Чем ты недовольна? Я дал тебе всё!

29 Декабрь 2011

Обеспечение жены мужем

Обеспечение жены мужемВ Исламе муж должен обеспечивать жену всем необходимым, будь то еда, одежда, жильё и т. п. Когда женщина выходит замуж, первое, что мужчине следует дать ей после никаха, – это махр, определённая сумма денег или что-то другое, имеющее цену.

О махре желательно упомянуть во время брачного обряда, т. к. это способствует предотвращению лишних споров и недоразумений. Размер махра шариатом специально не оговаривается. Женщина перед вступлением в брак имеет право просить у мужчины такой махр, какой она только пожелает (если, конечно, на это согласится жених). Если обе стороны приходят к согласию, то обряд никаха совершают с условием выплаты мужем условленной суммы, после того, как они станут мужем и женой.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) женщинам предписывается требовать для себя в качестве махра хотя бы железное кольцо. Желательно, чтобы махр был не меньше 10 дирхемов и не превышал бы размера махра, который когда-то давал своим жёнам Пророк (мир ему и благословение). Махр является собственностью жены, она имеет право делать с ним всё что пожелает. Муж, в свою очередь, не может лишить жену махра или присвоить его.

Отец жены не имеет права требовать махр или уменьшить его в размере после того, как выплата махра стала для мужа его дочери обязательной.

Жена имеет право простить мужу махр, может подарить, уменьшить его в размере, т. е. может распоряжаться им, как и всем остальным своим имуществом.

Умеренность в расходах

Одним из желательных является проявление умеренности в расходах. Не следует расходовать на жён ни слишком мало, ни слишком много, а надо придерживаться середины.

Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «...Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих» (сура «Аль-Араф», аят 31).

Ибн Сирин сказал: «Желательно, чтобы мужчина каждую пятницу угощал свою жену сладостями». Мужу следует велеть жене раздавать в качестве милостыни остатки еды, а также всё то, что может испортиться, если будет оставлено дома, и это является нижайшей ступенью блага. В зависимости от обстоятельств женщина может делать это и сама, не дожидаясь разрешения своего мужа.

Но жена ответственна за дом своего супруга, и поэтому ей запрещается давать что-либо значительное из дома мужа без его согласия, даже своим родственникам.

Однако относительно еды Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если жена отдаст милостыню из пропитания мужа (добытого им), соблюдая при этом меру, она получит за неё вознаграждение, а муж – за то, что он добывал его, и хранителю такое же вознаграждение» (аль-Бухари).

Мужу не следует отбирать для себя лучшую еду, лишая её прочих членов своей семьи, ибо это возбуждает враждебные чувства и препятствует поддержанию добрых отношений. Однако, расходуя средства на еду, важнее всего помнить о том, что она должна быть дозволенной и что добывать её запретными методами нельзя, а совершение подобных действий является преступлением против семьи, а не проявлением заботы о ней.

После того как жених и невеста стали мужем и женой, согласно шариату, муж должен обеспечивать жену шестью необходимыми вещами.

Первое. Еда, количество которой зависит от состоятельности мужа, причём состоятельность, социальное положение жены значения при этом не имеют. Также не принимается во внимание, ведёт ли жена аскетический образ жизни и как часто соблюдает желательный пост.

Второе. Продукты питания должны быть, как правило, теми, которые распространены в данной местности, например, масло, растительное и сливочное, финики, сыр и пр. Характер питания женщины изменяется в зависимости от времени года. В её рационе должны присутствовать фрукты по сезону. Мужу также следует обеспечивать жену мясом. Имам аш-Шафии сказал, что от мужчины требуется это делать хотя бы раз в неделю, желательно по пятницам, но можно и чаще, в зависимости от состоятельности. Аль-Багави сказал, что вменяется в обязанность: богатому – ежедневно, человеку среднего достатка – 2–3 раза в неделю, несостоятельному – один раз. Если в один из дней жена решилась ограничиться хлебом, то это не снимает с мужа обязанностей по предоставлению ей других продуктов питания.

Муж также должен снабдить жену всем необходимым для приготовления пищи, например, посудой и т. п. Если жена, как это принято, ест вместе с мужем за одним столом, то с мужа снимаются обязанности по отдельному обеспечению жены продовольствием.

Третье. Прислуга обязательно предоставляется женщинам, которые привыкли к тому, что подобный порядок существовал в доме отца. По договоренности сторон, если не в состоянии нанять муж, жена может привести с собой свою прежнюю помощницу.

Четвертое. Одежда, которой муж обеспечивает жену, становится её собственностью. Одежда должна соответствовать требованиям шариата и сезону. Летом, например, это платье, брюки, платок, обувь, зимой к этому прилагаются верхняя одежда и теплая обувь и т. п.

Качество и количество одежды зависит от уровня состоятельности мужа. Женская одежда должна обновляться раз в полгода, в начале зимы и лета. Если она пришла в негодность по вине жены, то муж не обязан предоставлять ей новую одежду. Муж должен обеспечить жену постелью, матрасом, одеялом, подушкой и другими необходимыми ей постельными принадлежностями.

Пятое. Предметы гигиены также входят в перечень обязательных. При этом жена не вправе требовать от мужа, чтобы он обеспечил ее косметикой – всё зависит от желания мужа.

Шестое. Муж должен обеспечить жену местом, пригодным для жилья, причём не обязательно, чтобы оно было собственностью мужа, допустимы съём, аренда и пр. Место жительства собственностью жены не становится, а даётся ей в пользование. Что касается других вещей, то они становятся собственностью жены, она имеет право продать свою еду и одежду, может подарить их и поменять. Если муж остановился в доме жены или её отца с их разрешения, то он не должен платить за своё проживание на данной площади, за исключением случаев, когда необходимость подобной платы была с ним обговорена заранее или когда хозяева дома не выразили своего согласия с его проживанием вслух.

Если у жены есть место жительства, а муж, не предоставив ей положенную площадь, дал согласие, чтобы она там жила, или оставил жену на её площади по их обоюдному желанию, то он должен выплачивать своей супруге денежную компенсацию за отсутствие собственного жилья по первому её требованию.

Муж имеет право запретить жене всё, что способно принести вред ей и её организму. Он также имеет право запретить ей заниматься профессиональной деятельностью, но если с его согласия жена работает, то всё ею заработанное является её собственностью, и она имеет полное право, даже без разрешения мужа, в дозволенной шариатом форме расходовать своё имущество, отдавать его, менять и т. п. Собственностью жены, кроме того, что она заработала, является и то имущество, которое она получила в наследство, в подарок и т. д.

Своё имущество она не обязана тратить на детей, семью, дом, еду, одежду – все эти расходы возлагаются на мужа.

Если муж не предоставлял жене что-либо из того, что было перечислено выше, то это должно быть им возмещено впоследствии. Если муж собирается в поездку, то на время своего отсутствия он обязан обеспечить жену всем необходимым.

Мы перечислили всё то, что муж обязан предоставить своей жене и что она, в случае его отказа, имеет право потребовать. Если жена не будет слушаться мужа, то с него снимаются обязанности по её содержанию.

Как было сказано выше, в Исламе женщина имеет право на личное имущество и может распоряжаться им по своему усмотрению, но будет более разумно, если она будет согласовывать свои действия с мужем.

В ситуации, когда супруг, находящийся в долговременной отлучке, не оставил жене денежных средств на расходы, шариат распоряжается его имуществом с целью выделения материального обеспечения для супруги. В случае же отсутствия имущества или невозможности его использования шариат тем или иным методом оповещает мужа о нарушении супружеских прав и назначает определенный срок для выделения необходимых средств. Если по истечении срока он не смог выполнить требования шариата, жена имеет право требовать по своей инициативе законный развод.

В такой же степени она имеет право на развод, если муж пропал без вести или выехал в неизвестном направлении, не оставив средств на личные расходы.

(Все вопросы, связанные с разводом, когда его требует жена, должны решаться посредством алима или имама, разбирающихся в таких вопросах.)

Глава семьи, согласно шариату, мудрый попечитель и опытный хозяин, на плечи которого полностью ложится обеспечение материального достатка в семье.

Муж должен обращаться с женой как с равной и не запрещать ей то, что разрешено шариатом. Имеется много хадисов на эту тему.

В одном из них передается, что Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Лучшим из вас является тот, кто лучше всех относится к своим жёнам, а лучше всех из вас к своим жёнам отношусь я» (ат-Тирмизи).

Мужу следует терпеливо выносить обиду, если жена нанесла её ему, снисходительно относиться к ней, когда она сердится, делать ей назидание, читать проповедь, призывать к богобоязненности, предупреждать, чтобы впредь подобное не повторялось. Необходимо радовать её, обходиться с ней ласково, чтобы её сердце наполнялось счастьем. Муж ни в коем случае не должен унижать жену ни словом, ни делом, не должен оскорблять её родственников и насмехаться над ними. Если он не любит жену, то он не должен угнетать её, подвергать мучениям, демонстрировать к ней своё отвращение или внушать чувство неуверенности и неопределенности.

Он должен проявлять терпение. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Пусть ни один верующий мужчина не питает ненависти к верующей жене, т. к. если вам не нравится что-либо из её поведения, то довольствуйтесь другими её [хорошими] качествами» (Муслим).

Мужу следует дать супруге необходимые знания по религии или разрешить ей посещать те места, где она сможет их получить. Он обязан всевозможными средствами стараться, чтобы она соблюдала нормы Ислама (совершала намаз, постилась в месяц Рамазан и т. п.), т. к. Всевышний повелел ему это в Коране.

Если мужчина взял более чем одну жену, то ко всем он должен относиться справедливо и не предпочитать одну другой при распределении своего внимания или заботы об их нуждах. В хадисе сказано: «Если тот, кто имеет двух жён, уделит внимание одной больше, чем другой, в Судный день он воскреснет кривобоким» (Абу Давуд).