Каждый из нас сталкивался с людьми, которые просят милостыню или собирают пожертвования, на различные нужды или лечение больных детей. Религия нас учит, что надо быть щедрым по отношению к бедным и нуждающимся, и в то же время осуждает тех, кто сделал попрошайничество своей профессией, имея возможность работать.
По данным социологов и различных ведомств, которые проводили исследования около 80 % процентов таких людей, это те, кто выбрал попрошайничество своей профессией.
В Дагестане тоже можно встретить разных людей, начиная от тех, кто просить 10 рублей на проезд до тех, кто собирает пожертвования на лечение ребенка. Среди них тоже можно выделить две основные группы лиц, для которых попрошайничество стало профессией.
1. Среднеазиатские цыгане - проживающие в основном в Таджикистане (джуги) и в Узбекистане (люли) ведут оседлый образ жизни, традиционно с древних времен занимаются попрошайничеством.
Приезжают на заработки в Дагестан практически всем селом – в экспедициях участвуют старики, женщины и дети. В городах они занимаются попрошайничеством и ничего зазорного в этом не видят. Это почетная профессия, доставшаяся им от предков, прибывших несколько столетий назад из Индии. На этот счет у них есть даже легенда: "Когда Всевышний раздавал людям их достаток, то и нашу часть отдал им, а то, что мы берем, принадлежит нам по праву. Не зря мы зовемся "джуги", что в переводе означает "найди и возьми". Джуги у себя на родине живут обособленно от других национальностей, в мононациональных селах и имеют неплохой достаток.
2. Инвалиды.
Если вторые малочисленны и выставляя свои физические увечья напоказ, в основном работают на оживленных перекрестках улиц городов, создавая помехи автомобильному движению, то первая категория профессиональных попрошаек облюбовали территории больниц, но могут нагло и бесцеремонно заявится и к вам домой.
Кроме навязчивого попрошайничества люли были замечены и в кражах, которые они совершают на рынках, магазинах и в домах куда они проникают под видом попрошайничества, и в мошенничествах, когда под видом родственников собирали пожертвования для больных детей.
Люли также к своему ремеслу привлекают и детей, хотя в соответствии со ст.151 УК РФ за это могут лишить свободы на срок до 5 лет, но правоохранительные органы, которые должны следить как за этим, так и за нарушениями миграционного законодательства закрывают на это глаза. Уполномоченный по правам ребенка также не обращает на это внимание, хотя это его прямая обязанность, так как дети цыган не посещают школ и целыми днями старшими привлечены в преступный бизнес.
Что же делать, как помогать правильно? Как отличить мошенника от на самом деле нуждающегося?
От Хакима бин Хизама (да будет доволен им Аллах) передаётся, что один человек спросил Посланника Аллаха (ﷺ) о том, какое садака является самым лучшим. На это он ответил: «Самым лучшим садака является то, которое дается своему родственнику, даже если он является врагом». (Имам Ахмад).
Поэтому надо стараться в первую очередь помогать нуждающимся родственникам, близким и соседям, то есть тем, в ком Вы уверены, что они не мошенники и действительно нуждаются.
Если вдруг вы услышали историю о том, что кому-то незнакомому Вам человеку нужна помощь и это вызвало у вас желание разделить его беду, включайте мозг посоветуйте ему обратится в благотворительную организацию, которая и занимается решением таких проблем. Причём в организацию с историей, с подробными отчётами и прозрачной системой деятельности, с известным руководством и так далее. Конечно, бросить 10 рублей в пакет попрошайке — самое простое. И совесть чиста, и даже пальцем о палец ударять не надо. Но чтобы реально почувствовать, что вы кому-то помогли, что помощь дошла до адресата, а ваши 10 рублей не уплыли в карманы мошенников, нужно не «откупаться», а действительно хотеть изменить мир.
Лучше помогать благотворительным организациям, где работают профессионалы, которые следят чтоб помощь дошла до нуждающихся, а не до мошенников.
Современные учёные занимающиеся нейро - лингвистическим программированием (НЛП) утверждают, что благотворительность очень важна для здоровья человека – давая милостыню нуждающимся, человек чувствует себя сильным и способным совершить что-то полезное. Это, в свою очередь, даёт ощущение психологической разгрузки и комфорта, который необходим для улучшения работы иммунной системы человека. Дело в том, что наша иммунная система сильно зависит от психологического состояния, в котором мы пребываем.
Передают, что Укба ибн Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый человек будет находиться в сени своих пожертвований, пока не закончится суд над людьми». (Ибн Хиббан, Хаким).