Итикаф – это остановка где-либо и пребывание там в течение какого-нибудь времени. А в Шариате это пребывание в мечети с соответствующим намерением.
Основанием данному виду поклонения служит аят Корана, в котором говорится (смысл): «<...> и не приближайтесь к своим жёнам, будучи совершающими итикаф...» (сура «Аль-Бакара», аят 187).
Кроме того, есть хадис, который передала супруга Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Айша, в котором говорится: «Пророк (мир ему и благословение) совершал итикаф в последние десять дней месяца Рамадан» («Сахихуль Бухари», № 1922; «Сахихуль Муслим», № 1172).
Положение итикафа
Итикаф желательно совершать в любое время, а в месяце Рамадан крайне поощрительно. В последние же 10 суток Рамадана итикаф ещё ценнее.
Итикаф также может быть и обязательным: он становится таковым, если дать обет Всевышнему совершить его. Основываясь на этом, можно сказать, что итикаф бывает трёх видов:
1. Желательный. Итикаф желательно совершать в любое время года.
2. Особо желательный. Крайне желательным итикаф бывает в последнюю декаду месяца Рамадан. Мудрость крайней желательности соблюдать итикаф, находиться в бдении и поклонении Аллаху в последние десять суток Рамадана, заключается в том, чтобы провести ночь Ляйлят уль-Кадр в поклонении. Ведь деяние, совершённое в эту ночь, лучше деяний, совершённых даже в течение 1000 месяцев (более 83 лет). Об этом констатирует и Коран (смысл): «Деяния, совершённые в ночь Ляйлят уль-Кадр, ценнее совершённых в течение тысячи месяцев, в которых нет этой ночи» (сура «Аль-Кадр», аят 3).
Хотя и есть мнения о том, что эта ночь может быть любой из ночей Рамадана, всё же большинство богословов утверждают, что она в последней декаде месяца.
3. Обязательный. Обязательным итикаф становится только в том случае, когда даёшь обет Всевышнему совершить его.
Необходимые условия для действительности итикафа
1. Намерение. Чтобы итикаф засчитался, необходимо сделать намерение пребывать в мечети некое время с целью богослужения, с намерением исполнить сунну Пророка (мир ему и благословение). Например, если человек просто зашёл в мечеть или по какому-нибудь делу, но не для поклонения, то его итикаф недействителен.
2. Пребывание в мечети. Для осуществления итикафа необходимо находиться в мечети в течение такого времени, которое, по мнению учёных богословов, считается итикафом.
3. Чистота. Для действительности итикафа совершающий его должен быть чист от состояния осквернения (т. е. должен быть искупавшимся после семяизвержения или половой близости); если женщина, то ещё и от месячных и послеродовых выделений. Также необходимо, чтобы тело и одежда были чисты от нечистот, которые могут испачкать мечеть.
Если выйти из мечети без необходимости, итикаф нарушается. А если выйти по нужде, итикаф не нарушается.
Соблюдение поста не является необходимым составляющим итикафа. Однако является желательным поступком, ибо в хадисе, переданном от Ибн Аббаса, говорится: «Совершающему итикаф не вменяется в обязанность соблюдение поста, кроме как если он сам пожелает этого [чтобы удостоиться дополнительного воздаяния]» («Джамиуль-ахадис», № 19396).
Если мусульманин даст обет Всевышнему, что будет соблюдать итикаф беспрерывно в течение некоторого времени, то ему нельзя выходить из мечети, кроме как по необходимости. Например, для того, чтобы справить нужду, обновить омовение и т. д. Если выйти из мечети по нужде, греха не будет и итикаф не нарушится. Выходить из мечети без необходимости, например чтобы просто прогуляться, развеяться, не только запрещено, но и нарушает итикаф. В этом случае необходимо заново начать соблюдать итикаф.
Если человек дал обет исполнить итикаф, соблюдая пост, – поскольку такой итикаф ценнее, – вменяется в обязанность его исполнить, постясь. Итикаф можно совершать в любой мечети, даже если дать обет соблюдать его в какой-нибудь определённой мечети. Исключением являются только эти три священные мечети: Масджид аль-Харам (в Мекке), Масдждид ан-Набави (мечеть Пророка в Медине) и Масджид аль-Акса (в Иерусалиме): если дать обет исполнить итикаф в одной из этих мечетей, нельзя его совершать в другой мечети, за исключением более достойной из них (их достоинство – в приведённой выше последовательности). Например, если дал обет исполнить итикаф в Масджид ан-Набави (мечеть Пророка), то его можно исполнить и в ней и в Масджид аль-Хараме (Мекка), и так далее.
Этикет итикафа
1. Совершающему итикаф желательно заниматься поклонением Всевышнему: поминать Аллаха, читая зикр, читать Коран, изучать религиозные науки, читать желательные молитвы и др., поскольку это будет способствовать осуществлению цели итикафа.
2. Во время итикафа желательно соблюдать пост, ибо такой итикаф достойнее обычного. Кроме того, пост способствует подавлению желаний и очищению души.
3. Итикаф желательно совершать в джума-мечети, т. е. в той мечети, в которой проводят пятничную молитву.
4. Говорить только хорошее, не бранить никого и не сплетничать, поскольку такие поступки запретны; и, конечно же, надеяться на воздаяние за итикаф, совершая грехи, не стоит.
Во время итикафа нежелательно заниматься какими-нибудь мирскими делами: что-то прясть, шить, покупать, продавать, играть с телефоном и т. п.
Действия, нарушающие итикаф
1. Половое сношение, даже если не произойдёт семяизвержения. Ибо Всевышний в Коране сказал: «<...> и не приближайтесь к своим жёнам, будучи совершающими итикаф...» (сура «Аль-Бакара», аят 187).
Ласки же в виде поцелуя, прикосновения и т. п. не нарушают итикафа, кроме как если по их причине произойдёт семяизвержение – в этом случае итикаф нарушается.
2. Выход из мечети без необходимости.
3. Вероотступничество.
4. Опьянение и потеря рассудка, будь то умышленное или неумышленное, вызванное алкоголем или наркотическими веществами.
5. Месячные и послеродовые выделения.
В желательном итикафе, в отличие от обязательного, разрешается прерывать в любое время.
Заходя в мечеть для намаза совершения намаза, желательно сделать намерение пребывать в итикафе, пока находишься в мечети.
Понравилась статья?
Будем благодарны за репост!
ISLAMDAG.RU