О любви и ревности

8 Январь 2011
25938

Когда можно ревновать?

О любви и ревностиРевность — признак любви, это искусство причинять себе ещё больше зла, чем другим, это боязнь превосходства другого лица, источник мук для любящего и обид для любимой. Ревность всегда смотрит в подзорную трубу, делающую маленькие предметы большими, карликов – гигантами, подозрения истиной.

Поэтому проявляемая супругами ревность, должна быть умеренной, не переходящей за рамки дозволенного Шариатом.

Согласно Шариату, муж не должен подозрительно отслеживать каждый шаг своей жены, быть излишне мнительным, выдвигать беспочвенные обвинения, что разрушает взаимное доверие и любовь, создаёт в семье дисгармонию. Ислам запрещает частое проявление подозрительности. В Коране говорится: Смысл: «О, вы, которые уверовали! Избегайте частых предположений (домыслов), ибо некоторые предположения (домыслы) греховны. Не выслеживайте [друг друга]» (сура «аль-Худжурат», аят 12).

Запрещается также шпионить, следить друг за другом, что, обычно, является следствием подозрений, выискивать недостатки людей и то, что скрыто от глаз других. Также, запрещается без причины обвинять жену и близких родственников в измене и так далее.

Четвёртый праведный халиф и сподвижник Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Не излишествуй в ревности к своей жене, иначе из-за тебя будет опорочена ее репутация». Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли — это самые лживые слова! Не разузнавайте, не шпионьте, не взвинчивайте цену, не завидуйте друг другу, не проявляйте ненависти по отношению друг к другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу и будьте братьями, о, рабы Аллаха!» (аль-Бухари). Муж не должен показывать свои сомнения в верности жены, устраивать сцены ревности по разным пустякам. Ему не следует возвращаться домой после долгого отсутствия ночью, чтобы не получилось так, будто он в чём-то подозревает своих жён или выискивает их недостатки. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) запретил устраивать проверки для жены, например, внезапно появляться среди ночи и тому подобное. Передают со слов Джабира бин‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Если кто-нибудь из вас будет долго отсутствовать (дома), не следует ему возвращаться к своей семье ночью» (Аль-Бухари).

Также, передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Если вернёшься (в свой город) ночью (после поездки), не приходи к своей семье, пока женщина, муж которой отсутствовал, не сбреет себе волосы на теле, а не причёсанная не приведёт свои волосы в порядок» (Аль-Бухари). Если же муж постоянно уходит утром и приходит поздно ночью, то в этом нет ничего порицательного, так как его ждут и знают, что он должен придти. Также, если он заранее сообщил, что он прибудет ночью, так как хадис предостерегает от внезапного прихода без предупреждения. Женщина же должна сторониться чужих мужчин и быть как можно скромнее с ними. Если вдруг, придётся говорить с ними, она должна потупить взор и не находиться в месте, которое будет вызывать какие либо подозрения. Муж должен ревновать жену, запрещать ей ходить в порочные места, где совершаются непристойные поступки, и царит распутство. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Поистине, Аллах ревнив и мусульманин ревнив. Аллах ревнует, чтобы верующий не совершал то, что Аллах ему запретил» (Муслим). Мусульманин должен ревновать умеренно (разумно). Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Есть ревность, которую Аллах любит и есть ревность, которую Он не любит. Аллах любит, чтобы мусульманин ревновал, если есть основание для сомнения и не любит, когда он ревнует без основания» (ибн Маджа).

В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится, что однажды Са‘д бин ‘Убада воскликнул: «Если бы я увидел мужчину со своей женой, то ударил бы его мечом!». Услышав это, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал сподвижникам: «Вас удивляет ревность Са‘да? Однако, поистине, я ещё более ревнив, чем он, а Аллах более ревнив, чем я!» (аль-Бухари). Мужчина не должен оставаться наедине с женщиной, если он не является её ближайшим родственником (махрам), и не должен приходить к женщине, мужа которой нет дома. Передают со слов ‘Укбы бин ‘Амира (да будет доволен им Аллах), что однажды Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Ни в коем случае не входите к (посторонним) женщинам!». Один из ансаров спросил: «О, Посланник Аллаха, а что ты скажешь о родственниках мужа? (имеется виду родные братья и племянники)». На это Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Такой родственник — это гибель!». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) имел в виду, что поскольку мужчина, состоящий с мужем в близком родстве, имеет свободный доступ в дом, он может послужить причиной более опасного искушения и принести больше зла, чем посторонний человек. Передают от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах); «Когда мы сидели возле Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), он сказал: «Я увидел во сне, что нахожусь в Раю и увидел женщину, совершающую омовение возле дворца. — И я спросил: «Для кого эта женщина?». «Для Умара» – был ответ. В этот момент я вспомнил ревность Умара и повернулся спиной». Услышав это, Умар заплакал, находясь в этом маджлисе, и сказал: «Разве и к тебе, о, Посланник Аллаха, я ревную?» (Фатхуль-Бари ).

Сообщается, что Асма, дочь Абу Бакра, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «...Однажды я несла финиковые косточки на голове и встретила по дороге Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), которого сопровождали несколько ансаров. Он же (салляллаху аляйхи васаллям), подозвал меня и сказал: “Их, их!” (такие слова произносят для посадки верблюда на колени) — желая посадить меня в седло позади себя. Однако, я постеснялась ехать вместе с мужчинами, вспомнив о Зубайре и его ревности, ибо был он одним из самых ревнивых. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), понял, что я стесняюсь, и поехал дальше, а я пришла к Зубайру и сказала: “Когда я несла на голове финиковые косточки, меня повстречал Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) с группой сподвижников и он заставил своего верблюда опуститься на колени, чтобы я села, но я постеснялась, вспомнив о твоей ревности...» (аль-Бухари). Эти хадисы говорят, что жена должна максимально сторониться мест, которые вызывают ревность мужа, в этом примером служит дочь Абу Бакра, которая отказалась сесть с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) на одном верблюде, вспомнив ревность мужа Зубайра.

Ревность женщины.

Конечно же, женщина не может быть свободной полностью от ревности, так как это приводит к безразличию по отношении к мужу, но она должна следить за собой, чтобы ревность проявлялась умеренно и не заставляла её совершать поступки, выходящие за рамки дозволенного Шариатом и не вызывала гнев Аллаха. Ревность проявлялась и среди жён Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), к примеру, мать правоверных и жена Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Айша, да будет с ней милость Аллаха, сказала: «Я не ревновала ни к одной из жён Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) так, как ревновала к Хадидже, хотя она умерла за три года до того, как он взял меня в жёны, потому что он постоянно говорил о ней и часто приказывал зарезать овцу и делить её между людьми, как милостыню в память о Хадидже. И я часто говорила ему: "Как будто в мире не было никого, кроме Хадиджи!" Но он отвечал мне: "Она была моей женой и родила мне ребёнка» (аль-Бухари).

Советы ревнивым жёнам.

В основном, домашний очаг начинает гаснуть и ослабевать, если не сторониться бесполезной ревности. Чтоб из-за ревности, в доме не возникали ссоры, есть некоторые советы, которых необходимо придерживаться, а именно;

Не делайте мужа своей собственностью. Не ограничивайте его свободу. Довольствуйтесь тем, что он любит вас и признаётся вам в этом. Доверяйте его словам и чувствам, этого вполне достаточно, чтобы быть счастливой. Если ваш муж признаётся в своих чувствах, утверждает, что любит вас, и не даёт повода для ревности, но всё же вы ревнуете и устраиваете ему сцены ревности — то значит, вам просто нечего делать. Займите себя другими заботами или увлечениями. Зачем замыкаться на этом, словно нет ничего большего, за что можно было бы переживать? Подумайте об Ахирате и насколько, вы стремитесь и готовитесь к нему. Подумайте, будет ли доволен вашим поведением Всевышний? В достоверном хадисе, переданном от Абу Хурайры, сообщается, что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Поистине, одни проявления ревности Аллах любит, а другие ненавистны Аллаху, те же, что любит Аллах, когда есть основания для ревности, те же, что ненавистны — когда нет никаких оснований для неё » (ибн Маджах).

Ревность, основанная на пустом месте, названа в хадисе «ревностью, которую ненавидит Аллах». Чувство ревности, вызывает сомнение и боязнь потерять близкого человека, вы начинаете бояться, что он вас разлюбит и это вызывает чувство неполноценности. Это лишь, дополнительный стимул к саморазвитию. Если вы почувствовали подобное чувство, то займитесь собой, своим характером, поведением, разговором, проявите большую покорность и стремление к мужу. Окружите его большим вниманием и заботой. Измените обычно-привычный режим на приятно-привлекательный. Изменение подхода к мужу может не сразу дать желаемый результат, так как он будет видеть в этом что-то непривычное, ведь он этого от вас раньше не видел и не ожидал, но это не должно смущать и вы не должны опускать руки, а наоборот занимайте его дальше и больше, вскоре ему это понравится и вы останетесь довольной.

Ревность, иной раз убивает саму любовь. Не задавайте мужу ненужных лишних вопросов, такие как «где был?», «кто звонил?», «почему опоздал?», «почему не поднял трубку?», «кому пишешь смс?», «у тебя есть другая?», «кто она?», «докажи мне это!», «поклянись!», «я неверю тебе!». Также не говорите ему «почему так поздно пришёл?», «мог бы вообще не приходить!», «без тебя тоже не плохо было!», «пусть другая делает для тебя то-то», «не жди от меня внимания, которое было раньше», «я тоже буду делать, что хочу», «тогда и ты не спрашивай меня ни о чём», «я имею право знать», «не надо меня обманывать» и подобные ненужные вопросы, которые будут раздражать его и усугублять ваши отношения. Ведь всё это, заставит его или наврать вам, чтобы успокоить, или ответить грубо, а это оттолкнет вас, и ранит сердце ещё больнее.

Не старайтесь проверять его телефонные записи, разговоры и т.д. – одним словом, доверяйте ему! Пусть вас больше занимает то, что обязал вас Всевышний по отношению к мужу. Когда бы он ни пришел домой, встретьте его с улыбкой на лице, этим вы покажете ему своё хорошее настроение. Спросите, устал ли он, предложите поесть, а если откажет, не спрашивайте «почему?», «где кушал?», предложите кофе или чай. Ваше внимание не останется незамеченным. Запомните, что Всевышний не обязал вас контролировать мужа, и в Судный день не будет спрошено за это. Также вас не спросят, почему не сказали мужу «где был», «куда ходил», «с кем ходил», «почему так поздно пришёл» и тому подобное. Наоборот, с вас спросят, почему не уделили ему должного внимания и заботы, когда бы он ни пришёл.

Согласно Шариату, муж не обязан ночевать дома возле жены, (не говоря уж о предоставлении отчёта о своих делах), кроме как у него будет больше, чем одна жена. Вот тогда, если он проведёт возле одной ночь — то должен провести его и возле другой, соблюдая равенство. Не будьте эгоистичны, дайте свободу любимому человеку, которое ему дал Шариат — и тогда он никогда не сможет пренебрегать вами и вашими чувствами. Если он это не оценит и будет мучить вас, то проявите терпение и уповайте на Всевышнего. Избегайте скандалов, проявляя терпение, ведь терпеливые получат великую награду. Всевышний Аллах в Коране сказал: (смысл) «Воистину, терпеливые получат свою награду без счёта!» (аз-Зумар 10).Однажды, некая женщина пришла к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) по какой-то нужде. Он спросил ее: «Кто это? У тебя есть муж?» Она ответила: «Да». Он вновь спросил: «Как у тебя с ним?» Она ответила: «Делаю для него всё, что в моих силах». Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал на это: «Смотри, куда тебе до него! Воистину, он для тебя Рай и Ад!» (имам Ахмад, аль-Байхаки).

Если же ваш муж или жена приводят в качестве доказательства или оправдание определённые слова, вам желательнее принять их и быть снисходительным, чем упорствовать в своих домыслах и подозрениях, так как в достоверном хадисе говорится: «Никому чувство ревности не присуще в такой мере, как Аллаху, и поэтому запретил Он как явные, так и тайные непристойные дела. И никто не любит оправдание так сильно, как Аллах...» В этом хадисе ревность, в основе которой лежит ненависть и неприязнь ко всему непристойному, упомянута наряду с любовью к оправданию, что предполагает совершенство справедливости, милосердия и добродетели. Пречистый Аллах ревнив, но Он любит, когда рабы просят у Него прощения, и прощает тех, кто поступает так. Он не наказывает Своих рабов за совершение того, что вызывает Его ревность и гнев, пока не оправдает Свои действия.

Тахир Шарипов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.