Доводы об обязательности выплаты закята с торгового имущества
Доводами в пользу облагаемости торгового имущества закятом являются Священный Коран и благородные хадисы Пророка (мир ему и благословение). Всевышний Аллах в Коране повелевает:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَنفِقُواْ مِن طَيِّبَاتِ مَا كَسَبْتُمْ وَمِمَّا أَخْرَجْنَا لَكُم مِّنَ الأَرْضِ وَلاَ تَيَمَّمُواْ الْخَبِيثَ مِنْهُ تُنفِقُونَ وَلَسْتُم بِآخِذِيهِ إِلاَّ أَن تُغْمِضُواْ فِيهِ وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللّهَ غَنِيٌّ حَمِيدٌ
«О, те которые уверовали, выплачивайте в качестве закята лучшее из того, что вы заработали, и из тех благ, которые Мы вывели для вас из земли т.е. из плодов и растений». Коран 2: 267
Комментатор Корана Муджахид утверждал, что данный аят был ниспослан по поводу обязательности выплаты закята с торгового имущества.
Сподвижник Самрат рассказал:
«Пророк велел нам выплачивать закят со всего, что мы приобретали для торговли».
В торговое имущество входит весь товар, который приносит прибыль в результате торга и обмена, например, домашний скот, кожа животных, посуда, фрукты, недвижимость, дома, автомобили, золото, серебро, валюта. Одним словом, все, кроме запретного (спиртное, табак и т. п.), посредством чего ведется торговля и обмен в соответствии с нормами Шариата, облагается закятом при наличии соответствующих условий.
Однако имущество, приобретённое не для продажи (мебель, дом, инструменты, одежда и т. д.), в категорию торгового имущества не входит.
Условия обложения торгового имущества закятом
Для того, чтобы торговое имущество облагалось закятом, существуют шесть следующих условий:
1. Владелец имущества должен стать его хозяином только путем торга или обмена. К примеру, если кому-то в наследство досталось имущество, которое добыто путем торга, то это имущество закятом не облагается. Необходимо чтобы тот, кто получил это имущество с целью торговли, пользовался им ещё в течение целого года. То есть, если он продал это имущество и за полученные средства купил товар с намерением заняться торговлей, то с этого момента и начинается отсчёт торгового года.
2. При приобретении данного товара у человека должно присутствовать намерение превратить его в торговое имущество с целью получения прибыли. Со дня приобретения товара с таким намерением начинается отсчёт торгового года.
3. Отсутствие намерения оставить торговое имущество себе. Товар, который он приобрёл, должен быть предназначен для оборота, а не для того, чтобы оставить его себе.
4. Завершение целого года от начала торговли.
5. Достижение нисаба торгового имущества в конце года. Нисабом называется стоимость товара, при которой он облагается закятом. То есть по истечении целого года по лунному календарю устанавливается стоимость имеющегося в наличии товара (основного капитала) и прибавляется к нему выручка, полученная в результате коммерческой деятельности. Если общая сумма достигает нисаба или больше него, с этой суммы выплачивается 1/40 часть или 2,5 %. т.е. 25 рублей от каждой 1000 рублей.
Если сумма в конце года не достигла нисаба, она не облагается закятом. Однако, если помимо этой суммы в наличии есть определённая часть денег, которая у вас находилась еще с начала торгового года (за который вы не приобрели товар, а хранили у себя), и при ее добавлении к общей сумме она достигнет нисаба, то с этих средств необходимо выплатить закят. Например, начиная торговлю, у вас на руках были 25000 рублей. За 15000 рублей вы купили товар, а оставшиеся 10000 рублей оставили у себя. В конце торгового года стоимость имеющегося в наличии товара (основного капитала) и выручки у вас составило 20000 рублей. Общая сумма в данном случае не достигла нисаба (80 граммов золота или его стоимость (см. ниже)). Тогда вы добавляете к этой сумме (к 20000 рублям) те 10000 рублей, которые с начала года у вас находятся в наличии. Получится 30000 рублей (то есть сумма достигла и даже больше нисаба). С этих денег вы выплачиваете закят.
Если в течение года прибыль не получена, закят выделяется с основного капитала в том случае, если он достигает нисаба. Закят не зависит от прибыли.
6. Товар, который находится в обороте, до истечения целого года не должен быть обращён именно в ту валюту, за которую вы его приобрели. Если перевести товар в ту валюту, за которую вы его купили, и эта валюта при этом не достигла своего нисаба, а затем вновь закупить на неё товар, торговый год начинает свой отсчёт заново. Например, в начале года вы за золото закупили торговое имущество. Спустя шесть месяцев вы обратили свой товар в золото, и при этом золото не достигло своего нисаба (80 граммов). А затем вновь приобрели за это золото торговое имущество. В данном случае отсчёт торгового года начинается заново.
В указанном примере, если свой купленный за золото товар спустя шесть месяцев вы обратили в золото, и оно достигло своего нисаба (80 граммов), и затем вновь закупили за него товар, то торговый год считается непрерванным, и через шесть месяцев необходимо выплатить закят.
По мазхабу имама аш-Шафии нельзя выплачивать закят с торгового имущества в виде товара, ибо это не будет считаться закятом. Он должен быть выплачен в денежном выражении.
Однако согласно мазхабу имама Абу Ханифы закят с торгового имущества дозволяется выплачивать и в виде товара. А со скота и с другого имущества, с которых необходимо выплатить закят натурой, дозволяется выплачивать и в денежном выражении.
Нисаб торгового имущества
Для определения нисаба торгового имущества его сравнивают с золотом или серебром, и равен нисабу золота или серебра. Если имущество сравнить с золотом, то его нисаб будет равен стоимости 80 граммов золота. Если же торговый товар сравнить с серебром, то его нисаб равен стоимости 560 граммов серебра.
Например, если в этом году 1 грамм золота стоит 300 рублей, то эту сумму следует умножить на 80, и получится 24000 рублей. Если в конце года находящийся в обороте товар и выручка от торговли, имеющаяся в наличии, в сумме составит 24000 рублей, то от этой суммы следует выплатить 2,5%. Это 600 рублей. Если сумма превышает 24000 рублей, то и с превышающей части средств выплачиваем по 2,5%.
Также устанавливаем стоимость и с помощью серебра в конце года. Выясним стоимость 1 грамма серебра и умножим его на нисаб серебра (т. е. на 560 грамма). Например, если 1 грамм серебра стоит 20 рублей, то 20 умножим на 560, и получится 11200 рублей. И с этой суммы (с 11200 рублей) 2,5% жертвуем в пользу бедных и нуждающихся. Это приблизительно 280 рублей. Если же сумма превышает 11200 рублей, то и с превышающей части средств выплачиваем 2,5%.
Если обратить внимание, то можно заметить, что между нисабом золота и серебра получается большая разница. Почему же получилось так? Это объясняется следующей причиной. Во времена Пророка (мир ему и благословение) 20 мискалов золота (80 граммов) и 200 серебряных дирхемов (560 грамма) стоили одинаково. А теперь золото сильно подорожало, а серебро стало дешевле, и потому у них и нисаб ныне отличается.
Согласно какому же нисабу в конце года нужно устанавливать стоимость торгового имущества? По Шариату, если человек купил товар за какую-либо валюту, то он должен устанавливать его стоимость именно согласно нисабу той валюты, за которую он приобрёл данный товар. Например, если товар был приобретён за золото, то нисаб торгового имущества устанавливается согласно нисабу золота. А если же он купил торговое имущество не за валюту, а за другой товар, то ему необходимо установить стоимость своего товара согласно нисабу преобладающей валюты той местности, где находится товар.
Примечание
В конце года, устанавливая общую сумму, необходимо учесть и оставшийся товар, и купленное для торговли имущество, и полученную выручку – всё это входит в нисаб. Однако то, что израсходовано или отложено для нужд дома (например, домашний инвентарь, мебель, одежда, продукты и др.) не входит в нисаб.
Случай, когда в торговом обороте находится вид имущества, с которого выплачивают закят (торговля мелким или крупным рогатым скотом)
Если торговля происходит с использованием такого вида имущества, с которого при достижении нисаба необходимо выплатить закят, к примеру, торговля мелким рогатым скотом, тогда:
а) если совокупная цена овец, находящихся в торговом обороте, не достигает торгового нисаба , но при этом количество овец достигает нисаба скота (40 голов) – то закят с них выплачивают, как со стада, т.е. одну годовалую овцу;
б) если совокупная цена овец достигла торгового нисаба, но количество овец не достигает нисаба скота (к примеру, стадо состоит из 39 голов), то закят выплачиют как с торгового имущества.
в) если совокупная цена овец достигла торгового нисаба и количество овец достигает нисаба скота, то закят выплачивают как со стада.
Если человек, к примеру, спустя шесть месяцев от начала торгового года за торговый товар купил скот, который достигает нисаба (например, 40 голов овец), и еще шесть месяцев он будет торговать этим скотом, то, как только исполнится год, он должен выплатить с них закят как с предмета торговли. И если после того, как исполнился год, он прекратит торговлю скотом, то только тогда начинается отсчёт года, необходимого для обложения скота закятом как стада, достигшего нисаба.
Есть ещё один важный момент. Если то (например, золото, серебро или домашний скот), на что вы купили торговое имущество, само было в таком количестве, что достигло нисаба, то отсчёт года начинается не со дня приобретения данного торгового товара, а с того дня, когда то (золото, серебро или домашний скот), на что вы купили торговое имущество, достигло нисаба. Например, если у вас дома было 40 овец, и на них вы купили товар, то отсчёт года начинается именно с того дня, когда количество ваших овец достигло 40 голов (а не с того дня, когда на них купили торговое имущество).
Для сравнения приведём и такой пример: у вас дома в течение 9 месяцев было 40 овец. Затем на них вы купили торговое имущество. Спустя три месяца вам нужно установить нисаб товара и выплатить закят как со стада. После этого уже начинается отсчёт года, необходимого для выплаты с него закята как с торгового имущества.
Также закят выплачивается и с имущества, отобранного силой. С такого имущества хозяин выплачивает закят по получении имущества обратно.
С имущества несовершеннолетнего, умалишенного, с имущества, на которое временно наложен запрет по причине слабоумия, беспечности и расточительства её владельца, закят выплачивает попечитель (вали) или же исполнитель завещания (васий).
С имущества, отданного в мечеть в качестве вакфу (на безвозмездное общее пользование), закят не выплачивается.
С имущества, которое было подарено ещё не родившемуся т.е. зародышу, закят не выплачивается.
С потерянного, отобранного, а также с имущества, которое, к примеру, давали на хранение, закят должен выплачивать и хозяин, и тот, кому давали имущество на хранение. Но хозяин в данном случае закят выплачивает, когда получит своё имущество обратно. При этом он должен выплатить закят со всех прошедших лет, за которых он его не выплачивал. Если имущество испортилось до того, как хозяин получит его обратно, то выплата закята с него отпадает.
С имущества, находящегося далеко, закят обязуются выплатить сразу по истечении отчетного года, если у хозяина нет никаких препятствий получить своё имущество. И закят от этого имущества следует выплатить в том населенном пункте, где находится это имущество. Если же у хозяина нет возможности получить своё имущество, выплата закята с него не снимается, т.е. он выплатит закят, когда получит доступ к имуществу.
Если хозяин не выплатил закят после появления возможности его выплаты и имущество, с которого следовало выплатить закят, испортилось, он должен возместить закят, выплатив его с другого имущества.
Если имущество, с которого следовало выплатить закят, испортилось до появления возможности его выплаты, то выплачивать закят необязательно. Но если имущество испортилось по халатности хозяина, то выплата закята с него не снимается.
Если имущество, с которого необходимо было выплатить закят, было продано, то торговая сделка в размере количества закята считается недействительной, в остальной же части сделка считается действительной.
Если по истечении года по каким-либо причинам не удалось вручить закят нуждающемуся, то необходимо отделить количество закята от своего имущества, чтобы при появлении возможности выплатить его.