Последние годы из жизни Аль-Хатыба Аль-Багдади

31 Январь 2019 1320

Аль-Хатыб Аль-Багдади – хафиз и великий историк. Часть 2.

После возвращения в Багдад Аль-Хатыб Аль-Багдади, как обычно, читал на собраниях учеников свой знаменитый труд «Тариху Багдад». Когда он дошёл до того места, где рассказывалось об аббасидском халифе Аль-Каиме би-амри Ллах, он взял эту часть книги и пришел к дворцу халифа и попросил разрешения прочитать её халифу.

Увидев Аль-Хатыба Аль-Багдади у ворот, халиф сказал придворным: «Этот человек – большой учёный в области хадисоведения. У него нет нужды в том, чтобы именно я слушал его рассказ. Он однозначно хочет исполнения какой-либо своей нужды посредством этого. Спросите у него, в чём заключается его нужда».

Аль-Хатыб на это ответил: «Моё желание заключается в том, чтобы мне разрешили читать хадисы в мечети Аль-Джами Аль-Мансури». Халиф удовлетворил его просьбу и дал соответствующее указание.

Аль-Хатиб Аль-Багдади, рассказывая о правилах поведения мухаддиса (человек рассказывающий хадис; знаток и передатчик хадисов), сказал: «Когда он перестаёт рассказывать хадисы во время маджлиса, отдыхая, то произносит слова поминания Всевышнего Аллаха. Так поступали многие величайшие люди из числа предшественников».

Похороны Аль-Хатыба Аль-Багдади

Когда Аль-Хатыб Аль-Багдади умер, его хотели похоронить, согласно его завещанию, рядом с Бишром Аль-Хафи. Однако на этом месте вырыл для себя могилу Абу Бакр Ахмад ибн Аз-Захраъ Ат-Тарсиси.

Ибн Захраъ каждый день на протяжении долгого времени ходил к этому месту (к своей будущей могиле) и читал там Коран. Это продолжалось многие годы, таким образом, он множество раз полностью прочитал там Коран и делал дуа.

Когда же умер Аль-Хатыб Аль-Багдади, у Абу Бакра Ахмада попросили уступить это место покойному. Но он отказался, сказав: «Это моё место, я эту могилу выкопал собственноручно и множество раз прочитал там полностью Коран, поэтому я не уступлю это место никому. Это просто невозможно».

Скоро об этом узнал Абу Са‘д Ас-Суфи. Он немедленно позвал к себе шейха Абу Бакра ибн Захраъ и сказал ему: «Я не говорю тебе, чтобы ты просто так уступил это место. Но я тебе скажу одно – если бы Бишр Аль-Хафи был жив и ты сидел рядом с ним, и в это время пришёл бы Абу Бакр Аль-Хатыб и захотел сесть где-то далеко, было бы уместным для тебя продолжать сидеть на этом месте (рядом с Бишром)?»

Ибн Захраъ ответил: «Нет, конечно! Я непременно встал бы и уступил бы ему это место рядом с Бишром». Тогда Абу Са‘д сказал: «Точно так должно быть и сейчас, когда он умер. Поистине, он (Аль-Хатыб Аль-Багдади) обладает большим правом находиться рядом с Бишром, чем ты».

После этого разговора сердце Абу Бакра ибн Захраъ смягчилось, он отступил и согласился с тем, чтобы Аль-Хатыба Аль-Багдади похоронили на этом месте. (Ас-Сафади, «Аль-Вафи би-ль-вафаят», Дар Ихьяъ Ат-Турас, Бейрут, 2000 г. (1420 г. х.), 7/126-127)

Положение Аль-Хатыба Аль-Багдади среди учёных

Мухибб Ад-Дин Ибн Ан-Наджар передаёт от Абу Аль-Валида Аль-Баджи:

«Во всём мусульманском мире я увидел четырёх хафизов хадиса (мухаддисов, которые знают наизусть десятки тысяч хадисов с цепочками их передатчиков, а также личностные качества передатчиков хадисов, их надёжность, правдивость, погрешности и ошибки): Абу Зарр ‘Абд ибн Ахмад, Ас-Сури, Аль-Амрави и Абу Бакр Аль-Хатыб Аль-Багдади. Что же касается факихов, то их очень много».

Дарукутни нашего времени

Однажды, когда Абу Бакр Аль-Хатыб Аль-Багдади присутствовал на уроке шейха Абу Исхака Аш-Ширази, шейх рассказал хадис, переданный от Бахра ибн Кунайза, и спросил у Аль-Хатыба: «Что ты скажешь об этом человеке?»

На это Абу Бакр Аль-Хатыб ответил следующее: «Если вы позволите, я подробно расскажу вам о его положении». Шейх Абу Исхак прислонился спиной к стене и сел перед Абу Бакром таким образом, как сидят ученики перед учителем, чтобы выслушать его рассказ.

Аль-Хатыб приступил к описанию этого передатчика: «Такой-то сказал о нём так-то и так-то, такой-то сказал о нём то-то…». Он подробно описал его положение, упоминая то, что сказали о нём имамы – и дискредитации, и рекомендации (джарх и та‘диль).

Когда Аль-Хатыба Аль-Багдади завершил рассказ, шейх Абу Исхак очень похвалил его и сказал: «Этот человек – Дарукутни нашего времени!»

Полное имя Ад-Даракутни – Абу аль-Хасан ‘Али ибн ‘Умар ибн Ахмад ибн Махди аль-Багдади. Его прозвище произошло от названия большой лавки в Багдаде, которая называлась «Дар аль-Кутн». Один из самых великих богословов, хафиз.

Родился он в 306 году по хиджре. Прекрасно разбирался в науке о хадисах, выявлял скрытые недостатки в цепочках рассказчиков и знал всех богословов своего времени. Скончался 8 числа месяца Зу-ль-ка‘да 385 года по хиджре.

Труды Аль-Хатыба Аль-Багдади

Аль-Хатыб Аль-Багдади был знатоком литературного арабского языка и поэзии. За свою жизнь Аль-Хатыб Аль-Багдади написал много ценных трудов. Он оставил после себя около 100 различных книг, среди них множество известных трудов: «Аль-‘Амали», «Аль-Бухала», «Аль-Фауа’ид аль-Мунтахаба».

Некоторые из его книг были изданы, некоторые просто пропали, а некоторая часть трудов Аль-Хатыба хранятся в рукописях. Ас-Сафади в своей книге «Аль-Вафи би-ль-вафаят» перечислил все его известные труды.

Умер Абу Бакр Аль-Хатыб Аль-Багдади 7 числа месяца Зуль-Хиджа 463 году в Багдаде. Да смилуется над ним Аллах!

Мухаммад Султанов

Смотрите также:

Аль-Хатыб Аль-Багдади – хафиз и великий историк

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.