Имам Аль-Байхаки – великий мухаддис  и ученик суфиев

21 Август 2009
1415

Имам Аль-Байхаки – великий мухаддис и ученик суфиевАбубакр Ахмад ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Абдулла ибн Муса аль-Хусравжирди аль-Хурасани, известный как аль-Байхаки, родился в месяц Шаабан в 384 году по хиджре в Хорасане в селении аль-Хусравжирди района Байхак. Байхак находился недалеко от города Найсабур (Нишапур) в современном Иране.

В поисках знаний он обошел многие города исламского мира и обучался у многих крупнейших ученых Ислама. Он преуспел во многих науках и особенно в науках, связанных с хадисами Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Им было написано множество трудов в различных областях мусульманских знаний. Его книги получили широкое распространение во всем исламском мире и особенно - книги по хадисам.

Что касается отношения аль-Байхаки к суфизму, то он - как и большинство ученых Ислама - был из числа тех, кто относился к суфиям с почтением и получил от них огромную пользу.
Свидетельством тому является то, что многие из его учителей были суфиями а некоторые и суфийскими шейхами.

 

Аз-Захаби пишет: «Книги аль-Байхаки имеют большую ценность и пользу. Мало кто так основательно подходил к написанию книг, как Абубакр аль-Байхаки. Ученому следует обращать большое внимание на его книги, в особенности на книгу «Сунану ль-кубра».

Имам аль-Джувайни, прозванный «имам аль-Харамайн», сказал о нем: «Не было шафиитского ученого, который не был бы обязан имаму аш-Шафии, кроме Абу Бакра аль-Байхаки, ибо сам аш-Шафии был обязан ему за все его письменные труды в поддержку его мазхаба».

Эти слова крупнейшего ученого факиха (правоведа) того времени свидетельствуют о том, что аль-Байхаки прекрасно разбирался и в фикхе. Подтверждает это и комментарий аз-Захаби к словам имама аль-Джувайни. Аз-Захаби пишет: «Абу Маали прав. Так оно и есть. Если бы аль-Байхаки захотел создать для себя мазхаб, в котором он бы делал иджтихад, он был бы способен на это благодаря своим знаниям и осведомленности в разнотолках».

Что касается отношения аль-Байхаки к суфизму, то он - как и большинство ученых Ислама - был из числа тех, кто относился к суфиям с почтением и получил от них огромную пользу.
Свидетельством тому является то, что многие из его учителей были суфиями а некоторые и суфийскими шейхами.

Беглого просмотра биографий самых известных учителей Байхаки хватает, чтобы убедиться в этом.
Абу Абдуррахман ас-Суллами (325  412 годы по хиджре).

Великий ученый-хадисовед (мухаддис) и суфийский шейх.

Аль-Хаким сказал про него: «Если Абу Абдурахман не является одним из будала (одним из любимцев Аллаха), то тогда на земле нет вообще любимца (вали) Аллаха!».

Говорят, количество его трудов достигло тысячи томов. До наших дней дошла лишь малая часть его книг. Среди известных его книг - Тафсир Корана и книга биографий суфиев.

Абу Мухаммад Абдулла ибн Юсуф аль-Асбахани (315-409 годы по хиджре).
Он являлся известным ученым-мухаддисом и суфийским шейхом. Доктор Нажм Абдурахман Халф в книге, посвященной биографии аль-Байхаки, которая так и называется «Аль-имаму аль-Байхаки», причисляет этого суфийского шейха к учителям, от которых аль-Байхаки приводит много хадисов.
Он пишет: «Аль-Байхаки встретил его в Найсабуре в самом начале приобретения знаний. Это было в 400 году по хиджре. Он долгое время обучался у него и он получил много пользы от его знаний и праведности». 

Абу ат-Таййиб ас-Салюки (? – 404 годы по хиджре).
Его прозвали «солнцем Ислама» за знания и деяния. Некоторые ученые считали его обновителем религии в четвертом веке.

Он воспитывался и обучался знаниям у своего отца, который также был крупнейшим ученым Шариата. Поэтому аль-Хаким говорит про него: «Муфтий Нейсабура и сын муфтия Нейсабура. Из всех ученых, которых я встречал, он был наиболее пишущим...»

Также Хаким говорил: «Некоторые из моих учителей говорили – если хочешь узнать, кто является  благороднейшим человеком, сыном благороднейшего человека - пусть посмотрит на Сахл бин Абу Сахла».

Его отец был также известным суфийским шейхом и, несомненно, он получил пользу как от его знаний, так и от его праведности.

Можно было бы привести еще много биографий учителей, друзей и учеников аль-Байхаки, которые были суфиями, но, думаю, и этого хватит, чтобы убедиться в том, что он брал пользу от суфиев и считал суфизм истиной. Подтверждения тому можно найти и в книгах аль-Байхаки.

В книге «Манакибу аш-Шафии» он приводит некоторые высказывания аш-Шафии с критикой суфизма и далее разъясняет: «Я же говорю: он имеет в виду тех, кто вошел в суфизм и довольствовался лишь именем и внешней формой без истинной сути суфизма. Они уклоняются от работы и возлагают свои проблемы на мусульман, и не думают о них, и не исполняют обязанности по отношению к ним, и не приобретают знания, и не занимаются поклонением подобающим образом. Подобных суфиев аш-Шафии описал таким образом: «Не будет суфий суфием, пока не соберется в нем четыре качества: леность,  обжорство,  сонливость, назойливость».

Здесь он критикует тех, кто обладает подобными качествами. Что же касается истинных суфиев, которые искренни  в уповании на Аллаха и в следовании адабам Шариата, будь то в поклонении Аллаху или же в отношениях с людьми - то было рассказано от него, что он дружил с такими суфиями и получил от них пользу».

Многие заблудшие приводят эти цитаты Имама аш-Шафии из книги аль-Байхаки о критике лжесуфизма, желая представить дело таким образом, будто бы аш-Шафии был противником суфизма. Но то ли они преднамеренно, то ли по незнанию забывают о трех вещах.

Первое – они забывают привести вместе с цитатами о будто бы критике суфизма его же слова о том, что он дружил с суфиями и получил от них пользу.

Второе – они забывают привести разъяснение аль-Байхаки к этим словам, которое мы привели выше. А ведь аль-Байхаки, который, как никто другой, знал жизнь аш-Шафии, прекрасно разъяснил суть этих высказываний и мы поняли, что они не имеют отношения к истинным суфиям.

Третье – они не задумываются о том, от кого же приводит аль-Байхаки эти цитаты аш-Шафии? А ведь эти цитаты он приводит от Абу Абдурахмана ас-Сулами и Абу Абдулла аль-Хакима, которые сами были суфиями. Один из них, то есть Абу Абдурахман ас-Сулами, был даже суфийским шейхом и его краткую биографию мы привели чуть выше. 

Любой здравомыслящий человек согласится с разъяснением аль-Байхаки о том, как именно аш-Шафии относился к суфизму. Кто же утверждает обратное - тот всего лишь выдает желаемое за действительное. Этот момент - если будет на то воля Аллаха! - мы рассмотрим более подробно в отдельной статье, где расскажем об отношении Имама аш-Шафии к суфизму. Цель же этой статьи - показать отношение аль-Байхаки к суфизму, что мы и сделали.

Аль-Байхаки покинул этот мир 10 числа месяца Джамаду ль-ула 458 года и похоронен на своей родине в Байхаке.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.