Джафар ибн Абу Талиб

15 Декабрь 2010 1854

Аллах заменил ему руки крыльями, с помощью которых он летает в Раю везде, где пожелает.

Джафар ибн Абу ТалибИстория пророков не знает таких сподвижников, как сподвижники Посланника Аллаха - Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).

История каждого из них, мухаджира или ансара – единственная и неповторимая. Они были самыми чистыми и лучшими, ведь их воспитывал великий Пророк (салляллаху аляйхи васаллям).

Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) ниспосылались откровения от Господа, согласно которым он действовал. Сподвижники выучили, сохранили для нас и сохранят до Судного дня тот Коран, который мы сегодня читаем. Они довели до нас суннаты Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), и распространили в народе послание Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).

Ради религии Аллаха они жертвовали самым дорогим, что есть у человека – своей жизнью, став тем самым светильниками на пути истины, образцами и примерами для подражания.

Все они прекрасны, и каждый из них по-своему. Они получали нур из окна пророчества и пили из родника Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) (получили от него знания и файз).

Эти мужи оказались верны завету, заключённому ими с Аллахом. Они добились довольства Всевышнего и сами остались довольными Господом. Поистине, они лучшие сподвижники лучшего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).

Одним из таких сподвижников является и Джафар ибн Абу Талиб.

Джа‘фар является сыном дяди, т.е. двоюродным братом Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) и родным старшим братом Али ибн Абу Талиба (каррамаллаху ваджгьаху).

Джа‘фар (да будет доволен им Аллах) родился в священной Мекке за 34 года до Хиджры и принял Ислам на раннем этапе, вскоре после Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).

Он обрёл истинную веру благодаря Абу Бакру ас-Сыддыку (да будет доволен им Аллах).

Это случилось до события, известного в истории Ислама как «Даруль аркам».

Говоря о Джа‘фаре ибн Абу Талибе, мы должны в первую очередь вспомнить, что о нём говорил Пророк (салляллаху аляйхи васаллям): «Ты похож на меня характером и внешностью». Посланник Аллаха (с.а.с.) дал прозвище своему двоюродному брату Джа‘фару ибн Абу Талибу «Абу мискин» («отец бедных»).

Даже если бы его отличало только это, то и этого было бы достаточно для достижения довольства Аллаха, но ведь он обладал и другими качествами …

Он был примером для подражания и в политических, и военных, и во всех остальных делах. И нам следует изучать его жизнь и призывать нашу молодёжь брать с него пример…

Переселение в Эфиопию.

Когда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) увидел, что издевательства над мусульманами со стороны курайшитов усиливаются, особенно после мученической смерти от их рук Сумайи, Ясира и некоторых других сподвижников, он решил создать ещё один центр исламского призыва.

Чтобы, в случае, если в Мекке с да‘ватом будет покончено, на земле осталось место, откуда до людей можно будет доводить свет Ислама. И этим местом была выбрана Эфиопия. В разное время состоялись две волны хиджры в Эфиопию.

Джа‘фар ибн Абу Талиб был во главе мусульманских мухаджиров, отправившихся в Эфиопию. Это переселение (хиджра) было совершено через море, по дороге Мина, называемой «дорога Шу‘айба».

Джаг‘фар прибыл в Эфиопию и стал главой мусульман в этой стране.

В Эфиопии мудрость Джа‘фара проявилась особенно ярко.

По велению Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) сподвижники совершили переселение из Мекки в Эфиопию, чтобы получить там возможность свободно поклоняться Всевышнему, ибо неверные всячески притесняли их в Мекке и запрещали поклоняться Аллаху. Следом за ними мекканские неверные отправили своих послов к царю Эфиопии с просьбой отправить сподвижников Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) обратно на родину. Они сказали правителю Эфиопии: «Здесь есть юноши, которые переселились из нашей страны к вам, они сумасшедшие, ибо оставили веру своих отцов и не признают твою религию».

Эти послы были друзьями царя Эфиопии, и они принесли с собой ценные подарки для него от знатных людей Мекки. Среди них были ‘Амр бин ‘Ас и Абдуллах бин Абу Раби‘ат. Но царь Эфиопии сказал, что сначала он должен выслушать сподвижников Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Он позвал их к себе и спросил: «Что это за религия, которую вы исповедуете, оставив религию отцов и не вступив в нашу религию?». Джа‘фар бин Абу Талиб сказал: «О царь, мы были из тех, кто погряз в невежестве, поклонялся идолам, ел мертвечину, совершал зло и непристойные поступки, разрывал отношения с родней, не чтил соседей, мы были теми, у кого есть сила, не щадили слабых и были готовы растерзать их словно хищный зверь. Так продолжалось до тех пор, пока Аллах не послал к нам Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), чтобы научить тому, что Аллах – един, и поклоняться нужно лишь только одному Аллаху, и отбросить всех идолов и все изваяния, которым поклонялись наши предки и мы. И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) призвал нас говорить только истину, укреплять родственные отношения, оставить зло и непристойное и совершать благое. Мы последовали за ним и уверовали во всё, что пришло к нему от Аллаха. И по этой причине нас начали притеснять и мучить, хотели насильно заставить отказаться от истинной религии и поклоняться идолам. Насилие и притеснения не прекращались, и когда нам стало трудно, мы переселились к вам в надежде на то, что вы не будете притеснять нас, а будете защищать».

Тогда выступили послы из Мекки и сказали, что эти сподвижники говорят недопустимые вещи в адрес Иисуса. И царь спросил сподвижников, что они могут сказать об Иисусе. Они прочитали аят из Корана и ответили, что Иисус (Иса) – это Божий раб и Его посланник, матерью которого является Марьям.

Тогда царь Эфиопии поднял с земли палочку, говоря, что они не отошли от того, что говорил Иисус, даже на длину этой палочки. Послов из Мекки он отправил домой ни с чем.

Это стало значительным событием в истории Ислама.

Мы должны досконально изучить обращение Джа‘фара, преподавать его в школах и разъяснять подрастающему поколению. Ведь из-за распространения в обществе невежества многие люди не понимают значение исторических событий.

Речь Джа‘фара ибн Абу Талиба не просто произвела сильное впечатление на короля Наджаши. Согласно достоверным преданиям, король Наджаши принял Ислам, а Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), узнав о его смерти, совершил над ним джаназа-намаз.

За 14 лет, которые Джа‘фар ибн Абу Талиб провел в Эфиопии, многие местные жители, благодаря ему, приняли Ислам.

Когда же он вернулся во время завоевания Хайбара, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) очень обрадовался, ведь Джа‘фар был похож на него как внешне, так и характером. К тому же он был одним из тех, чья любовь к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) была особенно сильной.

Возвращение Джа‘фара из хиджры в Эфиопию совпало со временем, когда мусульмане завоевали Хайбар.

Обратите внимание на эти два события. Казалось бы, по сравнению со взятием важнейшей стратегической крепости возвращение одного человека из хиджры выглядит не слишком значимым.

Но при этом Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Я не знаю, чему мне радоваться больше – взятию Хайбара или же приезду Джа‘фара».

Участие в битве Мута.

Не прошло и нескольких месяцев после возвращения Джа‘фара в Медину, как Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) отправляет его в качестве одного из полководцев на битву при Муте, явившуюся великим испытанием для мусульман.

Это было первое сражение, в котором участвовал Джа‘фар.

Воодушевлённый, он проявил в бою усердие, страстно желая умереть и стать шахидом на пути Аллаха.

Город Мута находится на юге Иордании. Эта земля была свидетелем решающей битвы между мусульманами и римлянами, состоявшейся в 7 году по Хиджре.

Причиной для газавата в местности Мута стало убийство Хариса ибн Умайра аль-Аздий, христианскими воинами, возле Дамаска, который был отправлен Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) в качестве посла к правителю Бусры. Убить его приказал губернатор Дамаска Шурахбиль бин Амр. Посланник Аллаха, услышав об этом, сильно огорчился и приказал сподвижникам собраться для мести.

Убийство послов в то время считалось одним из самых больших преступлений, а отсутствие реакции на него воспринималось как проявление слабости, и было совершенно неприемлемо.

Место, где был убит Харис ибн Умайр аль-Аздий, находится вблизи Сера, на юге Тафиля, примерно в 220 км от столицы Иордании Аммана. Это место посещают многие люди.

Когда весть об убийстве дошла до Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), он подготовил трёхтысячное войско, чтобы наказать совершивших это преступление.

Во главе его он поставил Зайда ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) и указал, что в случае его гибели полководцем должен стать Джа‘фар ибн Абу Талиб, а если и он будет убит в бою, то его место займёт Абдула ибн Раваха.

Сражение «Мута» произошло на территории Шама, которая впоследствии была завоёвана. Римляне планировали нападение на исламские земли, и если бы мусульмане не опередили их, то успели бы это сделать.

Нужно было поскорее направить войско для того, чтобы предупредить вторжение врага на территорию исламского государства и разрушение жилищ мусульман.

Исламская армия продвигалась на север, пока не достигла города Маан на юге Иордании. Здесь мусульмане получили известие о том, что римский император Геракл в местности Муабе собрал стотысячную армию, к которой присоединились воины некоторых арабских племен количеством также около ста тысяч.

Обеспокоенные огромной численностью римского воинства, предводители мусульман долго обсуждали ситуацию и, в конце концов, решили напасть на врага, несмотря на неминуемые большие потери.

И армия двинулась вперёд согласно воле Аллаха. Достигнув Мута, оба войска сошлись в жаркой схватке.

Зайд ибн Харис (да будет доволен им Аллах) держал в руках зелёное знамя, пока не стал шахидом. После него руководство армией перешло к Джа‘фару ибн Абу Талибц (да будет доволен им Аллах). Он спустился со своего коня и сражался стоя. Видя его храбрость и неустрашимость, римляне нападали на него толпами. Сначала ему отрубили правую руку, и он взял знамя в левую, затем, когда и ее отрубили, всё равно не дал упасть зелёному знамени, прижимая его к груди окровавленными обрубками рук. Он отбивался до тех пор, пока не стал шахидом из-за множества ран. Ему было тогда 39 лет. Затем знамя Ислама получил Аабдулах ибн Раваха (да будет доволен им Аллах), который повторил судьбу предшественников.

Велика была печаль Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), когда он получил известие о гибели Джа‘фара и его товарищей в сражении Муъта. Он даже сказал: «Если плачете, то плачьте по Джа‘фару!».

Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал о нём, что Аллах заменил ему руки крыльями, с помощью которых он летает в Раю, куда пожелает.

После этого его прозвали Джа‘фар Тайар, т.е. летающий Джа‘фар (да будет доволен им Аллах). После смерти на теле этого шахида было обнаружено около 90 ран.

С той же любовью и благосклонностью, что к самому Джа‘фару, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) относился затем и к его детям.

Джа‘фар – это человек-легенда, который пожертвовал собой, отдав Исламу всё.

Сражение при Муте в 8 году по Хиджре было первым сражением мусульман против Рима, во время которой стали шахидами три сподвижника-полководца, назначенные Посланником Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) – Джа‘фар ибн Абу Талиб, Зайд ибн Харис и Абдула ибн Раваха.

Оно состоялось согласно пророческому указу о необходимости обязательно очистить эти страны от губительного римского владычества.

После убийства трёх полководцев, согласно общему решению, командование армией перешло к Халиду ибн Валиду, прозванному «мечом Аллаха». Он поменял тактику боя, выровнял расстроенные ряды мусульман, прибегнул к военной хитрости и заронил страх в сердцах римлян, что помогло ему успешно вывести свою армию из боя с минимальными потерями.

Он приказал небольшой группе своих воинов тайком уйти ночью на юг, а в предзакатное время вернуться с поднятыми головами, громко произнося такбир (т.е. Аллаху Акбар) и поднимая вокруг себя пыль, чтобы римляне подумали, будто к мусульманам пришло огромное подкрепление. А также поменял местами воинские части, сражавшиеся на флангах и в центре, чтобы вражеские солдаты увидели наутро новые лица, приняли их за свежие силы и устрашились.

В результате многодневного сражения Халиду ибн Валиду (да будет доволен им Аллах) с помощью своей тактики удалось предотвратить чрезмерные потери среди мусульман, сберечь армию и вернуть её в священную Медину.

На том месте, где в 8 году по Хиджре в знаменитом сражении «Мута» стал шахидом Джа‘фар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сейчас стоит полуразрушенная мечеть с аркой. Эту историческую арку называют «Машгьада Мута».

Ставшая достопримечательностью, эта мечеть была построена во времена мамлюков, которые усердно старались сохранить и оживить всё, что указывало на отвагу и жертвенность сподвижников.

Именно вокруг этой достопримечательности, впоследствии разрушенной землетрясением, произошла битва «Мута».

Джа‘фар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) похоронен вместе с остальными шахидами Муъта в пяти километрах к востоку от поля боя.

Район, где похоронены шахиды этой битвы, благодаря их могилам называется «Мазар».

Зияраты (макъамы) шахидов Мута были построены ещё во времена рабовладения, а в последующие века – достроены и обновлены.

Наиболее значительное обновление было проведено в наше время благодаря озабоченности иорданского государства сохранностью этих зияратов, где покоятся тела священных сподвижников.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.