Вероубеждение имама Абу Ханифы

1 Август 2015
1763

Вопрос: Правда ли, что имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) придавал телесность Аллаху?

Ответ: Нет, не правда. Конечно, существует множество статей, в которых клевещут на имама, приписывают ему убеждения антропоморфистов (придающих телесность Всевышнему), однако это чудовищная ложь о великом ученом.

Подобные убеждения приписывается таким личностям по невежеству, а также в личных интересах и в защиту вероубеждения каких-то сект.

А что же пишется в книгах самого имама? Имам категорически отрицал придание телесности Всевышнему. А как же иначе, ведь ни в Коране, ни в сунне, ни в утверждениях истинных ученых-богословов ахлу-сунны нет сравнения Аллаха с творением, и нет приписывания тела Ему!

Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) сказал:

وصفاتُهُ كلُها بخلافِ صفاتِ المخلوقينَ، يعلمُ لا كعلمِنا، يَقْدِرُ لا كقدرَتِنا، يَرَى لا كرؤيَتِنا، يتكلمُ لا ككلامِنا، ويسمعُ لا كسمعِنا. نحنُ نتكلمُ بالآلاتِ والحروفِ، واللهُ تعالى يتكلمُ بلا حروفٍ ولا آلةٍ. والحروفُ مخلوقةٌ، وكلامُ اللهِ تعالى غيرُ مخلوقٍ، وهو شىءٌ لا كالأشياءِ[6]، ومعنى الشىءِ إثباتُهُ بلا جسمٍ ولا جوهرٍ ولا عَرَضٍ، ولا حدَّ لهُ، ولا ضدَّ لهُ، ولا ندَّ له، ولا مِثلَ لهُ. ولهُ يدٌ ووجهٌ ونفسٌ كما ذكرَهُ اللهُ تعالى في القرءانِ، فما ذكرَهُ اللهُ تعالى في القرءانِ، منْ ذكرِ الوجهِ واليدِ والنفسِ فهو لهُ صفةٌ بلا كيفٍ

«Его (Аллаха) атрибуты все отличаются от творений (от атрибутов творений). Он знает, но не как мы, Он Мощен, но не таким образом, как мы, Он видит, но не как мы, Он говорит, но не как мы... Он не как другие (творения Его). Он не имеет телесности, не является материей, не является объемом и не имеет ограничения, нет Ему подобного, и нет у Него сотоварища. Ему присущи «ваджх», «йад», «нафс», как Всевышний упомянул об этом в Коране, однако то, что пришло в Коране насчет «ваджх», «йад» и «нафс» – это Его атрибуты без придания формы и представления…» (см. в книге «Фикх аль-акбар», 2 стр.). То есть, читая эти аяты об атрибутах Аллаха, запрещено представлять или уподоблять эти атрибуты чему-либо или кому-либо. Истинный смысл их знает только Всевышний Аллах.

Также шейх Мулла Али аль-Кари (да смилуется над ним Аллах) подтверждает в своей книге «Шарх аля Фикх аль-Акбар» (стр. 65), что имам не придавал телесности Всевышнему и отрицал антропоформизм.

Так, имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) сказал:

وليس قرب الله تعالى ولا بعده من طريق طول المسافة وقصرها، ولكن على معنى الكرامة والهوان.

والمطيع قريب منه بلا كيف، والعاصي بعيد عنه بلا كيف

«Приближение и отдаление Аллаха не является изменением расстояния – его длины и краткости (то есть Его приближение и отдаление не является физическим перемещением Его Самого). Однако это имеет смысл почтения (то есть приближение к Аллаху) и унижения (отдаление от Аллаха), то есть подчиняющийся Ему близок к Нему без представления и формы, а грешник отдален от Него без формы и представления….» (книга «Фикх аль-Акбар»).

Итак, мы видим, что имам не придавал места, сторон и тела Всевышнему. А толкование истинного смысла тех упомянутых иносказательных аятов, имам препоручал Аллаху (тафвид аль-маани) и ни в коем случае не понимал буквально, а те, кто утверждают обратное, клевещут на имама.

Ибн Ахмад

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.