Научная деятельность и труды Хасана-Афанди

6 Октябрь 2018 1089

За свою жизнь Хасан-Афанди написал двенадцать книг, это, по крайней мере, те, что нам точно известны и с которыми мы знакомы. Перечислим эти книги в хронологическом порядке и дадим каждой из них краткое описание.

1. «Ад-Дуррату аль-байзаъ».

Первая книга Хасана-Афанди была написана ещё при жизни Абдуррахмана-Афанди. Точная дата неизвестна, однако книга «Аль-Джавхарату ан-нафиса» была написана в месяце мухаррам в 1323 году хиджры, после того как некий псевдосуфий написал опровержение книги «Ад-Дуррату аль-байзаъ», о чём будет сказано чуть ниже.

Причиной написания этой книги, как пояснил сам Хасан-Афанди в предисловии к книге, стало появление большого количества лжешейхов в Дагестане, которые стали вносить в тасаввуф нововведения и отвращать людей от истинного пути.

В начале книги поясняется, какие виды лжешейхов существуют в Дагестане, а затем подробно объясняется, в чём состоит их заблуждение и каким должно быть правильное понимание тасаввуфа.

Книгу высоко оценил его шейх Абдуррахман-Афанди, а также другие учёные и знатоки тасаввуфа. Как пишет сам Хасан-Афанди, книга охватила все правила тасаввуфа, и каждый, кто изучит её беспристрастно, признает это.

2. «Аль-Джавхарату ан-нафиса» (мухаррам 1323 г./1905 г.).

Как было сказано, книгу «Ад-Дуррату аль-байзаъ» очень положительно приняли учёные и шейхи, однако не всем она пришлась по душе, а именно тем, чьи заблуждения она опровергала.

Эта книга попала в руки к одному из таких последователей лжешейхов. Он выписал из предисловия книги некоторые тексты, затем сплетники примешали к словам Хасана-Афанди высказывания, которых он не говорил и даже не помышлял о них, и после этого показали их своему лидеру-лжешейху.

Таким образом, они вынудили того лжешейха написать опровержение книги Хасана-Афанди, сказав ему, что в книге «Ад-Дуррату аль-байзаъ» речь идёт именно о нем. Прислушавшись к их сплетням, он написал опровержение, излив в нём всё то, что ранее скрывал от Хасана-Афанди.

Узнав про это, Хасан-Афанди попросил разрешения у шейхов написать ответ этому лжешейху, после чего приступил к написанию новой книги под названием «Аль-Джавхарату ан-нафиса», в которой ответил на все измышления и нападки лжешейхов, опираясь на книги авторитетных шейхов тасаввуфа.

3. «Джухд аль-мукилль» (1323 г./1905 г.).

Однажды между Хасаном-Афанди и учёным Нурмухаммадом из селения Акнада состоялся диспут касательно вопросов тасаввуфа. Нурмухаммад выступал против ряда вопросов, практикуемых в тасаввуфе, но в ходе диспута проявил себя довольно некомпетентно и даже пытался в некоторых вопросах противоречить единогласному мнению (иджма) учёных.

После этого диспута Хасан-Афанди решил изложить все свои доводы в отдельной книге. Когда книга была написана, он решил назвать её «Джухд аль-мукилль фи радди шатахати аль-мункири аль-музилль».

4. «Хуласатуль-адаб» (до 1325 г./1907 г.).

Эта книга представляет собой собрание всех основных этических норм для мюрида, она написана в стихотворной форме на аджаме, с некоторыми комментариями на арабском языке.

Как отмечает сам Хасан-Афанди в предисловии к книге, он решил собрать в одной книге все необходимые для мюрида этические нормы и правила, ввиду того, что сам тасаввуф целиком представляет собой свод этических норм, и никто никогда не достигнет высоких степеней, кроме как соблюдением этих норм. К тому же его шейх Абдуррахман-Афанди часто советовал ему написать книгу об этических нормах мюридов.

5. «Танбих ас-саликин» (17 раджаб 1330 г./1 июля 1912 г.).

Это одна из самых известных и популярных книг Хасана-Афанди. Книга представляет собой более полный и расширенный вариант книги «Ад-Дуррату аль-байзаъ», в которой раскрываются всё те же вопросы, связанные с лжешейхами в Дагестане.

В предисловии к этой книге Хасан-Афанди пишет: «Затем знай, о мой брат, не позволено никому молчать в деле выявления истины, когда появится тот, кто противоречит основам и принципам тариката и вводит в него нововведения и выдумки, отбрасывая мерило и суть Шариата за спину. Потому что молчать в такой ситуации – значит потакать (приверженцам нововведений), что является запретным. Ведь передаётся, что умалчивающий истину – немой шайтан».

После написания книги Хасан-Афанди отправил её своему шейху Сайфулле-кади, чтобы он проверил её и добавил к ней необходимые комментарии. Сайфулла-кади высоко оценил эту книгу и ничего не добавил в неё, ввиду того, что в ней были полностью раскрыты все необходимые вопросы по теме.

6. «Аль-Аджвибату аль-кахийя фи асъиляти аль-ихалий» (18 раби аль-ахир 1333 г./4 марта 1915 г.).

Ибрахим из Игали отправил некоторые вопросы по тасаввуфу Хасану-Афанди. Однако поначалу шейх не спешил отвечать на эти вопросы, так как усмотрел в этом желание испытать его. Затем, когда эти вопросы начали поступать от Ибрахима вновь и вновь, Хасан-Афанди всё-таки решил ответить ему.

В начале книги шейх предостерегает спрашивающего от испытания шейха, говоря, что в тасаввуфе запрещено испытывать шейха. Затем он по порядку отвечает на все заданные вопросы по тасаввуфу, устраняя сомнения касательно своих познаний в этой теме.

По завершении книги Хасан-Афанди предложил Ибрахиму отправить эти же вопросы лжешейхам и посмотреть, как они ответят на эти вопросы. Ведь раз он решил испытать шейха Хасана-Афанди, то беспристрастность спрашивающего должна подтолкнуть его испытать и других людей, претендующих на звание шейха.

7. «Тальхис аль-маариф» (1 шабан 1338 г./19 апреля 1920 г.).

Сын Хасана-Афанди Мухаммад Ариф-Афанди попросил отца написать краткую книгу, в которой тот изложил бы сокровенные значения заданий и практик тариката, чтобы она стала для него и для других стимулом для их исполнения.

Отец выполнил просьбу сына и написал прекрасную книгу под названием «Тальхис аль-маариф фи таргиб Мухаммад Ариф» («Краткое изложение сокровенных знаний для побуждения Мухаммада Арифа»).

8. «Сирадж ас-саадат» (2 шабан 1338 г./20 апреля 1920 г.).

В данной книге Хасан-Афанди собрал биографии шейхов из золотой цепочки накшбандийского тариката, начиная с Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах) и завершая его последним шейхом Сайфуллой-кади.

9. «Аль-Бурудж аль-мушайяда» (1 раби уль-авваль 1341 г./21 октября 1922 г.).

Учёный и кадий из селения Сивух (Хунзахский район) Мухаммад отправил к Хасану-Афанди некоторые вопросы касательно тариката, по этой причине Хасан-Афанди решил написать отдельную книгу, в которой бы раскрывались все заданные вопросы и которая приносила бы дополнительную пользу вступившему на путь тасаввуфа.

Так как вопросы задал житель с. Бурудж (аварское название села Сивух, что с арабского переводится как «башни»), шейх назвал книгу «Аль-Бурудж аль-мушайяда би ан-нусус аль-муайяда» («Башни, укреплённые достоверными цитатами»).

10. «Ас-Сифру аль-асна» (12 шабан 1341 г./29 марта 1923 г.).

Один из бывших последователей тариката, перешедший в лоно заблудших, написал Хасану-Афанди послание, в котором назвал посещение могил праведников, рабиту, практикуемую в тарикате, и прочие действия, запретными.

В ответ на этот выпад Хасан-Афанди написал книгу, в которой опроверг слова того человека и очень грамотно и обоснованно доказал дозволенность совершения рабиты в Исламе.

Книгу он назвал «Ас-Сифру аль-асна фи ар-рабитати аль-хусна»(«Величественная книга о прекраснейшей рабите»). Она получила большую популярность в исламском мире, в некоторых странах по ней преподают в мечетях и медресе.

11. «Файз ар-Рахман».

К сожалению, пока что у нас нет точных данных, в какой период жизни Хасана-Афанди она была написана.

12. «Васаиль аль-мюрид».

Однажды Хумайд-Афанди уже после смерти Хасана-Афанди позвал к себе учёного Умариль Мухаммада из Датуна и попросил его упорядочить и собрать все письма Хасана-Афанди в одну книгу.

Умариль Мухаммад с радостью принял это предложение. До него один из мюридов уже собирал эти письма в книгу в двух томах, однако эта работа была не закончена. Умариль Мухаммад обошёл много сёл в поисках писем, стал изучать и исследовать их.

В итоге собралось довольно большое количество писем, написанных как Хасаном-Афанди, так и адресованных ему. Умариль Мухаммад упорядочил их по общим темам и разделам, сократил некоторые письма, удалив оттуда тексты, в которых мюридам нет надобности, а также откорректировал письма, в которых были допущены грамматические ошибки, так как они были написаны в спешке в виде записок.

После завершения работы он пришёл к Хумайду-Афанди и вручил ему книгу. Шейх очень обрадовался ей, сказав, что если бы Хасан-Афанди увидел её, то тоже очень обрадовался бы, и добавил, что многие пытались собрать эти письма в одну книгу, но никому не удалось довести это дело до конца. Всевышний Аллах облагодетельствовал Умариль Мухаммада, наделив его возможностью заняться столь почётным делом.

Это список его книг, которые точно известны нам, но существуют ещё и другие книги, которые, по некоторым данным, относят к авторству Хасана-Хильми. Однако, ввиду неподтвержденности этих данных, мы не включили их в список.

Научная деятельность Хасана-Афанди поражает, ведь написать такое количество книг, каждая из которых по-своему уникальна, при этом ещё каждый день принимать большое количество мюридов стоит огромных усилий. Такое под силу только тому, по отношению к кому Всевышний Аллах проявил особую заботу и поддержку.

Суть всех книг Хасана-Афанди, и вся его деятельность были направлены только на одно – оживление и возрождение Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и искоренение запретных нововведений. На это он обращал особое внимание. Так, в книге «Танбиху-с-саликин» он писал следующее:

«Затем знай, брат, что ключ к счастью заключается в следовании Сунне и подражании Посланнику, ему благословение и приветствие Аллаха, во всех делах, словах, движениях и покоях. Этим достигают любви Аллаха, пречист Он от недостатков.

Всевышний сказал: "Скажи (Мухаммад): если вы любите Аллаха, так следуйте же мне, и вас полюбит Аллах" (сура «Алю Имран», 31). Однако большинство людей пренебрегают следованием Сунне и следуют шайтану. Они стали полностью склонять свои сердца к накоплению богатств этого бренного мира. Отказ от сунны в поклонении без уважительной причины не случается кроме как из-за скрытого неверия или явной глупости!».

Несмотря на огромный авторитет в Дагестане, Хасан-Афанди вёл очень скромный образ жизни. Он отказывался от всяких подношений и даров, только в редких случаях принимал их.

Так, некто отправил к Хасану-Афанди (да освятит Аллах его душу) двухгодовалого телёнка. Устаз же не принял его в дар, объяснив это следующим образом: «Мир тебе, о почтенный брат. Затем: я не знаю причину, по которой ты отправил мне двухгодовалого телёнка. Если ты отправил его, полагая, что я беден, то ты найдёшь много людей намного беднее меня. Если же ты отправил его мне, полагая, что я праведный человек, то я не из праведных, насколько я знаю, напротив, по моему мнению, я самый грешный человек на этой земле. В любом случае не дозволено мне то, что ты отправил. Мир тебе».

Продолжение следует…

Ибн Хадж Аль-Гидатли

Смотрите также:

Биография Хасана-Афанди

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.