Учёный-мухаккик Умар-Афанди Аль-Игали

28 Март 2018 1551

Селение Игали нынешнего Гумбетовского района Республики Дагестан раньше было известно как место, популярное своими исламскими учёными-богословами, внёсшими большой вклад в общественную и религиозную жизнь республики. Среди таких богословов достойное место занимает имя крупного учёного-богослова, современника славного имама Шамиля – Умара Аль-Игали, к имени которого за его блестящие знания стали добавлять прозвище «афанди», что означает «господин, учитель, наставник».

К большому сожалению, доскональная информация о жизни и деятельности этого видного учёного оказалась недоступна. Но некоторые данные нам любезно предоставил один из его ныне живущих потомков – Муртаза, за что мы выражаем ему благодарность. Помимо этого, немного информации нам удалось найти и в источниках дагестанских учёных-богословов.

Умар-афанди родился в промежутке между 1832 и 1835 годами (1247–1250 годы по хиджре – мусульманскому летоисчислению) в селении Игали в семье Хочбара. Отец его был среднесостоятельным человеком.

В семье были два сына и две дочери. Особое внимание отец уделял благочестивому воспитанию и образованию Умара-афанди. На обучение остальных детей у семьи не было возможностей.

Впоследствии два сына сестры Умара-афанди Гухар – Исахаджи и Али – стали видными учёными-богословами. У Умара-афанди также было два сына – Мухаммад и Муртаза, и две дочери – Чакар и Тамич. Оба его сына также были весьма учёными людьми.

Мы не смогли установить, где и у каких учёных учился Умар-афанди, кроме одного известного в Дагестане богослова. По некоторым сведениям, он учился у популярного учёного-богослова, муфтия имама Шамиля – Муртазаали аль-Уради (умер в 1282 г. хиджры). Этот вывод можно сделать из того, что написано в книге «Муклат аль-‘уюн», принадлежащей перу Умара-афанди, где он называет Аль-Уради «нашим шейхом».

В сборнике богословско-правовых заключений известного учёного-богослова Муслима Аль-Уради «Фатава Аль-Уради» автор в нескольких местах упоминает его как «учёный-мухаккик Умар Аль-Игали». Мухаккиком называют учёного, знающего тонкости религиозных наук, чей авторитет в науках признан учёными и суфиями. Умар-афанди также владел несколькими языками.

Как мы отмечали выше, Умар-афанди был современником имама Шамиля. Однако имам Шамиль ни разу не взял его с собой на газават, он отправлял его домой, говоря, что Умар-афанди больше нужен людям в селении, потому что множество студентов училось у него религиозным знаниям.

Недавно в с. Игали было обнаружено письмо, датированное 1305 годом хиджры и написанное Умару-афанди известным учёным из с. Дылым Уммаханом. Из содержания письма можно сделать вывод о том, что Уммахан ад-Дилими был учеником Умара-афанди. В начале письма говорится: «К верховному учёному мужу, нашему наставнику (устазу) и шейху Умару-афанди…». Это также свидетельствует о том, что Умар-афанди был жив в начале 14 века по хиджре.

Видимо, медресе, основанное Умаром Аль-Игали, было широко известно во всём Дагестане. Об этом свидетельствует и то, что один из учителей известного шейха современности Саида-афанди аль-Чиркави Патал Хаджи (1894–1992) учился в том числе и «в селении Игали в медресе Умара» по направлению своего дяди Тагира-хаджи, который в то время работал имамом селения Чиркей.

Так написано в биографии шейха Саида-афанди. И, вероятнее всего, речь идёт именно о медресе Умара-афанди Аль-Игали.

В 1850–1855 годы, когда наступили тяжёлые для Имамата времена, и российский царь направил сюда большие военные силы, и Дагестан оказался в большой опасности, Умара-афанди отправляют в Ахты, Кюру, то есть на лезгинские территории, чтобы мобилизовать людей на вооружённое сопротивление. Поручение он выполнил так, что это вызвало довольство имама. В стихотворении Чупалава (1875–1937) из Игали, которое называется «Взятие Ахульго», так говорится об Умаре-афанди:

«Правая рука имама – Афанди из Кюры,

Взяв перо и чернила, поднялся на высоты…»

У его потомков хранилось письмо имама Шамиля, которое последний направил имаму села, и в котором говорилось, чтобы трём людям из селения Игали выделили большие участки земли, проведя туда воду.

Один из сотрудников Дагестанского научного центра забрал его и больше не вернул. В этом письме в том числе говорилось, чтобы и Умару-афанди выделили определённый участок земли в Игали. Эти участки и сегодня находятся в пользовании их наследников.

Затем, когда Дагестан попал под власть российского царя, Умар-афанди отправился работать имамом в кумыкское село Эндирей (Андрей-аул), где проработал в течение восьми лет. Говорят также, что затем он работал и в Костеке, Дусрах, Орт-Аухе. Это свидетельствует в пользу того, что Умар-афанди также владел кумыкским и чеченским языками. У него был словарь на кумыкском, чеченском, турецком, русском и даргинском языках. Книги из библиотеки Умара-афанди были собраны в одной комнате, их объём составлял примерно двенадцать кубических метров.

Судя по религиозно-научному наследию, которое он оставил после себя, и по трактатам, которые написал Умар-афанди, он был искусен во многих отраслях наук, был учёным-энциклопедистом.

Учёный Мухаммад, сын Шарапуддина из Игали, живший в двадцатом веке, говорил, что перу Умара-афанди принадлежит восемнадцать религиозных произведений. Нам удалось найти несколько трудов, написанных им, в том числе и упомянутый выше труд «Муклат аль-‘уюн фи истилахат а‘азз аль-фунун», посвящённый терминологии мусульманского права по шафиитской богословско-правовой школе, а также «Нусус аль-а‘лям фи тавси‘ат ду‘афа аль-а‘вам», который представляет собой небольшое послание на нескольких страницах и посвящён вопросу следования богословско-правовым школам (мазхабам) Ислама.

Также было найдено его произведение под названием «Аль-А‘маль аль-мункиза ‘ан кавари‘ аль-барзах ва аль-кийама» («Деяния, спасающие от бедствий Барзаха и Судного дня»). В нём учёный описывает смерть, состояние человека в потусторонней жизни – в могиле, в Барзахе – в промежуточном мире, где после смерти человека пребывают души до наступления Судного дня, а также в Судный день, и перечисляет некоторые благие деяния, которые помогут верующему человеку не лишиться своей веры в предсмертный миг и далее, по воле Аллаха, спастись в вечной жизни от адских мучений и удостоиться Рая.

В 1937 году, во времена репрессий, внука (по мужской линии) Умара-афанди, который носил его имя, забрали работники НКВД, и с тех пор он исчез. Книги Умара-афанди также были сожжены ими, кроме небольшого количества. Могила Умара-афанди находится на кладбище селения Игали, однако дата его кончины неизвестна.

Да смилуется Всевышний Аллах над учёным-богословом Умаром-афанди Аль-Игали и да одарит нас его заступничеством и пользой от его трудов. Аминь!

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Мухаммад Гаджиев Аль-Инчхи

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.