Абу Хафс Наджм ад-дин Умар ибн Мухаммад ан-Насафи

16 Октябрь 2010 1072

Символ веры.

Абу Хафс Наджм ад-дин Умар ибн Мухаммад ан-Насафи Абу Хафс Наджм ад-дин Умар ибн Мухаммад ан-Насафи (461-537/1068-1142). Родился в городе Насаф (сегодняшний Карши в Узбекистане), который в средние века был одним из научных центров Средней Азии, как и соседние, более известные города Бухара и Самарканд. Скончался же учёный в Самарканде. Он учился у шейхов Абу Мухаммада ан-Нухи ан-Насафи, Абу ал-Иусра ал-Баздави и Абу Али ан-Насафи. Источники сообщают, что он был учёным в области фикха, тафсира, хадиса, литературы, языка и истории, передавал хадисы от 550 шейхов, был аскетом. Также известно, что он был одним из учителей имама Бурхана ад-дина ал-Маргинани.

Имам ан-Насафи является автором примерно ста трактатов и книг по различным отраслям исламских наук. Ему принадлежит историческое произведение «ал-Канд фи тарих улама Самарканд» и комментарий к Корану на персидском языке. Среди его сочинений книга «Китаб фи байан мазахиб ал-мутасаввифа» («Разъяснение суфийских толков»).

Особое место среди его трудов занимает «Насафитский символ веры» («ал-Акаидан-Насафийа»). Это небольшое сочинение относится к жанру акида (мн. ч. акаид), особому роду мусульманской богословской литературы, появившейся в период активного сложения догматико-правовой системы Ислама, т. е. начиная с VIII века. Сочинения этого жанра представляют собой сжатое, чёткое изложение позиции школы или отдельного автора в основных вопросах догматики и права. Их текст носит прокламационный характер. Постулируемые положения предваряются формулами «необходимо уверовать в...», «мы убеждены, что...» и подобными им. Являясь своеобразным фондом догматов, идей, представлений, краткий «символ веры» - необходимый элемент традиционного мусуль¬манского образования.

В своём символе веры Абу Хафс ан-Насафи собрал воедино главные и основные положения суннитского вероучения в достаточно краткой форме, лёгкой для запоминания. Главным источником этого кредо была книга «Табсират ал-адилла», написанная имамом Абу-л-Муином ан-Насафи (ум. в 508/1114 г.).

Как писал Дж. Валиди, «самым популярным сочинением в мусульманских медресе было «Акаид Несефи» с комментарием Тафтазани». До революции заучивали текст этого сочинения наизусть и изучали не только толкование ат-Тафтазани, но и комментарии. Османские турки также изучали насафитский символ веры, некоторые шейхи читали и разъясняли его своим мюридам после намаза ал-Аср.

Турецкий исследователь Улудаг без ссылки на дату сообщает, что в Турции издавался насафитский символ веры под названием «Матн ал-Акаид» с разъяснениями суфийского шейха Араба Худжы в виде 30-тистраничного трактата.

Из книги «Исламское вероучение. Аль-Акаид ан-Насафия»


Материалы по теме

  • Исламское вероубеждение
  • Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.