Ислам

8 Ноябрь 2013
13161
Вторая основа религии Всевышнего Аллаха

Слово "Ислам" в широком смысле означает истинную религию, включающую в себя все шесть основ веры (имана), пять столпов Ислама и целиком Шариат, то есть Законы Божьи. А в более узком смысле под словом "Ислам" подразумевается соблюдение его пяти основ, о которых мы расскажем ниже.

Ислам основан на следующих пяти столпах:

1. Произнесение формулы «шахада».

2. Совершение ежедневного пятикратного намаза.

3. Выплата закята.

4. Соблюдение поста в месяце Рамазан.

5. Совершение паломничества (хаджа) к Каабе, которая находится в городе Мекке, для тех, кто в состоянии осилить дорогу.

Далее мы более подробно разъясним суть каждого из этих пяти столпов Ислама.

Свидетельство единобожия – шахада

Первым столпом Ислама является произнесение шахады со знанием и осознанием ее смысла. Ислам целиком основывается на этой формуле Единобожия. Шахада является свидетельствованием о Единственности Аллаха и истинности пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение):

«Ашхаду – я свидетельствую, зная, будучи абсолютно убежденным, алля иляха – что нет ничего достойного поклонения, илляллах – кроме одного Единственного Бога – Аллаха. Ва ашхаду – я, так же зная и будучи абсолютно убежденным, свидетельствую, анна Мухаммадан – что поистине Мухаммад (мир ему и благословение), расулюллах – Посланник Аллаха, посланный Им ко всему человечеству, чтобы научить их истинной религии».

Первая часть шахады, то есть выражение «Ашхаду алля иляха илляллах», содержит в себе всю информацию, касающуюся веры в Аллаха. В нее входят все двадцать обязательно присущих Всевышнему Аллаху атрибутов (сыфатов), сто Его прекраснейших имен-эпитетов, а также убеждение, что только Он обладает всеми безграничными совершенствами, поэтому только Он достоин поклонения и, лишь Ему необходимо поклоняться, то есть только Его предписания мы должны соблюдать. Всевышний Аллах чист от всех недостойных и не присущих Ему качеств.

В действительности описать всю ценность шахады невозможно. В одном из хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) приводятся слова Всевышнего Аллаха, обращенные к пророку Мусе: «О Муса! Если на одну чашу весов положить семь небес и земель, а на другую выражение «Ля иляха илляллах», то последнее перевесит».

Вторая часть шахады«ва ашхаду анна Мухаммадан расулюллах» – включает в себя признание языком и подтверждение сердцем истинности всего, что довел до людей Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) от Всевышнего Аллаха. То есть истинность всего, что имеет отношение к шести столпам веры, пяти столпам Ислама, а также истинность содержимого Корана и хадисов. Следовательно, вера не считается действительной без убежденности во второй части шахады. Поэтому если кто-либо, желающий принять Ислам, искренне произнесет шахаду, то он становится мусульманином.

Совершенство веры заключается в признании ее столпов языком, в подтверждении сказанного сердцем, в выполнении богослужения телом (совершение намаза, соблюдение поста и т. д.) и в следовании Сунне Пророка (мир ему и благословение).

Кто явно отказывается произнести шахаду языком, тот неверующий (кафир). Кто произносит шахаду языком, но не признает ее сердцем, тот лицемер (мунафик), и они вечно пребудут в Аду, если искренне не покаются и не примут веру до ухода из этого мира. Истинно верующий мусульманин обязательно, без всякого сомнения, должен верить во все столпы веры. Кто не выполняет возложенные Аллахом обязанности, хотя и верит, тот нечестивец (фасик), а кто не следует Сунне, тот заблуждающийся сторонник нововведений (мубтади‘). Они обязаны скорее покаяться и возместить пропущенные ими обязанности.

О Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) родился в городе Мекке. Его отца звали Абдуллах, а мать – Аминат. Отец Пророка (мир ему и благословение) умер еще до его рождения, когда Аминат носила Мухаммада (мир ему и благословение) в своем чреве. Мать Пророка (мир ему и благословение) умерла, когда ему было шесть лет. Кормилицей Пророка (мир ему и благословение) была женщина по имени Халимат. После смерти родителей Мухаммада (мир ему и благословение) воспитывал его дедушка Абдуль-Мутталиб. Когда ему исполнилось восемь лет, умер и дедушка, после чего Мухаммада (мир ему и благословение) опекал его дядя Абу Талиб. Еще с детства он отличался прекрасным характером и чистотой нравов, за всю свою жизнь он никогда не говорил ничего кроме истины и правды.

Когда ему было сорок лет, Всевышний Аллах послал его в качестве последнего Посланника и Пророка (мир ему и благословение) ко всем народам, джиннам и даже ангелам. Всевышний одарил его множеством чудес (му‘джизатов), которые подтверждают для людей его пророчество. Среди них были и следующие: раскалывание луны на две части; свидетельство младенцев, животных и неодушевленных предметов о том, что он является Посланником Аллаха (мир ему и благословение); истечение между его пальцами воды, достаточной для всего войска и т. д.

Из всех чудес, дарованных ему, самым великим и ярким чудом является высокочтимый Коран. Всевышний по частям ниспосылал Коран через ангела Джабраила двадцать три года, в течение которых Пророк (мир ему и благословение) также призывал людей к Единобожию, то есть к истинной вере – Ислам. Долгое время язычники, лицемеры, иудеи и христиане разными методами оказывали противодействие истинной религии, которую он распространял. Однако Пророк (мир ему и благословение) и его сподвижники проявляли терпение ради религии Аллаха. Вначале Ислам стал господствующей религией на Аравийском полуострове, а впоследствии постепенно стал распространяться во всех уголках земного шара. Умер благословенный Пророк (мир ему и благословение) в возрасте шестидесяти трех лет, целиком и полностью выполнив возложенную на него пророческую миссию и доводя до людей все, что было указано ему Всевышним Аллахом. Похоронен он в лучезарном городе Медине.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является наилучшим творением Всевышнего Аллаха. Любовь к нему – это установленная Аллахом обязанность для всего человечества. Он является завершающим звеном в пророческой цепи, и после него не будет более посланников с новой религией, отменяющей его религию, вплоть до Конца Света.

Некоторые особенности и превосходства, дарованные Всевышним только Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение)

Он является последним Пророком (мир ему и благословение), после него не будет другого пророка. Всевышний Аллах отправил его Посланником не только к человечеству, но и к джиннам и ангелам. Его Шариат предписан для всего человечества и всех мест до наступления Судного дня, он отменяет шариаты всех предыдущих пророков. Он является самым любимым творением Аллаха, избранным из всего человечества и самым лучшим из всего сотворенного рабом Аллаха. Коран – самое большое чудо, дарованное Всевышним, был ниспослан именно ему и никому иному. Всевышний также вознес его на небеса (Ми‘радж), тем самым, оказав ему особую честь и выделив его среди остальных пророков. Его община последователей является самой дорогой для Аллаха, самой почитаемой, самой справедливой и самой большой общиной. Всевышний сделал каждый его поступок, каждое слово примером подражания для всего человечества. В Судный день Всевышний одарит его самым большим правом заступничества (шафаат), одарит его специальным местом под названием «Макамун махмуд», где его будут восхвалять все творения, ему предназначен в Раю особый уровень, называемый «аль-Василат», который Всевышний дает только одному из рабов. В Судный день все пророки соберутся под его знаменем. В Раю есть источник, созданный только для него, в котором вода белее молока и запах ее благоуханнее миска. А тот, кто выпьет из этого источника, не испытает жажды никогда. Всевышний Аллах благословляет десять раз того, кто один раз благословил его. Всевышний сделал мечетью для его общины весь земной шар, и Он одарил ее облегчениями, которых не давал предыдущим общинам. В Судный день он первым встанет из могилы и первым вступит в Рай.

Родословная Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является потомком пророка Исмаила, сына пророка Ибрахима, мир им. Он происходил из арабского племени Курайш, из рода Хашима. Все его предки были высоконравственными людьми, рожденными в законном браке, и пользовались среди остальных арабов большим авторитетом и высоким положением. Всевышний уберег его род от прелюбодеяния и подобных порочных поступков.

Предками Пророка (мир ему и благословение) по отцовской линии являются: Абдуллах, ‘Абдуль-Мутталиб, Хашим, ‘Абду-Манаф, Кусайй, Килаб, Муррат, Ка‘аб, Луайй, Галиб, Фихр, Малик, Назар, Кинанат, Хузаймат, Мудрикат, Ильяс, Myзар, Низар, Му‘адд, ‘Аднан.

Родословная ‘Аднана восходит к пророку Исмаилу, сыну пророка Ибрахима, мир им. Однако никому не известно доподлинно, сколько поколений отделяют ‘Аднана от Исмаила и как звали предков ‘Аднана.

По материнской стороне предками Пророка (мир ему и благословение) являлись: Амина, Вахб, ‘Абду-Манаф, Зухрат, Килаб. Килаб был общим предком родителей Пророка (мир ему и благословение), следовательно, далее все предки у них общие.

У отца Пророка (мир ему и благословение) было двенадцать братьев и шесть сестер, из них Ислам приняли трое: ‘Аббас, Хамзат и Сафийат, да будет доволен ими Аллах!

Дети Пророка (мир ему и благословение)

У Пророка (мир ему и благословение) было семеро детей: четыре дочери и трое сыновей. Дочерей Пророка (мир ему и благословение) звали: Зайнаб, Умму Кульсум, Рукийат и Фатимат.

Сыновья Пророка (мир ему и благословение): Касим, Абдуллах и Ибрахим.

Всех детей, кроме Ибрахима, Пророку (мир ему и благословение) родила Хадиджат, а матерью Ибрахима была Марият. Потомство Пророка (мир ему и благословение) осталось только от его дочери Фатимат, точнее, от ее сыновей Хасана и Хусейна. Его потомки живут и в наше время.

Жены Пророка (мир ему и благословение) – матери правоверных

Всего Пророк (да благословит его Аллах и при-ветствует) вступил в брак с четырнадцатью женщинами. Все они являются матерями правоверных, об этом говорится в Священном Коране, и мы должны любить и уважать их даже больше, чем родных матерей. Первый раз Пророк (мир ему и благословение) женился в возрасте 25 лет на Хадиджат. Она первой из женщин приняла Ислам и является госпожой всех женщин. После смерти Хадиджат Пророк (мир ему и благословение) взял в жены в Мекке Савдат и ‘Аишат. В Медине он женился на Хафсат, Умму Сальмат, Умму Хабибат, Джувайрият, Сафийат, Зайнаб, дочери Хузаймата, Маймунат, Райханат, Хавлат, Зайнаб, дочери Джахша, и Марият, да будет доволен ими всеми Аллах!

Халифы Пророка (мир ему и благословение)

Наиболее высокочтимыми среди сподвижников Пророка (мир ему и благословение) являются Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али. Они впоследствии, в перечисленном порядке, стали халифами-наместниками Пророка (мир ему и благословение), то есть правителями мусульман.

Сподвижников Пророка (мир ему и благословение), которым еще при жизни была сообщена радостная весть о даровании им Всевышним Рая, десять: четыре вышеназванных праведных халифа, Са‘аду, Са‘ид, Абу ‘Убайдат, ‘Абдуррахман бин ‘Авф, Тальхат и Зубайр, а также жены Пророка (мир ему и благословение), его внуки Хасан и Хусейн, и некоторые другие сподвижники, да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах!

Совершение пятикратного намаза

Намаз – это особый вид поклонения Всевышнему Аллаху, который состоит из определенных выражений и действий. Он начинается с намерения и завершается произнесением заключительного приветствия – «Саляма».

Важность и значимость намаза

Намаз является опорой мусульманской религии и деянием, за которое человек будет спрошен в Судный день в первую очередь. Всевышний Аллах обещал одарить Раем Своего раба, в совершенстве выполняющего обязательный намаз, соблюдая все его условия и обязанности. Человеку, даже если он болен и не может встать, пока он находится в сознании, не разрешается оставлять намаз, кроме женщины, находящейся в периоде менструации или послеродового очищения. Некоторые ученые-богословы утверждают, что грех за невыполнение намаза больше, нежели за убийство человека. Родители обязаны обучать своих детей совершению намаза, начиная с семилетнего возраста. Намаз, совершенный полноценно, оберегает человека от всех порицаемых и недостойных поступков.

Человеку, совершающему намаз, необходимо знать, что намаз имеет определенные условия (шуруты) и обязательные составные части – столпы (арканы). Если не соблюдается хоть одно из условий или один из столпов намаза, то он считается недействительным, и намаз, совершенный подобным образом, необходимо возместить.

Условия намаза

Условиями намаза называются определенные дейст-вия, которые необходимо соблюдать еще до вступления в намаз, а также во время его совершения. Поэтому каждому мусульманину необходимо знать и соблюдать пять следующих условий намаза:

1. Находиться в состоянии ритуальной чистоты.

2. Тело, одежда и место, на котором совершается намаз, должны быть чистыми от нечистот.

3. Следует укрывать части тела (‘аврат), которые, согласно Шариату, должны быть укрыты.

4. Совершать каждый намаз в определенный для него промежуток времени.

5. Совершать намаз, обратившись лицом в сторону Каабы (т. е. Кибла).

Первое условие

Нахождение в состоянии ритуальной чистоты. Причина, нарушившая ритуальную чистоту, называется хадасом. Хадас бывает большим и малым. При большом хадасе необходимо совершить полное омовение тела (гусль), а при малом – частичное омовение тела (вузуъ).

Условия частичного и полного омовений

Следует отметить, что при выполнении частичного и полного омовений также необходимо соблюдать следующие условия:

1. Исповедание Ислама.

2. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды.

3. Вода должна обтекать все моющиеся части тела.

4. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые изменяют цвет, вкус, запах чистой воды.

5. Отсутствие на моющихся частях тела какого-либо изолятора (лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с тем или иным омываемым участком тела.

6. Необходимо осознавать обязательность данного омовения.

7. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными (арканами), а какие желательными (сунна).

8. Для женщин обязательно очищение от менструаций и послеродовых выделений.

9. Совершение частичного омовения только после наступления времени намаза. Данное условие относится только к больным, которые страдают беспрерывным недержанием мочи, газов, кала, в том числе и к женщине, находящейся в состоянии истихазы.

Таким больным также не следует забывать, что одежда, включая нижнее белье, должна быть чистой, и для каждого обязательного намаза они должны выполнить отдельное омовение. Состояние человека, который находится в таких обстоятельствах, называется постоянным малым хадасом.

Частичное омовение нарушают следующие четыре обстоятельства:

1. Выход чего-либо из переднего или заднего проходов (кроме спермы).

2. Прикосновение к коже чело-века противоположного пола старше 6 лет без изолятора. Здесь не учитываются близкие родственники (махрам), с которыми согласно Шариату нельзя вступать в брак.

3. Потеря рассудка, сознания и наступление сна.

4. Прикосновение ладонью к человеческим половым органам, своим или чужим, или кольцу анального прохода без изолятора, независимо от возраста и пола.

Состояние человека, который находится в одном из этих названных обстоятельств, называется малым хадасом. От малого хадаса очищаются путем совершения частичного омовения.

Обязательных действий частичного омовения тела шесть:

1. Намерение. Например: «Я намерился выполнить обязанности омовения». Оно обязательно должно быть выражено сердцем одновременно с мытьем лица, но желательно его произнести и вслух.

2. Полное мытье лица.

3. Мытье рук от кончиков пальцев до локтей включительно.

4. Протирание части головы.

5. Мытье ног, включая щиколотки.

6. Выполнение этих обязательных пунктов омовения в строго названной последовательности.

При нарушении частичного омовения тела запрещается совершать намаз, таваф (обхождение вокруг Каабы), прикасаться к Корану (можно читать, не дотрагиваясь до него) и носить его.

Полное омовение тела необходимо выполнить в следующих случаях:

1. После выделения спермы.

2. После полового акта, даже если не было выделения спермы. Половым актом, согласно Шариату, считается проникновение головки полового органа во влагалище.

3. После смерти.

4. После прекращения менструальных выделений.

5. По завершении послеродовых выделений.

6. После родов или выкидыша, даже если не было никаких выделений.

Состояние того, кто находится в одном из этих названных выше обстоятельств, называется большим хадасом. От большого хадаса, как мы уже упомянули, очищаются путем совершения полного омовения.

Обязательных действий полного омовения два:

1. Намерение. Оно совершается сердцем, мысленно. Однако желательно его произнесение вслух. Намерение делается одновременно с началом мытья тела: «Я намереваюсь совершить обязательное полное омовение ради Аллаха».

2. Промывание всех наружных частей тела, кожи и волос независимо от их густоты. Вода обязательно должна обтекать все тело полностью.

Человек, которому необходимо выполнить купание по причине названных выше первого или второго обстоятельства, называется джунуб. Джунубу запрещено все, что запрещено делать при нарушении частичного омовения, а также чтение Корана вслух и шепотом (даже не трогая его) и пребывание в мечети.

А женщине, находящейся в состоянии менструации или послеродовых выделений, запрещено все, что запрещено делать джунубу, и, кроме того, соблюдать пост, вступать в половые отношения, разрешать мужу дотрагиваться и наслаждаться теми частями тела, что находятся между пупком и коленями включительно, и самой дотрагиваться до мужа этими частями тела до выполнения обязательного купания. Однако по прекращении выделений запрет на соблюдение поста снимается, даже если она еще не искупалась.

Второе условие намаза:

Человеку, совершающему намаз, необходимо знать, что его тело, одежда и место, на котором совершается намаз, должны быть чистыми. Нечистотами, согласно Шариату, являются: кровь, гной, сукровица (жидкость желтоватого цвета, смешанная с кровью, а также гнойная кровянистая жидкость, вытекающая из нарывов, язв), рвота, алкоголь, моча, кал, мазью (почти прозрачная слизистая жидкость, выделяющаяся из полового органа при возбуждении), вадью (густая белая жидкость, иногда выделяющаяся после мочеиспускания или вследствие поднятия тяжести), собака, свинья, труп животного, его кости и шерсть. Не считаются нечистотами мертвые рыбы, саранча и человек.

Все, что отделяется от живого животного, рассматривается как мертвое, исключением являются волосы, шерсть, перья, слюна и пот животных, мясо которых можно употреблять в пищу, а также слюна и пот других живых животных, кроме собаки, свиньи и всего, что рождается у них. Отделенная кошачья шерсть – нечистая. Шерсть, отделенная от живых животных, мясо которых можно употребить в пищу является чистой, а если от такого животного отделилась конечность (лапа) и оно осталось живым, то эта конечность – наджаса.

Живые животные (кроме собаки, свиньи и всего, что от них рождается) все чистые.

Очищая место, загрязненное нечистотами, вначале необходимо удалить их и затем промыть это место чистой водой до исчезновения вкуса, цвета, запаха этих нечистот.

Для совершения частичного омовения, полного омовения и удаления нечистоты необходима чистая и пригодная для этих целей вода, а если нет такой воды, то совершают таяммум чистой землей.

Третье условие:

Укрытие тела, как это предписано Шариатом. Для мужчины в течение всего намаза обязательно должна быть закрытой часть тела от пупка до колен включительно. Если во время различных движений в намазе, хотя бя немного обнажится тело ниже пупка или выше колен, то намаз считается недействительным.

У женщины должно быть закрыто все тело, кроме лица и кистей рук. Если во время намаза будет виден хоть один волос, или шея, или грудь, или ноги, или рука чуть выше запястья, то намаз не принимается.

Четвертое условие:

Обращение лицом в сторону Каабы, которая находится в городе Мекке. Направление, в котором находится Кааба, называется Киблой. В течение всего намаза совершающий его должен быть направлен в сторону Киблы. В какой стороне находится Кибла, необходимо уточнить у имама близлежащей мечети или других знающих лиц.

Пятое условие:

Знание времени совершения намаза. Ежедневно мусульманам необходимо совершать по пять намазов: утренний, полуденный, послеполуденный, вечерний и ночной. У каждого из них есть определенное для него время, начало и конец этого времени необходимо узнать из соответствующих календарей. Если кто-либо совершил намаз даже за мгновение до наступления его времени, то его намаз считается недействительным. А если кто-то не совершил намаз в течение времени, определенного для него, то ему необходимо возместить этот намаз.

Ракааты намазов

Основную структурную единицу намаза, его повторяющуюся часть называют ракаатом (циклом). Каждый намаз имеет определенное количество ракаатов. Утренний намаз состоит из двух ракаатов, полуденный, послеполуденный и ночной – из четырех ракаатов, а вечерний – из трех ракаатов.

Обязательные составные части (арканы) намаза

Арканами намаза называются его обязательные составные части, поэтому без выполнения хоть одного из них намаз считается недействительным. Их всего тринадцать:

1. Намерение. Начиная намаз, обязательно сделать намерение сердцем (мысленно) о выполнении соответствующего намаза, однако произнести сначала намерение языком является сунной. Например: «Я намерился (лась) выполнять своевременный обязательный (фарз) полуденный намаз ради Аллаhа». Намерение делается во время произнесения вступительного такбира, то есть слов: «Аллаhу акбар» (Аллаh Велик).

2. Произнесение такбира: «Аллаhу акбар» для вступления в намаз, соблюдая как положено все правила произношения и не изменяя при этом ни одной буквы: произнося как положено долгие и краткие гласные, одинарные и удвоенные согласные, а также не прибавляя и не убавляя ни одной буквы.

3. Стояние выпрямившись. Это условие касается только тех, кто физически может стоять. Если человек не может стоять во время совершения намаза или же ему очень трудно это делать, то он выполняет его наклонившись. Если и так не может, то сидя, а если не может выполнить и сидя, то намаз совершается лежа. Тот, кто имеет подобные уважительные причины, должен спросить об этом у имама или ученого-богослова.

4. Чтение суры «Аль-Фатиха». Ее обязательно читать так, чтобы сам слышал чтение. Также обязательно соблюдать все правила чтения (таджвид) и произносить буквы без искажений: произносить как положено долгие и краткие гласные, одинарные и удвоенные согласные, не прибавлять и не убавлять ни одной буквы. Чтению суры «Аль-Фатиха» необходимо учиться непосредственно из уст компетентного учителя.

5. Совершение поясного поклона (руку‘) так, чтобы ладони обеих рук упирались в чашки колен. В этой позе обязательно нужно задержаться на некоторое время (минимум на время, достаточное для произнесения слов: «Субханаллаh»). При этом поклон не должен быть совершенным с другой целью, кроме как для исполнения элемента намаза.

6. Выпрямление после поясного поклона (и‘тидаль) в исходное положение стоя и задержка в этой позе на некоторое время. При этом намерение должно заключаться в выпрямлении только для выполнения элемента намаза.

7. Совершение дважды земного поклона (суджуд), прижавшись лбом к полу (коврику), и задержка в этом положении на некоторое время. Между лбом и полом не должно быть никаких преград, например, волос, головного убора, платка и т. п. Пола должны касаться ладони обеих рук, колени, нижняя часть пальцев ног (пальцы направлены в сторону Киблы) и хотя бы часть лба (при этом вес головы давит на лоб). Таз должен быть выше плеч, и земной поклон не должен быть совершен, кроме как для исполнения элемента намаза.

8. Сидение между двумя земными поклонами, выпрямив при этом туловище, и задержка в такой позе на некоторое время. Намерение должно заключаться в поднятии с земного поклона и сидении только для намаза, без иных целей.

9. Сидение для чтения последнего «Ташаhhуда» («Ат-Тахийят»), выпрямив при этом туловище, и нахождение в этой позе до конца чтения обязательного «Ташаhhуда». Сидение опять-таки должно быть совершено только для исполнения составной части намаза.

10. Чтение в последнем ракаате намаза обязатель-ного «Ташаhhуда» с соблюдением всех правил чтения и произношения звуков: произнося как положено долгие и краткие гласные, одинарные и удвоенные согласные, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы. Чтению «Ташаhhуда» также необходимо научиться у компетентного учителя.

11. Чтение «Салавата» Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) после последнего «Ташаhhуда», также соблюдая все правила произношения.

12. Произнесение заключительного «Саляма» один раз словами: «Ас-Саляму ‘аляйкум».

13. Соблюдение последовательности исполнения вышеуказанных двенадцати арканов.

Обстоятельства, нарушающие намаз

Необходимо знать следующие обстоятельства, нарушающие намаз:

1. Невыполнение хотя бы одной обязательной составной части намаза (рукн) или одного его условия (шарт).

2. Произнесение посторонних двух букв или одной буквы, имеющей определенный смысл, если только это не является молитвой, аятом Корана или поминанием Аллаха.

3. При множестве посторонних, нехарактерных для намаза движений (например, три подряд лишних движения рукой или ногой нарушают намаз).

4. Выполнение резких, грубых движений (например, прыжок).

5. При одном игровом движении (например, показать кому-то язык или подмигнуть) или если из-за смеха, плача или же стона выразились две буквы.

6. При проглатывании чего-либо (включая мокроту, находящуюся во рту и остатки пищи), кроме слюны.

7. При нарушении омовения.

8. При изменении намерения намаза или при возникновении сомнений в намерении.

9. При нарушении порядка исполнения арканов намаза.

10. Если повернулся спиной или боком к Каабе.

11. При вероотступничестве.

Все вышеперечисленные пункты, касающиеся намаза и частичного омовения, являются их обязательными составными частями. Следовательно, если не исполнить даже один из них, то намаз считается недействительным, и такой намаз необходимо возместить. Поэтому в первую очередь необходимо изучать и выполнять эти обязательные элементы намаза. Помимо этого намаз и омовение имеют еще много желательных действий и молитв, которые соблюдал наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Их называют суннами. Без исполнения желательных действий намаз принимается, однако такой человек не получит полного вознаграждения за намаз, также не получит заступничества (шафаат) Пророка (мир ему и благословение) и высоких степеней в Раю. Поэтому не следует ограничиваться только выполнением обязательных составных частей намаза, необходимо выучить и стараться соблюдать и сунну Пророка (мир ему и благословение), следуя ему во всем. Также необходимо выучить и совершать намазы-сунна, выполняемые в течение суток.

При совершении намаза необходимо стараться постоянно находиться в состоянии хузура, то есть всегда в мыслях и в сердце поминая Аллаха, в смиренности, с пониманием смысла читаемых молитв, осознавая, что вы стоите перед Ним, как будто вы видите Его, и, не забывая, что Он всегда видит и слышит вас. Ведь это и является душой намаза.

Выплата закята

Третьим столпом Ислама является выплата закята. Закятом называется определенная часть имущества, выплачиваемая в пользу бедных и нуждающихся. Выплата закята доставляет радость и утешение бедным, укрепляет узы братства и любви между различными категориями людей, способствует тому, чтобы все люди жили в достатке и благополучии, избавляет человека от скупости, на его имущество нисходит благодать Всевышнего, и оно приумножается и очищается.

Золото, серебро человека, который не выплачивал закят с них, в Судный день бросают в огонь и накаляют подобно тому, как накаляют железо, и прикладывают к его лицу, лбу, к бокам, спине и таким образом мучают его. А скот, с которого он не выплатил закят, в Судный день превращают в самых больших животных, которые топчут его копытами, бодают и колют рогами и доставляют ему сильные муки до тех пор, пока Всевышний не начнет отчитывать Свои творения. Имущество, с которого человек не выплачивал закят, превращается в больших ядовитых змей, которые обвиваются вокруг его шеи. Так говорят Коран и хадисы. В хадисе также сказано, что основой всех смут (фитна) является невыплата закята.

Поэтому люди, которые занимаются торговлей, выращиванием пшеницы, кукурузы, овса и других злаковых культур или культивацией винограда, обменом валюты, хранят дома золото или серебро, должны узнавать, какую долю с этого имущества необходимо им выплатить. Также необходимо знать виды скота, с которых выделяется закят, и категории людей, которые, согласно Шариату, получают закят. Выплата одного рубля в качестве обязательного закята лучше, чем добровольная раздача (садака) золота величиной с гор. Однако за желательную милостыню (садака) также предусмотрено неописуемое воздаяние, поэтому после того, как выплатили обязательный закят, необходимо стараться по мере возможности делать и добровольные пожертвования.

Соблюдение поста

Четвертым столпом Ислама является соблюдение поста в месяце Рамазан. Пост, согласно Шариату, – это воздержание в течение светового дня, то есть от рассвета до заката солнца, от всего того, что нарушает его. Пост нарушают, к примеру, прием пищи и питья, половые отношения, рвота, попадание внутрь человека чего-либо видимого и т. п.

Соблюдение поста оберегает человека от грехов, приучает к богослужению, способствует противостоянию страстям и похоти, приносит пользу для здоровья: лечит болезни, очищает организм и выводит шлаки, а также содействует развитию у человека чувства жалости и сострадания по отношению к бедным. Одному лишь Аллаху известно, какое вознаграждение ждет постящегося человека. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что у Рая есть особые врата, которые называются «ар-Раян», через которые в Рай войдут только постящиеся. И они непременно увидят Всевышнего Аллаха в награду за соблюдение поста.

Если человек пропустит один обязательный пост, не имея на то шариатской причины, то вред, который тем самым он нанесет себе, он не в состоянии возместить, даже если будет поститься в течение всей жизни. Помимо обязательного поста в месяце Рамазан, существуют и желательные для соблюдения поста месяцы и дни, за которое предусмотрено особое вознаграждение от Всевышнего Аллаха. Также у поста есть действия, являющиеся суннами и адабами, и если стараться усердно соблюдать их, то за это тоже Всевышний одарит мусульман благим воздаянием. Об этих постах и действиях необходимо узнавать у богословов и из ученых книг и нужно всячески стараться соблюдать их.

Человек, который постится, должен уделять особое внимание остережению от грехов своих глаз, ушей, языка и других органов тела. Если не оберегать части тела от запретного, то мы не получим за пост вознаграждения, хотя обязанность по посту считается выполненной.

Совершение хаджа

Пятым столпом Ислама является совершение паломничества (хаджа) при наличии возможности (материальной, физической, а также безопасной дороги). Согласно Шариату, хадж означает намерение посетить высокочтимую Каабу, которая находится в городе Мекке, с целью совершения специальных богослужений, связанных с определенными условиями и правилами.

Хадж также имеет огромное значение для мусульман, как в этом мире, так и в мире вечном. Хадж улучшает физическое состояние человека, воспитывает в нем щедрость, помогает почувствовать равенство всех рабов перед Аллахом, напоминает о Судном дне, укрепляет узы братства между мусульманами и сплачивает их, способствует их единству. Хадж напоминает нам об истории пророков и их сподвижников, предоставляет возможность посещать многие святыни (зияраты) Ислама, очищает сердце и душу человека. Он содержит в себе много других явных и скрытых благ. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто, имея возможность, не совершил хадж, пусть умирает, если захочет, христианином или же иудеем». Поэтому человек, имеющий возможность совершить хадж, должен выучить правила его выполнения и поскорее, не откладывая, постараться совершить его.

Неисполнение этого основополагающего минимума требований Ислама свидетельствует о слабости веры человека. Те, кто не соблюдают этот минимум (даже один из этих столпов), будут очень строго наказаны в Вечной жизни, если не покаются, не возместят пропущенные обязанности и не будут прощены Всевышним Аллахом. Тот, кто отрицает необходимость соблюдения этого минимума или хотя бы одного из столпов Ислама, становится неверующим.

Помимо вышеназванных пяти столпов, в Исламе также имеется множество других обязанностей, которые необходимо соблюдать каждому человеку. Например: почитание родителей, поддержание теплых отношений с родственниками, соблюдение обязанностей и правил приличия по отношению к соседям, проявление уважения к старшим по возрасту, проявление милосердия и сострадания к младшим и т. п. Величина вознаграждения, предназначенного для мусульманина за исполнение этих предписаний, зависит от искренности, тщательности и усердия, проявляемых при их выполнении.

Также существуют запреты Ислама, например, запрет на совершение таких тяжких грехов, как убийство человека, прелюбодеяние, воровство, употребление спиртных напитков, наркотиков, ростовщичество, сплетни, злословие, наговор, зависть, вражда, причинение вреда окружающим языком или же физически, притеснение слабых, присвоение или употребление чужого запретного имущества и т. п. От таких деяний человеку необходимо отдаляться, а также покаяться в ранее совершенных, ибо, если Всевышний Аллах не простит его, то его ожидает суровое и невыносимое наказание в Вечной жизни. Да убережет нас Всевышний Аллах от этого! Аминь!

Основы религии и жизнеописание Пророка Мухаммада

Иман

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.