Доводы о необходимости иметь духовного наставника

22 Июнь 2009 920

Тарикат, тасаввуф, суфизм (Tarikat, tasavvuf, sufizm)1. Мы видим, что человек при болезни нуждается в лекаре. Все люди (кроме пророков) подвержены таким болезням сердца, как например, зависть, совершение деяний напоказ, любовь к мирскому, гордыня и т. п. Для излечения от подобных пороков необходим духовный наставник – устаз.

2. Мы видим плоды дерева выросшего на поле без ухода, и плоды, выросшие на дереве в ухоженном саду. Человек, старающийся совершенствоваться самостоятельно, подобен плодоносящему дереву, растущему на поле без чьего-либо ухода.

3. Ни один ученый-алим, мастер не стал таковым без поддержки другого. Аллах создал человека нуждающимся в другом. С рождения человек нуждается в помощи родителей затем, начиная с детского садика, школы, института – всегда человек нуждается в воспитателе и учителе. Как же может человек обойтись без помощи другого на пути духовного совершенствования?!

4. Для человека, желающего идти куда-либо, куда путь долгий и лежит через лес, который имеет много ответвлений, сбивающие человека, пути, полный хищников и змей, то для безопасности и достижения цели ему необходим проводник. Путь же к Аллаху является самым трудным, так как с совершеннолетия мы постоянно подвергаемся испытаниям. Шариат – это тоже путь, рассчитанный на всех людей, находящихся на Земле. На этом пути есть очень много опасностей и соблазна, сбивающих людей с истинного пути Аллаха. Самый большой враг – это нафс человека, его эго; также сатана, названный в Коране и в хадисах врагом, не отступающим ни на миг; и люди, вводящие других в заблуждение; соблазнительная красота бренного мира. Эти враги стараются ввести нас в заблуждение в течение всего нашего жизненного пути. Разумный человек не скажет, что идущему по этому пути не нужен проводник.

Доводы из Корана и хадисов

Доводов, указывающих на необходимость духовного наставника, в Коране, в хадисах и в трудах имамов имеется очень много.

Например, в Коране есть аят со следующим смыслом: «О вы, которые уверовали! Будьте c богобоязненными, праведными людьми!» (сура «ат-Тавба», аят 119). Также Всевышний Аллах говорит (смысл): «…следуй путем тех, кто обратился ко Мне, уверовал в Единобожие…» (сура «Лукман», аят 15); «…будь верен душой в дружбе и мире с теми, кто поклоняется Аллаху Единому утром и вечером, стремятся к Его благоволению…» (сура «аль-Кахф», аят 28).

Есть еще много хадисов, призывающих к дружбе с благочестивыми людьми. Например: «Человек бывает в религии своего друга» (Абу Давуд, ат-Тирмизи). Абу Я‘ла по достоверной цепочке передает: «О, Посланник Аллаха, с кем нам лучше всего пребывать?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «С тем, при виде которого вы вспоминаете Аллаха». Все четыре имама в своих книгах пишут, что иметь устаза обязаны все: мужчины, женщины, алимы, невежды, свободные и рабы. Кроме этого есть еще очень много доводов, которые указывают на необходимость иметь духовного наставника. («Хакаик ‘ани-ттасаввуф», с. 41-75).

Более того, со времен прихода Ислама и до сегодняшнего дня люди нуждались в алимах, дающих пояснения по основам религии. Также люди нуждаются и в духовных наставниках, воспитывающих их в духе Ихсана, ведь каждый человек нуждается в посреднике. Всевышний отправил Джабраила с откровением (вахью) к Мухаммаду (мир ему и благословение), а сподвижники нуждались в Пророке (мир ему и благословение), табиины – в сподвижниках. Ведь Всевышний мог ниспослать Коран и прямо без посредника, мог и без посредничества Пророка (мир ему и благословение) пояснить сподвижникам Коран и Шариат, и без сподвижников довести их до табиинов. Как же можно отрицать необходимость посредничества, установленного самим Всевышним?!

Коран и хадисы можно сравнить с аптекой, полной лекарств. А что случится, если каждый больной, войдя в эту аптеку, исходя из своего понимания, выберет и примет лекарства? Подобно тому, как врач назначает лечение по состоянию больного, так и мусульманин нуждается в лекаре, который лечит человека по Корану и хадисам.

Человек, имеющий устаза, любит своего наставника, и эта любовь по цепочке доходит до Пророка (мир ему и благословение). Человек в Судный день встанет вместе с тем, кого он любил. Так говорится в хадисе. Также мюрид каждый день выполняет задания устаза (зикру, салават, истихфар). Есть и такой хадис, что небольшие деяния, выполняемые регулярно, более любимы для Аллаха, нежели большие, которые выполняются лишь периодически.

Человек, имеющий устаза, больше других поминает Аллаха, читает cалават Пророку (мир ему и благословение), раскаивается. О пользе этих дел есть аяты Корана и достоверные хадисы, если написать об их пользе, то получится целая книга. Последователь духовного наставника часто поминает праведных людей, а при их поминании нисходит милость Аллаха. Так говорит Суфьян бин Уяйнат.

Из книги «Основы религии и жизнеописание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.