Громкое чтение азкаров после джамаат-намаза

21 Ноябрь 2015
3540

В некоторых мечетях возникают разногласия насчёт чтения азкаров после намаза. Особенно это проявляется, когда кто-то опаздывает на основной джамаат и решает самостоятельно совершить второй джамаат. Вопрос, конечно, можно решить мирно, если обе стороны будут читать с умеренной громкостью, не мешая друг другу. Но когда кто-то переходить грань, конфликт неизбежен, особенно когда по разным сторонам баррикад оказываются прихожане разного возраста. Из-за этого появляется третий тип людей, которые вообще игнорируют громкое чтение азкаров намаза, особенно в мечети.

Ибну Хаджар аль-Хайтами в своей книге Тухфат-уль-мухтадж пишет об этом следующее:

Совершающему намаз или другому человеку не следует читать вслух, если это мешает спящему или человеку, совершающему намаз. Следовательно, это является нежелательным (караха), как об этом приводится в Мзаджму'е имама Ан-Навави и в его книге фетв – Аль-Фатава.  

А в своей книге Аль-Фатава аль-кубрах Ибну Хаджар более детально разбирает это вопрос:

Спросили [Ибну Хаджра], да будут полезными для нас его знания:

1. Как будет предпочтительнее, читать Азкары и ду'а вслух или про себя?

2. Как читал пророк (мир ему и благословение)?

3. Когда читают вслух в мечети и там присутствуют люди, совершающие намаз, которым это мешает, запрещается ли в таком случае читать вслух или нет?

На это он ответил следующими словами:

1. Сунной в чтении большинства ду'а и азкаров является чтение про себя. В своей книге Шарх-уль-'Убаб я об этом написал следующее:

«Желательно читать ду'а и Азкары про себя, а Азкары намаза читают вслух после салама имама, чтобы маъмумов научить этим азкарам, а когда они все выучат эти Азкары, их тоже читают про себя».

В своей книге  ар-Равза имам Ан-Навави пишет, что желательно однозначно читать азкары вслух. Но это не берется во внимание, потому что в Маджму'е (автор: Ан-Навави) и в других книгах больших ученых мазхаба приводится мнение, что в основе сунной является читать про себя. Исходя из этого, сказал Аз-Заркаши: «Сунной во всех азкарах является читать про себя, кроме тальбията, кунута (дуа Аллагьуммагьдина), такбира обоих 'идов, слов, которые говорит человек, когда увидел ни'мат, и такбира, который читают после чтения сур, начиная с суры Аз-Зуха до конца Курана. Также исключением являются слова, которые читают на рынке, то есть Ла иляhа илля Ллаh ваhдаhу, а также чтение азкаров когда поднимаются на возвышенность и спускаются с нее».

Также Аль-Азру'и говорит: «Имам Аш-Шафи'и (да смилуется над ним Аллах) считал, что решение хадисов о громком чтении относится именно, к тому человеку, который хочет этим чтением научить других».

2. По мнению Аль-Мутавали и других ученых, при чтении зикра для джамаата всегда желательно повышать голос, как того требует ясный (захир) смысл хадисов.

То есть, согласно этим хадисам, громкое чтение зикра, когда люди заканчивали фарз-намазы, практиковалось во времена пророка, (мир ему и благословение). Далее он сказал: «На самом деле в применении этого решения к тому, что указал Имам Аш-Шафи'и (да будет доволен им Аллах) (решение хадисов о громком чтении относится именно, к тому человеку, который хочет этим чтением научить других) имеется определенное исключение, то есть то, что указал Имам Аш-Шафи'и относится к ограниченному джамаату. А что касается мечети, которая расположена, например, на улице, то её это указание не касается. Потому что в такую мечеть может зайти любой человек, который там раньше не присутствовал, подобно мечети пророка (мир ему и благословение), в которую заходили и местные и бедуины. В таком случае становится ясным, что в таких мечетях желательно читать азкары все время вслух, чтобы научить и тех, кто там раньше не присутствовал.

А в своей книге Аль-Умм доводом на желательность чтения про себя Имам Аш-Шафии приводит аят: «Не читай свой салят громко». Однако этот аят был ниспослан о чтении ду'а, как это приводится в сборниках хадисов обоих Имамов – Бухари и Муслима. В большинстве версий тех хадисов, которые указывают на чтение вслух, не упоминаются тахлил и такбир после намаза, а те хадисы, которые указывают на это, отнесли к тому случаю, когда это делается с целью научить маъмумов.

А что касается слов Аль-Азру'и, то они тоже входят в то же самое указание Имама Аш-Шафи'и на громкое чтение с целью научить маъмумов. Однако из того, что сказал Аль-Азру'и, также вытекает, что достаточно даже предположения о присутствии того, кого можно научить. А вот от Имама Аш-Шафи'и передается, что необходимо точно знать о присутствии. А имам Аз-Заркаши ясно указывает на то, что первое мнение (достаточно даже предположения) – это и есть мнение му'тамад, то есть, мнение на которое опираются. Более того, он (Аз-Заркаши) считает, что условием, требующим желательности чтения вслух, является желание получить таъмин на свой ду'а, следовательно, он будет читать вслух, пока не будет знать, что никто не говорит амин на его ду'а (конец текста из Шарх-уль-'убаб).

3. А громкое чтение в присутствии, например, человека совершающего намаз или спящего - нежелательно (караха), как об этом приводится в Маджму'е и в других книгах. Может быть, это и считается нежелательным в случае отсутствия большого вреда, а в противном случае это будет запрещенным (харам).

А Аллах, пречист Он и Всевышен, лучше знает истину.

В итоге, основой в чтении азкаров и ду'а является чтение про себя, кроме случаев, перечисленных выше.

Во времена пророка (мир ему и благословение) практиковалось громкое чтение Азкаров после намаза;

Читать Азкары, ду'а и Коран вслух, если это мешает совершающему намаз или спящему человеку, - является нежелательным (караха), а если из-за этого будет большой вред (например, молящемуся из-за этого приходиться повторять чтение некоторых молитв и т.п.), тогда это следует считать харамом - запрещенным.

А Аллах знает лучше!

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.