Абу Бакр Ибн Аль-Араби – знаток Корана из Андалусии. Часть 1.

25 Июнь 2018 1858

Аль-Кади Абу Бакр Ибн Аль-Араби – один из самых известных исламских учёных в Андалусии. Он достиг больших успехов в разных отраслях науки, которых не достиг никто из его современников. Как он вырос? Где учился? Чем занимался и как умер? Об этом пойдёт речь в этой статье.

Абу Бакр Муха́ммад ибн Абдулла́х ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Аль-Араби Аль-Ма‘а́фири, известный как Абу Бакр ибн Аль-Араби – арабский историк, кадий, знаток Корана и факих, представитель маликитской школы мусульманского права, родился в Севилье 22 числа месяца Ша‘бан в 468 года по хиджре в одном из самых больших домов города после дворца правителя Аль-Му‘тамида Ибн ‘Аббада.

Его отец Абдулла́х ибн Мухаммад ибн Аль-Араби был одним из выдающихся учёных и знатных лиц государства и пользовался авторитетом у правителя Севильи. В благоприятной для образования среде, окружённый учёными и праведниками, рос Абу Бакр Ибн Аль-Араби. Он получил хорошее воспитание у своего учителя и наставника Абу Абдуллаха Ас-Саракусти.

Сам Ибн Аль-Араби о своём детстве рассказал: «Когда мне исполнилось девять лет, я искусно владел чтением Корана. Дальнейшие три года были отданы усовершенствованию чтения Корана, изучению арабского языка и математики. К шестнадцати годам я прошёл десять кыраатов Корана со всеми сопутствующими правилами, а также практиковался в поэзии и языкознании».

Путешествия Ибн Аль-Араби в Северную Африку

Когда Ибн Аль-Араби исполнилось семнадцать лет в 485 году по хиджре, по воле Всевышнего Аллаха, пало государство Ибн Аббада. После этого он вместе с отцом выехал из Севильи и направился в сторону Северной Африки.

Ибн Аль-Араби в Северной Африке

Прибыв на место, они поселились на границе вилайета Беджая (араб. بجاية, Bedjaya; – город-порт на севере Алжира, административный центр одноимённого вилайета, один из крупнейших преимущественно бербероязычных городов Алжира). Ибн Аль-Араби жил там до тех пор, пока не закончил учёбу у большого учёного Абу Абдуллаха Аль-кала‘и.

Далее они сели на корабль и направились к границам вилайета Махди́я (араб. المهدية – город в Тунисе, административный центр одноимённого вилайета). Там он учился у крупных учёных той местности – Абу Аль-Хасана ибн Али ибн Мухаммада ибн Сабита Аль-Хаддада Аль-Хавлани Аль-Мукри и Абу Абдуллаха ибн Али Аль-Мазири Ат-Тамими (453–536 гг. по хиджре).

Ибн Аль-Араби в Египте

Затем Ибн Аль-Араби с отцом отправились в Египет. Там он обучался у шейха Аль-Кади Абу Аль-Хасана Али ибн аль-Хасана ибн Аль-Хусейна ибн Мухаммада Аль-Халь‘и Аль-Муссили (405–492 гг. по хиджре). Среди тех, кто встретился с ним и учился у него в Египте, были Абу Аль-Хасан Шараф, Махди Аль-Варрак и Абу Аль-Хасан ибн Давуд Аль-Фариси.

Ибн Аль-Араби в Иерусалиме

Из Египта Абу Бакр Ибн Аль-Араби в сопровождении своего отца отправился в Байт Аль-Мукаддас (Иерусалим), где встретился с имамом Абу Бакром Ат-Тартуши Аль Фихри (451–510 гг. по хиджре) из Андалусии, который считался одним из больших учёных маликитского мазхаба.

Ибн Аль-Араби в Шаме

Далее Ибн Аль-Араби продолжил своё путешествие и отправился в Шам. Прибыв в Сирию, он поселился в Дамаске и начал брать уроки у крупных учёных, которые в то время жили в Дамаске: Хибату-Ллаха Аль-Акфани Аль-Ансари Ад-Димашки, Абу Саида Ар-Рахави, Абу Аль-Касим ибн Абу Аль-Хасан Аль-Кудси и Абу Саида Аз-Зинджани.

Ибн Аль-Араби в Багдаде

Из Дамаска Ибн Аль-Араби вместе со своим вечным спутником – отцом – направился в Багдад – в столицу Аббасидского халифата и мировой центр науки. В Багдаде он также брал уроки у больших учёных города и за это время стал хорошим специалистом в хадисоведении, в биографиях передатчиков, основах религии, усуле, арабском языке и литературе.

Ибн Аль-Араби о тех знаниях, которые получил в Багдаде, писал:

«В Багдаде был имам суфиев, который был известен под именем Ибн ʻАта. Однажды он рассказывал о пророке Юсуфе (мир ему) и о тех историях, которые с ним случились. В числе прочих он рассказал, как Юсуф (мир ему) опроверг неприятные обвинения, которые были ему предъявлены.

Тут встал один человек, который сидел на его собрании позади всех, и спросил: "О шейх, о наш господин! Тогда получается, что Юсуф собирался сделать это, но не совершил?" На этот вопрос Ибн ʻАта ответил: "Да. Потому что о нём проявил заботу Всевышний".

Посмотрите на мудрость ответа обладателя знаний и на мудрость вопроса ищущего знаний. Взгляните на проницательность вопроса, который задаёт простой мусульманин, и лаконичность и ясность ответа учёного. Именно поэтому наши суфийские учёные сказали, что в аяте священного Корана:

وَلَمَّا بَلَغَ أَشُدَّهُ آتَيْنَاهُ حُكْماً وَعِلْماً

"И когда он (Юсуф (мир ему)) достиг зрелости (тридцатилетнего возраста), даровали Мы ему мудрость и полезные знания о религии". (сура Юсуф: 22)

Говорится, что Всевышний Аллах дал ему знания и мудрость в том возрасте, когда у человека больше всего преобладает страсть, чтобы это стало причиной его непорочности и чистоты». (Абу Бакр Ибн Аль-Араби, «Аль-ʻАвасим ва аль-кавасим фи тахкик мавакиф ас-сахаба баʻда вафати Ан-Наби», стр. 16)

Встреча Ибн Аль-Араби с Имамом аль-Газали

В Багдаде Ибн Аль-Араби также встретился с Худжжат Аль-Ислам Абу Хамидом Аль-Газали (450–505 гг. по хиджре). Это было в то время, когда Ибн Аль-Араби только прибыл в Багдад.

Тогда Аль-Газали преподавал в медресе Ан-Низамия и давал общие уроки. Ибн Аль-Араби слушал уроки имама Аль-Газали вместе со всеми, кто приходил на его собрание.

Вскоре Аль-Газали отправился в хадж, а в 448 году по хиджре поселился в Дамаске и вёл там аскетический образ жизни. В это время он и написал свой самый известный труд «Ихья ʻулум ад-дин».

Потом Имам Аль-Газали вернулся в Багдад и поселился на постоялом дворе Абу Саʻда напротив медресе Ан-Низамия. Вот тогда Ибн Аль-Араби лично встретился с ним и начал брать у него уроки.

В следующий раз Ибн Аль-Араби встретился с Аль-Газали в Шаме, когда он возвращался в Ирак после совершения хаджа.

Хадж

В 489 году по хиджре Ибн Аль-Араби отправился из Багдада в святые земли Мекки и Медины. Совершив хадж в этом же году, он успел в Мекке взять уроки у мухаддиса и муфтия Мекки Абу ʻАбдуллаха Аль-Хасана ибн Али ибн Аль-Хусейн Ат-Табари Аш-Шафиии (418–498 гг. по хиджре).

О своём пребывании в Священной Мекке Ибн аль-Араби рассказал следующее: «Когда я жил в Мекке в 489 году по хиджре, то пил много воды Зам-Зам, и каждый раз я пил её для получения знаний и укрепления имана. Всевышний Аллах посредством бараката воды Зам-Зам облегчил мне получение знаний. К сожалению, я забыл выпить Зам-Зам для совершения деяний в соответствии с теми знаниями, которые я приобрёл. Хотел бы я, чтобы я тогда попил Зам-Зам и для этого».

После хаджа Ибн Аль-Араби вместе с отцом вернулся в Багдад и прожил там около двух лет, которые он провёл рядом с имамом Аль-Газали.

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.