Выплата закята отличается от милостыни тем, что это является обязанностью (фарз). Утверждение о необязательности выплаты закята или сомнение в том, что это является предписанием Всевышнего Аллаха, рассматривается как вероотступничество.
Есть много хадисов, а также аятов Корана, которые подтверждают обязательность выплаты закята. Вот один из достоверных хадисов, переданных имамами аль-Бухари и Муслимом:
عن أبي عبد الرحمن عبد الله بن عمر بن الخطاب رضي الله عنهما قال : سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول : ( بني الإسلام على خمس : شهادة أن لا إله إلا الله ، وأن محمدا رسول الله ، وإقام الصلاة ، وإيتاء الزكاة ، وحج البيت ، وصوم رمضان رواه البخاري ومسلم
Передают от Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в месяце Рамазан».
Всевышний Аллах в Коране, в более чем двадцати пяти местах, повелевает выплачивать закят, и в большинстве случаев это повеление связано с упоминанием о мо¬литве, что подтверждает то значение, которое имеет этот столп Ислама. Нет речи прекраснее и правдивее, чем Речь Аллаха. Читайте эти аяты и вдумайтесь в их смысл, какая награда ждёт тех, кто следует заветам Священного Корана! Это говорит Сам Всевышний Аллах!
Вот некоторые из них:
وَأَقِيمُواْ الصَّلاَةَ وَآتُواْ الزَّكَاةَ وَمَا تُقَدِّمُواْ لأَنفُسِكُم مِّنْ خَيْرٍ تَجِدُوهُ عِندَ اللّهِ إِنَّ اللّهَ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ
Смысл: «...совершайте намаз и выплачивайте закят. То благое деяние, т. е. совершённый намаз или отданная милостыня, которое вы уготовили для самих себя, – вы найдёте награду за это у Аллаха. Поистине Всевышний Аллах видит ваши деяния, и Он воздаст вам за них». (Коран, № 2:110)
وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ وَأَقْرِضُوا اللَّهَ قَرْضاً حَسَناً وَمَا تُقَدِّمُوا لِأَنفُسِكُم مِّنْ خَيْرٍ تَجِدُوهُ عِندَ اللَّهِ هُوَ خَيْراً وَأَعْظَمَ أَجْراً وَاسْتَغْفِرُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
Смысл: «...совершайте намаз и выплачивайте закят, и искренне, с радостью в сердце, отдавайте на пути Аллаха милостыню сверх обязательного закята. То благое, что уготовили для самих себя, – вы найдёте награду за это у Аллаха. Это лучше и награда Его более велика, чем то, что вы оставили после себя, не израсходовав на пути Аллаха. И просите прощения грехов, поистине Всевышний Аллах – Прощающий грехи, Милостивый к уверовавшим». (Коран, № 73:20)
فَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ وَاعْتَصِمُوا بِاللَّهِ هُوَ مَوْلَاكُمْ فَنِعْمَ الْمَوْلَى وَنِعْمَ النَّصِيرُ
Смысл: «Упорствуйте в совершении молитвы и выплачивайте закят, и полагайтесь на Всевышнего Аллаха, Он – Покровитель и Помощник в ваших делах. И прекрасен Он как Покровитель и прекрасен как Помощник!». (Коран, № 22:78)
وَالْمُقِيمِينَ الصَّلاَةَ وَالْمُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَالْمُؤْمِنُونَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ أُوْلَـئِكَ سَنُؤْتِيهِمْ أَجْراً عَظِيماً
Смысл: «...и совершающие намаз и выплачивающие закят, и верующие в Аллаха и в Судный день – Мы дадим им великую награду, т. е. Рай». (Коран, № 4:162)
وَرَحْمَتِي وَسِعَتْ كُلَّ شَيْءٍ فَسَأَكْتُبُهَا لِلَّذِينَ يَتَّقُونَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَـاةَ وَالَّذِينَ هُم بِآيَاتِنَا يُؤْمِنُونَ
Смысл: «...Милость Моя охватывает в этом мире всех, а на том свете Я запишу её тем, которые богобоязненны, выплачивают закят и которые уверовали в Наши знамения». (Коран, № 7:156)
وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاء بَعْضٍ يَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَيُقِيمُونَ الصَّلاَةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَيُطِيعُونَ اللّهَ وَرَسُولَهُ أُوْلَـئِكَ سَيَرْحَمُهُمُ اللّهُ إِنَّ اللّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
Смысл: «Верующие мужчины и женщины – друзья и помощники друг другу в делах мирских и в религии. Они повелевают совершать благое и удерживают от порицаемого, совершают намаз и выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение). Аллах смилостивится над ними, поистине Аллах – Могущественный, Мудрый». (Коран, № 9:71)
В другом аяте Всевышний Аллах говорит:
قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَ وَالَّذِينَ هُمْ عَنِ اللَّغْوِ مُعْرِضُونَ وَالَّذِينَ هُمْ لِلزَّكَاةِ فَاعِلُونَ
Смысл: «Воистину, преуспели и обрели великое счастье те, которые уверовали во Всевышнего Аллаха, и которые совершают намаз смиренно, с хузуром, и которые уклоняются от пустословия , и которые выплачивают закят». (Коран, № 23:2)
Пророк (мир ему и благословение) говорил, что он послан для усовершенствования благих качеств сердца. Он личным примером показывал, каким должен быть настоящий мусульманин, и призывал своих сподвижников к чистоте, благородству, щедрости, к тому, чтобы они были обладателями наилучших нравов. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил:
الجنة دار الأسخياء والذى نفسى بيده لا يدخل الجنة بخيل ولا عاق والديه ولا منان بما أعطى
Смысл: «Рай – это дом щедрых. Клянусь Тем, в Чей власти моя жизнь, не войдёт в Рай скупой, непослушный ребёнок и упрекающий кого-то за то, что тот дал другому из того, что имел».
Один из праведных, Хатам-уль-Асам (да будет доволен им Аллах) говорил: «Человек, который твердит, что любит Рай, и не расходует имущество на благие цели, является лжецом».
Для мусульманина богатство – это оказанное ему Аллахом доверие, налагающее на него ответственность. Мирское богатство для мусульманина – это средство для поклонения и шанс для увеличения своего вознаграждения на том свете при условии расходования этого богатства на пути добра, служения религии и во благо общества.
Об этом Аллах говорит:
وَابْتَغِ فِيمَا آَتَاكَ اللَّهُ الدَّارَ الْآَخِرَةَ
Смысл: «Ты стремись тем имуществом, что даровано тебе Всевышним Аллахом, к вечному миру, расходуя его на пути Аллаха». (Коран, № 28:77)
Выплата закята играет важную роль в улучшении благосостояния общества, в ликвидации бедности и нищеты. Безразличие общества к проблемам нуждающихся толкает их на противоправные поступки, ведь зачастую в основе таких преступлений, как воровство, грабёж, убийство, употребление спиртного и одурманивающих веществ, лежит материальная нужда и отсутствие чувства поддержки со стороны остальных членов общества. Распространение этих преступлений влечёт за собой деградацию общества, что неизменно приводит к упадку социального, а вследствие этого и экономического развития цивилизации. Устранение последствий социального и экономического кризиса налагает на общество гораздо больше расходов, чем те, которые идут на их профилактику. История показала, что почти все потрясения и социальные взрывы были вызваны социальной несправедливостью, а также большим разрывом между массой бедных и небольшим количеством богатых, которым нет никакого дела до проблем тех, кто остались за чертой бедности.
Таким образом, выплата закята способствует процветанию общества и ликвидации причин, вызывающих социальную несправедливость. К примеру, бедному дают столько, сколько ему необходимо для того, чтобы выйти из категории бедных; сироте дают количество имущества, которое достаточно ему до достижения совершеннолетия; больному – количество имущества, которое ему необходимо для лечения; путнику – количество, необходимое ему для того, чтобы добраться до дома; попавшему в долг – количество, необходимое ему для расчёта со своими кредиторами.
Выплата закята не только ликвидирует нищету и бедность, но ещё и побуждает человека искать дозволенное имущество путём честной торговли и труда. Этот столп Ислама является одним из факторов равномерного распределения богатства среди различных слоёв населения.
В настоящее время есть много людей, которые имеют хорошее образование, являются грамотными специалистами, имеют навыки предпринимательства, но остались без работы. Ислам заботится о таких людях. Согласно Шариату, из общей казны выделяются средства для того, чтобы такие люди могли открыть своё дело и заработать честным трудом для содержания себя, своей семьи. А при достижении определённого уровня жизни они сами уже смогут помогать другим братьям и сёстрам по вере.