Неудавшийся военный переворот в Турции

25 Июль 2016
849

Попытка государственного переворота в Турции в буквальном смысле этого слова стала военно-политическим громом среди ясного турецкого неба и повергло в шок как сторонников Эрдогана, так и его противников. Хотя предпосылки для этого в турецком обществе теплились уже давно и явили собой материализованную алогичность политического курса турецкого правительства с одной стороны и нерешенность внутренних проблем – с другой. К тому же, подобное развитие событий не выглядит чем-то новым и не опробованным.

С момента образования турецкой республики (1923г.) госперевороты происходили в этой стране довольно регулярно – четыре раза. Примечательно, что всякий раз организаторами революций выступали военные, которые и брали бразды правления в свои руки. За нынешней попыткой смены действующей власти по зловещему историческому сценарию тоже стояли военные. Что же стало спусковым крючком проваленной революции и кому выгодно раскачивать турецкую лодку? Думаю, на эти вопросы ответить может минимальное количество смертных, а вот догадываться и строить предположения – каждый. Рассмотрим проблематику с нескольких ракурсов, а что из этого правда – ведомо Всевышнему Аллаху.

Когда в 2011 году революционная волна «арабской весны» проходила практически по всем арабским государствам, Турция, находящаяся на стыке Азии и Европы и гармонично сочетающая в себе восточную и западную культуру, сохраняла завидное спокойствие. Турецкая республика, в отличие от соседей-арабов, вот уже на протяжении долгого времени является одним из ярких примеров того, как различные этнические и конфессиональные группы могут мирно уживаться на территории одной страны. Но это вовсе не означает, что Турции гарантировано безоблачное счастье и что проблемы обойдут ее стороной. Президент Эрдоган, грезящий о воссоздании Османской империи, стал претендовать на роль заметной фигуры в регионе. Возможно, именно эти политические амбиции диктовали ему охладить отношения с Асадом младшим, а позже присоединиться к антисирийским санкциям, включая финансирование так называемых умеренных повстанцев. Иных действий от члена НАТО ждать не приходится, если, конечно, не разорвать отношения со всем Западом и отказаться от мечты оказаться в Евросоюзе. В этом как раз и кроется вся суть проблемы – в несостоятельности турецкой верхушки вести самостоятельную политику, не оборачиваясь, что называется, на вашингтонский обком. И это проблема не только Эрдогана.

Если углубиться в историю, то этим же путем шел горячо любимый турецким народом вождь нации Камаль Ататюрк, который, поддавшись влиянию Запада, фактически развалил Османскую империю и создал на руинах могущественной империи турецкую республику. Ататюрк своим революционным наплывом стер духовно-нравственные очертания Турции, открыто объявил о борьбе с религиозными институтами. Непокорных же ожидали жестокие репрессии.

Если Ататюрк видел Турцию исключительно светской страной, то в понимании Эрдогана она должна придерживаться исконно религиозных традиций. Но в этой поляризации есть одно общее обстоятельство. И тот, и другой являются приверженцами авторитарной модели правления. Авторитаризм нынешнего президента Турции в полной мере проявляется в жестких разгонах демонстраций, преследовании оппозиционных лидеров и СМИ. Но, пожалуй, апогеем нынешней политической линии турецкого правительства стал курдский вопрос, который стоит комом в горле президента Турции. Курды компактно проживают на Юге страны, и против них по обвинению в участии в терроризме применяются репрессивные меры. Фактически Юг страны охвачен гражданской войной, развязанной Эрдоганом. Но у турецкого президента есть своя истина, согласно которой он считает курдские поселения рассадником террора в лице РПК (Рабочей партии Курдистана).

Впрочем, проблемы Турции не ограничиваются курдами. Пойдя на поддержку вооруженной сирийской оппозиции, Эрдоган развязал руки террористическим группировкам, которые свободно перемещаются через турецко-сирийскую границу в обе стороны. Неукрепленность государственной границы, как и наличие нескольких лагерей по подготовке боевиков с целью их дальнейшей переброски в соседнюю Сирию сказывается в террористических актах, участившимся в разных областях Турции. Как говорится, это обходится себе дороже.

Во внешней политике дела обстоят тоже не лучшим образом. Те же курды в последнее время стали камнем преткновения турецко-американских отношений, в поддержке которых Вашингтон не видит ничего смертельного. Анкара и Европейский союз тоже переживают не лучшие времена. Остро стоит вопрос с мигрантами, которых Европа хочет видеть по ту сторону Средиземного моря, а Турция желает получить за них кругленькую компенсацию, вынуждая европейцев путем ультимативных подходов раскошелиться. Можно к этому добавить охлаждение отношений с Германией, бундестаг которой затронул болезненный для Турции вопрос – геноцид армян в Османской империи, и сбитый российский истребитель Су-24, и последовавший за этим полугодовой разрыв отношений двух стран…

Продолжение следует

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.