Потомок Пророка ﷺ – шейх Джамалуддин Казикумухский (1788–1866). Часть 1.

21 Февраль 2018 3997

Потомок Посланника Аллаха , выдающийся учёный-богослов, совершенный шейх накшбандийской и кадирийской ветвей суфизма, духовный преемник шейха Мухаммада Аль-Яраги, духовный наставник имамов Гази-Мухаммада и Шамиля – шейх Джамалуддин Аль-Хусайни Аль-Газигумуки ад-Дагистани родился в 1202 (1788) году по мусульманскому летоисчислению в селении Казикумух (нынешнего Лакского района Дагестана).

Его благословенная родословная восходит к нашему господину (саййид) Хусайну, сыну четвёртого праведного халифа Али бин Абу Талиба и Фатимы Аз-Захры (да будет доволен ими всеми Аллах), дочери Посланника Аллаха . Поэтому к его имени добавляют почётный титул «ас-саййид» (господин), что указывает на принадлежность к семейству Пророка, или его величают нисбой аль-Хусайни, что означает, что он потомок Хусайна.

Отец Джамалуддина – Макабутта приложил все усилия для благочестивого воспитания сына, который получил блестящее для своего времени образование. Будущий шейх учился у учёных-богословов своей эпохи и сам также стал достойным учёным, занимавшим видное место в духовной жизни дагестанского общества.

Джамалуддин получил образование в ряде селений Северного Кавказа, а затем в Османском халифате. Исследователи отмечают, что он знал несколько дагестанских языков, что позволяло ему в последующем общаться с посетителями на их родном языке, а также знал арабский, персидский, русский и тюркский языки.

Сын шейха Джамалуддина Абдуррахман в книге «Воспоминания» пишет, что в молодости его отец служил делопроизводителем у генерал-лейтенанта Аслан-хана – одного из правителей Казикумуха, назначенного Российским государством правителем Кюринского ханства, и пользовался почётом у него. Дело продолжалось так, пока он не обратился с покаянием к Всевышнему Аллаху за прошедшую таким образом жизнь.

И он оставил дружбу с Аслан-ханом, пробудился от забвения в отношении Творца и вечной жизни. Когда он узнал о шейхе Мухаммаде аль-Яраги (1771–1839 гг.) из селения Яраглар, то вступил в накшбандийский тарикат под его руководством. Вернувшись домой, он отказался от должности делопроизводителя, занялся поклонением Богу, Его поминанием и стал придерживаться уединения.

О знакомстве Джамалуддина с шейхом Мухаммадом Аль-Яраги и последующем вступлении под духовную опеку последнего известный дагестанский шейх Шуайб-Афанди (ум. в 1330 г. хиджры) в книге «Табакат» пишет следующее:

«Когда слава о шейхе Мухаммаде Аль-Яраги разошлась далеко, то Аслан-хану также стало известно о том, что люди стекаются к нему и следуют ему. Большинство жителей Кюринского ханства были подданными Аслан-хана. Его охватило беспокойство, и он отправил своего делопроизводителя Джамалуддина, чтобы изгнать шейха из своих владений и запретить народу следовать ему.

Прибыв к шейху Аль-Яраги, Джамалуддин вознамерился нанести удар, однако шейх посмотрел на него и произвёл на него одним взглядом такое сильное духовное воздействие, что кнут выпал из рук Джамалуддина, и он стал последователем шейха.

Он раскаялся, и шейх обучил его поминанию (зикр) Аллаха и суфийским заданиям (вирд). Затем он вернулся в Казикумух и в течение нескольких дней скрывался от Аслан-хана. Хан и народ удивились этому. Правителю сообщили, что Джамалуддин стал мюридом шейха Мухаммада аль-Яраги.

С этого времени началась вражда Аслан-хана с шейхом Джамалуддином. Он потребовал к себе шейха с целью убить его. Когда его привели, и он стоял перед ханом, опершись на палку, Аслан-хан вдруг побледнел, встал с места, вышел в свою комнату перепуганный и сказал: "Отпустите его домой и не причиняйте ему вред. Воистину, когда он предстал передо мной, я увидел, что его десять пальцев излучают свет, как светильники"».

Аслан-хан несколько раз хотел убить его, однако Всевышний Аллах уберёг шейха от зла притеснителя. Однажды хан позвал к себе известного в Дагестане учёного Саида Аль-Аракани (ум. в 1250 г. хиджры) и попросил у него богословско-правовое заключение (фетву), дозволяющее убить шейха Джамалуддина. После того как Саиду стало известно о положении и поклонении Джамалуддина, он сказал Аслан-хану: «Если ты причинишь ему зло, то, несомненно, тебя постигнет злополучие этого». И хан отказался от задуманного.

Шейх Джамалуддин обладал способностью творить многие чудеса – караматы. Сын шейха Абдуррахман об этом поведал следующее:

«Однажды Аслан-хан сказал шейху: "Люди говорят, что ты достиг степени святости, степени праведника (вали) и обладаешь способностью творить чудеса праведников. Если это правда, то покажи мне какое-нибудь из своих чудес (караматов), чтобы и я признал их".

"Я не святой, а раб Божий, оставь меня в покое!", – сказал ему шейх. Тогда Аслан-хан сказал ему: "Если ты не покажешь какое-нибудь из своих чудес, то я тебя убью".

Когда шейх увидел, что нет покоя от хана, он позвал одного из его доверенных людей на дорогу селения Казикумух, по которой проходили животные и люди. Он начертил палкой посредине дороги четырёхугольник и сказал ему: "Здесь находится могила женщины по имени Райханат, которая в давние времена пала смертью мученицы за веру, и она лежит в своей могиле свежая, не истлевшая, и её саван в таком же состоянии".

Посланец хана засмеялся и сказал: "Как же возможно, чтобы здесь, где лежит навоз, была могила человека? Если ты окажешься прав в своих словах, то пусть будет так, а в противном случае Аслан-хан убьёт тебя".

В это время один из мюридов шейха подошёл с быком к этому месту и сказал: "Если здесь окажется могила, то я тут же зарежу этого быка в качестве пожертвования (садака) за душу (рух) Райханат".

Они принялись копать в указанном шейхом месте. Шейх также определил глубину могилы. Когда они выкопали могилу до указанной глубины, то в самом деле обнаружили свежий труп женщины, у которого не истлел ни один орган и не выпали волосы, как будто труп был зарыт в тот же день.

Тогда приближённый хана побледнел, пришёл в удивление от такого чуда и не смог в ответ сказать что-либо. Что же касается мюрида, то он тотчас же зарезал своего быка с большой радостью и довольством. Посланец донёс Аслан-хану всё, как было, и тот признал караматы, которые всегда отрицал. С этого дня хан оставил шейха в покое и почёте».

Весть об этом случае распространилась в других сёлах, и люди со всех концов Дагестана стали стекаться к шейху, даже больше, чем прежде. И могилу этой мученицы посещали в течение определённого времени, но впоследствии её оставили.

Подобных чудес у него было множество, и они были известны среди его мюридов. Так же, как пророки обладают способностью творить чудеса – му‘джизаты, так праведники умеют творить чудеса – караматы. И благодаря такому карамату шейх Джамалуддин спасся от вреда притеснителя Аслан-хана и достиг своей цели. И хвала Всевышнему Аллаху.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Мухаммад Гаджиев, историк

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.