Шакик Аль-Бальхи – аскет и набожный имам

9 Декабрь 2017 2268

Абу ‘Али Шакик Ибн Ибрахим Аль-Бальхи – один из великих учёных Ахль Ас-Сунны и светило тасаввуфа во втором веке хиджры. Он был учителем Хатама Аль-Асамма и близким другом Ибрахима Аль-Адхама.

Что стало причиной аскетизма Шакика Аль-Бальхи

В книге «Вафавят аль-а‘ян» Ибн Аль-Халкан пишет:

«В молодые годы Шакик Аль-Бальхи побывал в странах турок. Однажды, зайдя в храм, он спросил у их служителя: "Поистине, то, что ты проповедуешь, ложно. У этого народа есть создатель, подобного которому нет, и он даёт им средства к существованию".

Служитель ответил на это: "Однако ваши слова не сходятся с вашими делами". Шакик Аль-Бальхи спросил: "Как это?" "Вы утверждаете, что у вас есть Всемогущий Создатель, дающий вам пропитание, но вы, утруждая себя длительным путешествием, прибыли сюда в поисках пропитания", – ответил он.

Шакик Аль-Бальхи говорил, что именно эти слова турка стали причиной того, что он стал захидом (аскетом)».

Таким образом, Шакик стал имамом, большим шейхом и одним из самых знаменитых людей Хорасана, особенно среди последователей тасаввуфа.

Передаётся, что сам Шакик Аль-Бальхи сказал об этом: «Я был поэтом, и Всевышний Аллах даровал мне искреннее покаяние. Я отказался от трёхсот тысяч дирхемов, двадцать лет носил только одежду из шерсти, и я не знал, было это фальшью или нет, пока не встретился с Абдульазизом Абу Раввадом.

Неважно, что человек питается ячменём и носит шерстяную одежду, главное – чтобы он своим сердцем познал Всевышнего Аллаха и не придавал Ему никого в сотоварищи. Также он должен быть доволен Всевышним Аллахом, больше полагаться на то, что имеется у Всевышнего Аллаха, чем на то, что находится в руках людей».

Встреча Шакика Аль-Бальхи с Ибрахимом Аль-Адхамом

Шакик Аль-Бальхи учился у Ибрахима Аль-Адхама, который умер в 161 году по хиджре. Когда они впервые встретились в Мекке, Ибрахим спросил у Шакика Аль-Бальхи: «С чего начался твой путь, который довёл тебя до такого высокого уровня?» Он ответил: «Однажды я бродил по пустыне и увидел там птичку со сломанными крыльями. Я сказал себе: "Дай-ка я посмотрю, откуда получает своё пропитание эта птичка". Я сел и начал наблюдать, и в это время появилась другая птичка с саранчой в клюве и положила саранчу в клюв больной птички.

Тогда я сказал себе: "О мой нафс! Тот, кто отправляет эту здоровую птичку с пропитанием для другой птички со сломанными крыльями, которая находится вдали от всего живого в пустыне, способен дать и мне пропитание, где бы я ни находился". Поэтому я отказался от зарабатывания себе на жизнь и занялся богослужением».

Тогда Ибрахим сказал ему: «О Шакик! Почему бы тебе не быть той здоровой птичкой, которая кормила больную птичку, чтобы быть более достойным, чем больная?» Шакик взял руку Ибрахима, поцеловал её, говоря: «Вы наш устаз (наставник)».

История Шакика Аль-Бальхи и Харуна Рашида

Харун Ар-Рашид был одним из самых великих халифов в истории мусульманского государства. Во времена его правления жили выдающиеся учёные, которые добились успехов в разных отраслях науки.

Однажды Шакик Аль-Бальхи пришёл к Харуну Ар-Рашиду, и халиф спросил у него:

Это вы тот самый аскет?

– Я Шакик, и я не являюсь аскетом, – ответил ему Шакик Аль-Бальхи.

Дайте мне хороший совет.

– О повелитель правоверных! Поистине, Всевышний Аллах посадил вас на место Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах) и требует от вас такой же правдивости, какая была у него.

Поистине, Аллах дал вам место ‘Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) и требует от вас, чтобы вы, подобно ему, отличали добро от зла.

Поистине, Аллах посадил вас на место обладателя обоих нуров ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах) и требует, чтобы у вас была такая же скромность и щедрость, как и у него.

Поистине, Всевышний Аллах посадил вас на место ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) и требует от вас такой же доброты и знаний, которые были у него.

Как же мне быть правдивым?

– Знайте, что вы являетесь работником, выполняющим свои обязанности за определённую плату, а не повелителем народа. Также знайте, что вы нуждающийся, а не богатый. Знайте, что вы раб и не являетесь простым свободным человеком.

Как мне отличать добро от зла?

– Вы должны разделить людей на три категории: те, кто старше вас; те, кто младше вас и ваши ровесники. Считайте старшего своим отцом, ровесника – братом, а младшего – сыном. Оказывайте всегда почтение отцу, соблюдайте справедливость по отношению к своему брату и будьте нежны к сыну.

Харун Ар-Рашид замолчал на некоторое время, а потом спросил:

Как же мне быть скромным?

– Вам следует стыдиться ваших соседей и всех, кто окружает вас.

Харун Ар-Рашид помолчал ещё некоторое время и спросил:

Как мне быть добрым и знающим?

– Повинуйтесь своему Господину и не подчиняйтесь своим страстям.

А ещё?

– Всевышний Аллах создал Ад и назвал его Геенной, сделал вас его привратником, и Аллах дал вам три вещи, чтобы вы отвращали Его рабов от Ада.

Аллах дал вам «Байт аль-маль» (казну мусульман), кнут и меч и наказал вам этими тремя вещами удерживать народ, чтобы они не вошли в Огонь. Поэтому не отказывайте тому, кто придёт к вам с нуждой, и предавайте ему из казни то, что он заслуживает, чтобы народ не воровал и не убивал.

Того, кто поступает вопреки канонам религии Всевышнего и выходит за границы, исправляйте кнутом. А того, кто лишит человека жизни без права на это, накажите мечом с согласия валия убитого. Если же вы не сделаете того, что вам предписал Всевышний Аллах, вы будете должником тех, кто попадёт в Ад.

- Вы предрекаете мне большое горе, о Шакик!

- Знайте, о повелитель правоверных, что вы являетесь только родником, а все те, кто находится у вас на службе – реки. Если родник высохнет, высохнут и все реки. Точно так же, если родник становится мутным, то и реки становятся мутными. Если вам недостаточно этих советов, то вы безнадёжны.

После этих слов Шакика Харун Ар-Рашид заплакал и распорядился, чтобы тому дали денег. Но Шакик отказался от денег и ушёл.

Некоторые изречения Шакика Аль-Бальхи

Также у него есть множество мудрых изречений, в которых он говорит о зухде (аскетизме), любви ко Всевышнему, богобоязненности и о других нравственно-этических качествах человека.

«Таваккуль – это полное доверия сердца тому, что обещал Всевышний Аллах».

«Муъмин (уверовавший в Аллаха) подобен человеку, который посадил финиковую пальму и боится, что на её месте вдруг прорастут колючки, а мунафик (лицемер) подобен человеку, который посадил колючки и надеется, что вместо них прорастут финики. Но как напрасны его надежды».

«Нет для меня никого любимее гостя. Его пропитание взял на себя Всевышний Аллах, а награда за это будет дана мне».

«Аскет – это человек, который показывает аскетизм своими делами, а тот, кто показывает аскетизм только своим языком, является псевдоаскетом».

Шакик Аль-Бальхи считал, что зухд (аскетизм) и богобоязненность тесно связаны и неразлучны: «Зухд и богобоязненность – это два брата, один из которых не будет полноценным без другого. Их пример подобен примеру тела и руха, которые тесно взаимосвязаны, ибо зухд невозможен без богобоязненности.

Если у человека есть богобоязненность, к нему присоединяется зухд, и он становится истинным захидом (аскетом). И при этом встречается свет богобоязненности и зухда».

Шакик Аль-Бальхи (да смилуется над ним Аллах) пал шахидом в газавате при городе Кулан в сто девяносто четвёртом году по хиджре.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.