Не разглашайте семейные тайны!

11 Январь 2012

О том, чего необходимо остерегаться в отношениях с мужем

Рай за один поступокДля того чтобы в семье царили мир, спокойствие, любовь и взаимоуважение, жене следует проявлять покорность мужу и как можно остерегаться вызывания:

– гнева мужа, т. к. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Молитвы трех людей не поднимаются выше их ушей …женщины, которая засыпает, когда ее муж гневается на нее…» (ат-Тирмизи);

– причинения страдания мужу. Имам Ахмад и другие передали хадис, в котором говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда жена причиняет своему мужу страдания в этом мире, то его жены из числа (райских) гурий говорят: “Не мучай его! Да погубит тебя Аллах! Он всего лишь твой гость, и очень скоро он расстанется с тобой и будет с нами”»;

– проявления неблагодарности за благодеяния мужа. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Мне был показан Ад, и оказалось, что большинство из его обитателей – женщины, проявлявшие неблагодарность».

Неблагодарность, о которой говорил Пророк (мир ему и благословение), также означала неверие, и сподвижники спросили: «Они не веровали во Всевышнего?» На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Они проявляли неблагодарность по отношению к своим мужьям и не благодарили за благодеяния, которые им оказывали. Если ты долго будешь совершать добро какой-нибудь из таких женщин, а потом она увидит от тебя нечто такое, что ей не понравится, то обязательно скажет: “Я никогда не видела от тебя ничего хорошего”» (аль-Бухари, Муслим);

– требования развода без уважительной причины. Ат-Тирмизи и Абу Давуд передали хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  сказал: «Если женщина просит у своего мужа развода без уважительной причины, то она будет лишена возможности почувствовать даже благоухание Рая»;

– подчинения мужу в ослушании Создателю. Имам Ахмад и аль-Хаким передали хадис, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет подчинения созданному в ослушании Создателю», т. е. запрещено подчинятся тому, кого создал Всевышний, совершая что-либо из того, что является запрещенным Создателем.

Сатана наущает некоторых женщин ослушаться своих мужей в том, что они обязаны совершать, и, наоборот, подчиняться им в том, что запрещено шариатом. Когда мужья повелевают им совершить нечто, они говорят: «Это – нельзя, а это – запрещено». Таким образом они пытаются избежать повиновения мужьям;

– соблюдения добровольного поста, без разрешения мужа. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не дозволено женщине поститься в присутствии своего мужа, без его разрешения, если только это не Рамазан или если он не в пути» (Абу Давуд);

– отказа от близости с мужем без уважительной причины. Передают, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если муж позовет жену к себе в постель и та не придет, после чего он переночует разгневанный на нее, то ангелы будут проклинать ее до самого утра» (Муслим);

– разглашения интимных отношений между супругами. Обоим супругам не полагается обсуждать лично семейные дела с другими. Интимные же отношения супругов – это та сфера, о которой вообще никто из посторонних ничего не должен знать. Всегда найдутся люди, получающие удовольствие от сплетен о наших бедах или же страшно завидующие нашим удачам и успехам. Поэтому гораздо лучше держать семейные дела и тайны в стенах своего дома.

Передают, что Асма бинт Язид (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что однажды Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Наверняка, кто-то из мужчин иногда рассказывает о том, что он делает со своей женой, и, наверняка, кто-то из женщин рассказывает, что она делает со своим мужем». Люди смолкли, и тогда Асма (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Ты прав, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение)! Клянусь Аллахом, и женщины, и мужчины поступают таким образом». Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не делайте этого! Поистине, это подобно тому, как два шайтана на дороге вступают в половой акт на глазах у людей» (имам Ахмад). Пророк (мир ему и благословение) также говорил: «В наихудшем положении из людей в Судный день перед Аллахом будет такой человек, который имел близость со своей женой, после чего распространял ее секрет» (Муслим);

– приглашения кого-либо в дом без разрешения мужа. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не разрешается женщине поститься в присутствии мужа без его разрешения и впускать в дом посторонних без его разрешения» (аль-Бухари);

– выхода из дома без разрешения мужа. Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «И пребывайте в своих домах...» (сура «Аль-Ахзаб», аят 33). Ибн Касир в толковании этого аята поясняет: «Это означает: не выходите из дома безо всякой необходимости». Если женщина обязана повиноваться мужу, то это значит, что она не имеет права покидать дом своего мужа без его разрешения.

Обращение к мужьям

Все сказанное выше было сказано для того, чтобы указать сестрам-мусульманкам правильную дорогу, установленную Всевышним Аллахом в Коране и Его Посланником (мир ему и благословение) в Сунне. Но это не означает, что муж имеет право обижать свою супругу или причинять ей страдания, если она не выполняет всех своих обязанностей. Передают, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Верующий мужчина не имеет права ненавидеть верующую женщину. И если он недоволен одной чертой ее характера, то остается доволен другой чертой ее характера» (Муслим).

О братья-мусульмане! Если вам покажется, что ваши жены нарушают свои обязанности или обладают плохим нравом, то, может, причиной этому являются вами же совершенные грехи?! Наши праведные предшественники говорили: «Поистине, мы замечали, что когда мы ослушались Всевышнего, это отражалось на нравах наших жен и даже наших верховых животных, на которых мы ездили». Что касается строптивых, непослушных жен, то вы должны в первую очередь постараться поправить их советами и добрыми наставлениями.

Напоминайте им о Создателе и устрашайте их наказанием Всевышнего. Прочитайте им кое-что из хадисов Пророка (мир ему и благословение)  или дайте им прочитать их. Но если они будут продолжать упрямиться и не подчиняться, то отдалитесь от них в ложе, т. е. не спите с ними в одной постели. Но не оставляйте их одних в доме, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Если избегаешь близости с ней, то делай это в одном доме». Если они исправятся, то это пойдет им на пользу, а если нет, то вам следует и впредь давать им наставления и избегать половой близости с ними.

Всевышний Аллах в Коране сказал: (смысл): «…А тех жен, непокорности которых вы опасаетесь, сначала увещевайте их, (потом) избегайте на супружеском ложе и (наконец) ударяйте. Если же они станут повиноваться вам, то не обижайте их» (сура «Ан-Нисаъ», аят 34).

Ибн Касир пояснил: «Ударять жен означает, что муж имеет право несильно ударить жену, если наставления и разлучение в постели не помогли ей исправиться».

В достоверном хадисе, переданном Муслимом со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), сообщается, что во время прощального паломничества Пророк (мир ему и благословение)  сказал: «Бойтесь Аллаха и берегите своих жен, поскольку они являются вашими помощницами. Они должны слушаться вас и не впускать в дом тех, кто вам не нравится. Но если они поступят иначе, то бейте их, но несильно. Но не забывайте, что вы должны кормить и одевать их».

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) и многие другие толкователи сказали, что ударять жен следует несильно. Хасан аль-Басри сказал, что бить жену следует, не оставляя следов. Нельзя ударить ее так, чтобы появилась кровь, остались шрамы или сломалась кость. Если все же муж решил побить жену, то он должен остерегаться бить жену по лицу, даже если он делает это несильно, поскольку Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не ударяй ее (жену) по лицу». После того как жена образумится, нужно относиться к ней так, чтобы она забыла о случившемся.

Проявление благонравия по отношению к женщинам заключается не в том, чтобы не обижать их, а в том, чтобы уметь переносить наносимые ими обиды и проявлять кротость, когда они совершают безрассудные поступки и впадают в гнев. Мужу следует иногда шутить, веселить, радовать свою жену, т. к. это способствует укреплению семейных уз и взаимопониманию между супругами.

Праведный халиф Умар (мир ему и благословение) сказал: «Мужчине следует вести себя со своей женой подобно ребенку». Об этом говорится и в вышеприведенном хадисе Пророка (мир ему и благословение), который сказал Джабиру (да будет доволен им Аллах): «…Почему же не на девушке, с которой ты мог бы играть и которая играла бы с тобой?» (имеется в виду не женился на
девственнице).

Одна бедуинка описывала своего покойного мужа следующим образом: «Клянусь Аллахом, он смеялся, когда входил, молчал, когда выходил, ел то, что находил, и не спрашивал о том, что терял».

Но все же мужу не следует увлекаться шутками и потакать желаниям жены во всем до такой степени, чтобы характер женщины портился и она полностью утрачивала уважение к своему мужу, которому во всем этом следует придерживаться умеренности. В отношениях с женой необходимо сохранять золотую середину.

Нельзя соглашаться со всем, что она хотела бы делать, но также нельзя и жестко ограничивать ее в желаниях, делая все наперекор ей.

Муж не должен способствовать ничему порицаемому, не говоря о запретном. Если муж увидит что-либо противоречащее шариату и благородному поведению, ему следует возмущаться и требовать соблюдать нормы шариата. Таким образом, мужу следует и возражать жене, и соглашаться с ней в меру, во всем придерживаясь истины. Это позволит ему уберечься от зла женщин, большая часть которых отличается дурным нравом, с чем можно бороться с помощью мягкости в сочетании с правильным управлением.

Долг мужа – быть справедливым, чтобы уберечь жену от пробуждения в ней худших черт характера, ибо хитрость женщин может быть беспредельной и многие из них могут стать грубыми, поспешными в решениях, легкомысленными и упрямыми. Муж должен быть подобен лекарю, который использует разные лекарства для излечения болезни, умея быть и жестким, и нежным по отношению к жене в зависимости от возникших обстоятельств.

Сначала муж должен узнать характер своей жены, а потом, с учетом этого, обращаться с ней так, чтобы исправить ее недостатки.

Всевышний Аллах в Коране говорит: (смысл): «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни...» (сура «Ат-Тахрим», аят 6).