّ

«Я бы пожелал, чтобы люди, которые получат знания из этих (моих) книг, не относили те знания ко мне». То есть он хотел, чтобы люди, получившие знания посредством его книг, не считали, что эти знания исходят именно от него. Имам Аш-Шафии в этих словах очередной раз показывает свою скромность и нежелание стать известным и знаменитым.

Также в этих словах мы видим, как Имам Аш-Шафии уничтожает своё эго. Неправильно, как повелось у некоторых людей, постоянно повторять слово «Я». Великие люди не предавали огласке свои благие деяния, более того, в целях их сокрытия иногда они даже отказывались от совершения таких поступков на людях. Многие из них оставили в истории Ислама значимый след, о котором знало малое количество людей. И такая скрытность никакого вреда им не принесла.

Поистине, только Всевышний Аллах даёт людям высокое положение. А тому, кто ради довольства Всевышнего Аллаха проявил скромность, Он дарует высокое положение, что мы и видим в отношении великого имама Ахлю Сунны Имама Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах).

Действительно, Всевышний Аллах поднял его среди людей, что его мазхаб распространился во всем мире и его последователями стали миллионы мусульман во всех уголках земного шара.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.