Миф об угнетенном положении мусульманок

24 Июнь 2014
1533

Интервью с доктором Ингрид Мэтсон

Сегодняшнее интервью посвящено весьма актуальной теме – положение женщины в Исламе. Известно, что в мире преобладают искажённые представления о правах и обязанностях мусульманок. Доктор Ингрид Мэтсон из Канады значительную часть своей жизни посвятила просвещению западного обывателя на этот счёт, раскрывая всю уникальность уважительного отношения к женщине в Исламе. Как изменилось положение женщин с появлением Ислама, каковы требования Шариата к мусульманкам и на что имеет право женщина в Исламе? На эти и другие вопросы доктор Ингрид Мэтсон ответила в интервью во время телепередачи «Размышления о вере».

Краткая справка: Доктор Ингрид Мэтсон (род. 24 августа 1963 года) – профессор в области исламских исследований и межконфессиональный деятель. Несколько лет подряд возглавляла крупную исламскую организацию – Исламское общество Северной Америки (ISNA), став первой женщиной, избранной на пост президента этого общества. В настоящее время является председателем сообщества исламских наук в одном из канадских вузов. В 2010 году New York Times назвал Ингрид Мэтсон «самой заметной персоной среди американских женщин-мусульманок». Замужем, воспитывает двоих детей.

Метин Теке: Здравствуйте. Добро пожаловать на нашу телепередачу. Меня зовут Метин Теке, и сегодня мы беседуем с доктором Ингрид Mэтсон.

Доктор Mэтсон, спасибо, что пришли на наше шоу и первый вопрос: могли бы Вы в общих чертах описать общество, в котором вырос Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)?

Д.-р Ингрид Mэтсон: Что касается доисламского общества Аравии, то прежде это было общество, в котором нормы закона не были главным принципом. На Аравийском полуострове не было единой централизованной политической структуры. Единственной правящей силой были племена, которые пребывали в состоянии взаимного соперничества. Эти племена существовали по принципу неких группировок. Это означает, что единственный способ обретения власти или продвижения своих интересов – применение грубой силы.

Племена разделялись по территориям и находились в постоянном конфликте друг с другом. Подобное общество ценит силу, мощь, навыки ведения войны.

Для женщин того времени это означало, что их положение второстепенно, и что мужчины с помощью применения силы могли осуществлять свою волю.

Метин Теке: А почему женщины с таким восторгом встретили послание Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)?

Д.-р Ингрид Mэтсон: Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), будучи Пророком Всевышнего Аллаха и Его Посланником, через аяты Корана принёс сообщение о том, что женщины находятся наравне с мужчинами в смысле их ценности как созданий Всевышнего. Ведь человек ценится не по тому, как он применяет свою силу, не через его способность доминировать, на самом деле любое создание ценно по его способности поклоняться Всевышнему, покориться Его воле.

В доисламской Аравии человека ценили, если он был хорошим воином, тем, кто любыми средствами навязывал другим людям свою волю. С приходом Ислама произошёл сдвиг в осознании того, что делает человека таким ценным. В Коране говорится, что человек является ценным, если будет самым благородным перед Всевышним, тем, кто лучше других познал своего Создателя. Это понимание, познание Всевышнего Аллаха может обрести как мужчина, так и женщина, пол человека не имеет значения в смысле покорности перед Всевышним. Так что, в соответствии с аятами Корана, произошла переоценка значимости любого человека.

Метин Теке: Не могли бы Вы привести примеры женщин, которые первыми откликнулись на сообщение, с которым пришёл Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)?

Д.-р Ингрид Mэтсон: Конечно, хорошо известный факт: первым человеком, который ответил на призыв Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) к Исламу, была его жена Хадиджа (да будет доволен ею Аллах). Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) была действительно во всех отношениях женой и партнёром Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Она была зрелой женщиной, была финансово независима, а выйдя замуж за Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), стала его правой рукой и опорой, она помогала ему строить семью, гармоничную во всех отношениях.

Будучи его женой, она знала своего мужа лучше, чем кто-либо. И когда Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) впервые получил повеление от Всевышнего довести до людей Ислам, она стала первой, кто ответил ему поддержкой, кто поверил в него и кто сразу же принял Ислам. Но это не единственный пример. На самом деле, женщины были среди первых сторонников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Это были не только свободные женщины высокого статуса такие, как Хадиджа, но и такие женщины, как Сумая – женщины-рабыни, чьё положение было плачевным. Послание Ислама позволило им ощутить своё достоинство, даже если кому-то казалось, что они были на самой последней ступени общества Мекки.

Метин Теке: Каким образом эти женщины участвовали в общественной жизни Мекки?

Д.-р Ингрид Mэтсон: Женщины-мусульманки в Мекке испытывали трудности в той же степени, что и мужчины.

Женщины были в составе делегации, которая оставила Мекку по приказу Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Они отправились в Абиссинию, надеясь на помощь правителя страны, доброго правителя христиан, который дал прибежище мусульманам, подвергшимся преследованиям в Мекке. Так что женщины-мусульманки были рядом с мужчинами на всех стадиях мекканского периода.

Метин Теке: И в завершение, несколько общих моментов при ответе на вопрос – как принципы Корана улучшили положение женщин и изменили их роль?

Д.-р Ингрид Mэтсон: Прежде всего, Ислам улучшил положение женщин в плане переосмысления их значимости как человеческих существ. Статус женщины был определён в соответствии с их значимостью, но не в том, как быть тенью или собственностью мужчин, но как отдельных личностей, у которых имеются свои собственные духовные отношения с Создателем. Этот принцип жизненно важен. Это означает, что женщина, будь она замужем или нет, является ли она матерью или той, которая не может иметь детей, строит свою карьеру и имеет личные достижения, или она – домохозяйка, для которой все эти вещи не имеют значения, в конечном итоге, её личное достоинство обретает значимость, если она покоряется воле Всевышнего, не преступает Его запреты и следует Его повелениям. Очень важно правильно понимать этот момент.

У женщин в Исламе очень много прав и привилегий. А что касается распространённого мифа об угнетённом положении мусульманок, то такое понимание основывается как на дезинформации, так и на увеличении числа отдельно взятых случаев в некоторых частях мусульманского мира. Но в подавляющем большинстве исламских стран наблюдается сбалансированная ситуация, при которой женщины принимают активное участие в жизни общества. Большинство стран, в которых я побывала, предоставляет широкие возможности мусульманкам как в профессиональной, так и в личной сферах.

Саида Ибрагимова

Перевод с английского

 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.