У тебя нарушился пост? Все равно нельзя тебе кушать

16 Июль 2013 2003

Что такое «имсак» в месяце Рамазан

Имсак – это отказ от действий, нарушающих пост, из уважения к месяцу рамазан, непостившимся (т. е. в то время как его пост оказался недействительным), вместе с обязательностью его возмещения.

Существует шесть категорий лиц, подлежащих имсаку:

 1. тот, кто без причины прервал свой пост. Впоследствии он обязан его как можно быстрее возместить;

 2. тот, кто вечером не произнес намерение для поста. Если намерение не было произнесено намеренно, то этот пост нужно срочно возместить, а если не было произнесено по забывчивости, то в этом случае следует возместить в любое время. По мазхабу имама Абу Ханифы он может и утром произнести намерение;

 3. тот, кто перед рассветом поел, но потом оказалось, что он ел после рассвета;

 4. тот, кто подумал, что солнце зашло, и принял пищу, а затем выяснилось, что разговение было преждевременным. Эти оба человека должны возместить пост;

5. тот, кто при омовении ополаскивал рот и при этом проглотил воду. Такой человек тоже должен восстановить пост, потому что он совершил нежелательное действие, т. е. взятие воды в рот считается нежелательным;

 6. тот, кто подумал, что этот день является тридцатым днем месяца шабан, а затем удостоверился в месяце рамазан. Некоторые алимы говорят, что ему необязателен имсак, подобно тому, кто возвращается с пути, т. к. у него есть на то причина. Этот человек обязан срочно возместить пост.

Тот, кто соблюдает имсак, получит вознаграждение, потому что он является тем, кто выполнил свои обязанности. Но если он совершит деяния, нарушающие пост, то за это ему будет грех, но штраф не налагается. К тому, кто соблюдает имсак, предъявляются те же требования, что и постящемуся, т. е. нежелательно принюхиваться к ароматным запахам и т. д.

Те, кто накануне прочитал намерение поститься и с утра не совершил ничего нарушающего пост, например днем подросток достиг половой зрелости; постящийся путник вернулся домой днем или постящийся больной выздоровел днем, им в остальное время дня запрещено прерывать пост, ибо причины, из-за которых они могли его прервать, исчерпаны.

Если в таком состоянии, т.е. после освобождения от тех причин, кто-то из этих лиц совершит половой акт, то с него взыскивается штраф (каффарат).

А если же эти люди не постились, то для них соблюдение имсака не требуется, но желательно (сунна) (по мазхабам имамов Малика и аш-Шафии). Но в этом вопросе существуют противоречия: некоторые алимы утверждают, что соблюдение имсака таким лицам не желательно, а обязательно. Это соответственно мазхабам имамов Абу Ханифы и Ахмада.

Похожие материалы: 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.