Необходимость изучения вопросов хаджа
Сайид Абдуллах аль Джардани в книге "Фатхул Аллам" пишет: "Для того, кто намерен совершить хадж, особо важным является изучение всего, что необходимо знать паломнику. Это этика путника, как например, совершение таяммума, время намазов, порядок переноса и сокращения намазов, порядок масху обуви. Также он должен знать порядок совершения ритуалов хаджа: обязательные и необходимые действия Хаджа, запрещённые и портящие хадж действия, штрафы, желательные действия, суннаты и адабы хаджа".
Многие люди возвращаются с хаджа, не совершив его, т.е., не зная, как правильно вступить в хадж, не завершив таваф и са'ю, пустыми. Если человека будет сопровождать знающий все дела хаджа за плату, то этого хватит. Если он сам проницательный и возьмёт с собой книгу, где подробно описаны все действия хаджа, то этого тоже достаточно. В наше время многие думают, что арабы, совершающие хадж, разбираются лучше всех в его порядках и стараются подражать им и следовать их поступкам. Это является большой ошибкой.
Имам Изудин бин Жамаат сказал: "Удивительно, что некоторые богачи легко расходуют средства на хадж и легко делают перерасходы (исраф), но чуть потратиться и нанять человека, хорошо разбирающегося в вопросах хаджа, им очень трудно. Если бы они взяли такого человека с собой, то получили бы воздаяние, равное за совершённый хадж того человека, и сами смогли бы правильно совершать хадж.
От имама Газали и других передали: "Все алимы Ислама согласились с тем, что нельзя делать что-либо из ибадата (поклонение Аллаху), не зная решения Всевышнего по этому делу".
Умар бин Абдулазиз сказал: "Если человек совершит поклонение не верно, не зная, то он портит большее, чем восстанавливает". Большая группа алимов утверждает, что изучение порядка совершения хаджа и умры - обязанность каждого, кто намерен совершить паломничество. ("ФатхулАллам", т. 4, с. 188).
Тот, кто совершает суннат-хадж, тоже обязан изучить форму совершения хаджа. Ибо тот, кто вступает в какой-либо обряд хаджа (таваф и т.д.) или другой ибадат, обязан знать, форму его совершения, будь то суннат или фарз. ("Алъ-Ифсах ала массаилиизах", с. 56).
Изучать хадж нужно по конкретным, достоверным источникам. Этого тоже недостаточно, нужно идти к человеку, знающему всё о хадже на практике и получить от него необходимые знания и навыки.