Муаз ибн Джабаль

4 Сентябрь 2010
6608

Он был одним из тех, которые ещё при жизни посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) начали воедино собирать Коран.

Муаз ибн Джабаль«Муаз Ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) в моём народе наиболее сведущ по поводу того, что разрешено и что запрещено» (Мухаммад, посланник Аллаха, салляллаху аляйхи васаллям).

Когда вся Аравия озарилась светом благого пути Истины, мединский мальчишка Муаз Ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) вступил в цветущую пору юности.

Среди сверстников он выделялся острым умом, красноречием, ясностью мыслей и энергичностью.

Наряду с этим он отличался приятной внешностью, у него были красивые чёрные глаза, кудрявые волосы и броские черты лица, привлекающие людей.

Муаз Ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) принял Ислам от мекканского проповедника Мусаба Ибн Умайра. В ночь аль-Акабы он пожал руку благородного Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и присягнул ему на верность, желая всегда помогать Исламу.

Муаз (да будет доволен им Аллах) был одним из тех семидесяти двух людей, которые устремились в Мекку, чтобы осчастливить себя встречей с посланником Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) и удостоиться чести присягнуть ему.

Сразу по возвращении юноши из Мекки в Медину, он создал из сверстников группу по разрушению идолов и удалению их из домов язычников Ясриба (одно из названий Медины), как скрытно, так и явно. Итогом деятельности этой небольшой группы молодёжи явилось то, что исламскую веру принял один из знатнейших людей Ясриба — Амр Ибн аль-Джамух (да будет доволен им Аллах). Амр Ибн аль-Джамух (да будет доволен им Аллах) был одним из вождей рода бану Салама и представителем их знати.

Когда благородный Посланник (салляллаху аляйхи васаллям) переселился в Медину, юный Муаз Ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) начал, подобно тени, повсюду следовать за ним. От него Муаз (да будет доволен им Аллах) учился Корану и Шариату, пока не стал одним из лучших чтецов Корана и знатоков законодательства Ислама среди сподвижников посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям).

Йазид Ибн Кутайб рассказывал:

«Как-то я зашёл в мечеть Хомса и увидел кудрявого юношу, вокруг которого собрались люди. Казалось, что его речь похожа на божественные звуки. Я спросил: Кто это?

- Муаз Ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах), — ответили мне.

Абу Муслим аль-Хаулани рассказывал:

«Войдя в мечеть Дамаска, я увидел, что там идут занятия кружка взрослых сподвижников Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).

Среди них находился черноглазый юноша приятной и запоминающейся внешности. Когда среди занимающихся возникало какое-либо разногласие, они обращались за помощью к этому юноше. Я спросил соседа:

- Кто это?

- Муаз Ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах), — ответил он».

Да в этом и нет ничего удивительного, так как Муаз (да будет доволен им Аллах) с юных лет изучал религию напрямую от самого Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям).

Это был лучший ученик у лучшего учителя, который жадно усваивал истинные знания в их первозданном виде.

Для характеристики Муаза (да будет доволен им Аллах) достаточно привести слова, сказанные в его адрес посланником Аллаха (салляллаху аляйхи васаллм): «Муаз Ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) в моём народе наиболее сведущ по поводу того, что разрешено, и что запрещено». Огромная заслуга Муаза (да будет доволен им Аллах) пред уммой (общиной) Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) состоит в том, что он был одним из тех шести людей, которые ещё при жизни посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) начали воедино собирать Коран.

Поэтому, если сподвижники Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) вели какую-нибудь дискуссию в присутствии Муаза Ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), то всегда прислушивались к его мнению, поскольку он пользовался непререкаемым авторитетом и обладал глубокими и обширными знаниями.

Когда к посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) прибыли гонцы йеменских царей, чтобы объявить об их переходе вместе с подданными в Ислам, то кроме этого они обратились с просьбой послать с ними тех, кто научил бы людей их религии. Для выполнения этой задачи Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) направил в Йемен группу проповедников-наставников из числа сподвижников, назначив Муаза Ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) старшим среди них.

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) пошёл даже сам лично провожать свою миссию истинного пути и света. Он шёл рядом с верховым животным Муаза (да будет доволен им Аллах), тогда как сам Муаз (да будет доволен им Аллах) сидел в седле. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) так долго шёл рядом, что начало казаться, как будто он оттягивает момент расставания с Муазом (да будет доволен им Аллах).

Наконец, он обратился к Муазу (да будет доволен им Аллах) с напутствием:

- О Муаз, боюсь, что через год ты уже не встретишься со мной. Наверное, ты уже будешь проходить мимо моей мечети и моей могилы…

Не выдержав тяжести расставания со своим любимым Пророком Мухаммадом (салляллаху аляйхи васаллям), Муаз (да будет доволен им Аллах) разрыдался, а с ним и остальные мусульмане. Сбылось предсказание благородного Посланника (салляллаху аляйхи васаллям) - и с этого часа Муазу (да будет доволен им Аллах) уже не было суждено счастье увидеть его живым. Пророк Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) расстался с этой жизнью до того, как Муаз (да будет доволен им Аллах) вернулся из Йемена.

Естественно, что Муаз (да будет доволен им Аллах) глубоко скорбел, когда обнаружил, что Медина потеряла навсегда своего любимого посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям).

Когда преемником Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) стал Умар Ибн аль-Хаттаб (салляллаху аляйхи васаллям), то он направил Муаза (да будет доволен им Аллах) в племя бану Килаб, чтобы он разделил между ними собранные ими средства и распределил среди бедняков пожертвования, сделанные их богатыми соплеменниками. Справившись с поставленной задачей, он вернулся к жене, накрутив на шею тот же самый подседельник, с которым он отправился в путь из дома. Жена спросила его: «А где же подарки, которыми подданные одаряют обычно наместников, и которые они привозят своим близким?».

- Но рядом со мной постоянно был строгий надсмотрщик, который с меня глаз не спускал, — ответил Муаз (да будет доволен им Аллах).

Жена воскликнула:

- Тебя считали честнейшим человеком Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), а теперь пришёл Умар (да будет доволен им Аллах) и отправил с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой?

Затем она рассказала про это жёнам Умара (да будет доволен им Аллах) и пожаловалась им на него. Когда Умару (да будет доволен им Аллах) стало известно про это, он вызвал к себе Муаза (да будет доволен им Аллах) и спросил его:

- Это я послал с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой?

- Вовсе нет, о вождь правоверных, — ответил Муаз (да будет доволен им Аллах). — Я просто не нашёл ничего более убедительного, чтобы оправдаться перед женой.

Умар (да будет доволен им Аллах) рассмеялся и дал ему немного денег, сказав:

- Дай ей это, чтобы она успокоилась.

Во времена правления Умара (да будет доволен им Аллах) его наместник в аш-Шаме Йазид Ибн Абу Суфйан направил ему послание, в котором говорилось: «О повелитель правоверных! Резко возросла численность населения аш-Шама. Они испытывают сильную нужду в тех, кто научил бы их Корану и разъяснил основы нашей религии. Прошу тебя, о повелитель правоверных, оказать мне помощь людьми, которые бы смогли обучить их». Умар (да будет доволен им Аллах) призвал к себе пятерых людей, которые ещё при жизни Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) собирали воедино Коран. Это были: Муаз Ибн Джабаль, Убада Ибн ас-Самит, Абу Айуб аль-Ансари, Абу Ибн Кааб и Абу ад-Дарда (да будет доволен ими Аллах). Когда они собрались, Умар (да будет доволен им Аллах) сказал им:

- Ваши братья - жители аш-Шама - попросили меня оказать помощь людьми, которые обучили бы их Корану и положениям нашей религии. Поэтому, да смилостивится над вами Аллах, помогите мне выбрать из вас троих. Если хотите, бросьте жребий, а если нет, то я сам выберу и назначу троих из вас.

- А зачем бросать жребий? Абу Айуб уже старик, Абу Ибн Кааб - больной человек, так что как раз трое и остаются.

Умар (да будет доволен им Аллах) сказал:

- Начните в первую очередь с Хомса. Если там ситуация нормальная, то оставьте одного из вас в Хомсе, другой пусть отправится в Дамаск, а третий — в Палестину.

Трое сподвижников посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) в соответствии с повелением аль-Фарука начали свою деятельность с Хомса.

Они оставили в нём Убаду Ибн ас-Самита, Абу ад-Дарда направился в Дамаск, а Муаз Ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) в Палестину. В Палестине Муаз (да будет доволен им Аллах) заболел чумой. Повернувшись перед смертью к Кибле, он начал говорить:

«Приветствую я смерть, приветствую.

И вот пришёл посетитель после долгого отсутствия.

И любимый достиг желаемого.

Затем, обратив взор к небу, Муаз (да будет доволен им Аллах) взмолился:

«О Аллах, ведомо было Тебе, что я не любил этот мир,

И я жил в нём, чтобы взрастить деревья и проложить реки.

Но нестерпим полуденный зной и тяжелы эти часы,

И теснятся учёные в религиозных кружках.

О Аллах, прими же душу мою с добром, как принимаешь Ты душу правоверного».

И Муаз (да будет доволен им Аллах) перешёл в мир иной. Это был 18 год по хиджре. Прожил он, согласно одному мнению, 33 года согласно другому 38.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.