Достоинства религиозных ученых

19 Январь 2010
10727

Достоинства религиозных ученыхСамыми почитаемыми и достойными перед Богом, а также перед остальными людьми были пророки, которые становились такими благодаря знаниям, дарованным им Всевышним, о чем сказано в Коране. Пророки получали знания непосредственно от Аллаха без стараний и учебы. О достоинстве ученых и их приближенности к Аллаху много сказано в высокочтимом Коране и в благородных хадисах Пророка Мухаммада (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам).

Аллах в Коране  говорит:

﴿قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لا يَعْلَمُون ﴾ سورة الزمر : الاية 9

[Смысл]: «Скажи: “Разве одинаковы перед Аллахом те, которые знают, и те, которые не знают?!». Согласно этому аяту уровень обладателей религиозных наук несравненно выше тех, кто несведущ в вопросах религии.

В Коране говорится:

﴿شَهِدَ اللهُ أَنَّهُ لا إِلَهَ إِلَّا هُوَ وَالْمَلَائِكَةُ وَأُولُو الْعِلْمِ قَائِمًا بِالْقِسْطِ﴾ سورة آل عمران الاية 1

 [Смысл]: «Аллах извещает и разъясняет, приводя доводы и доказательства, что нет никого [ничего], достойного поклонения, кроме Него, ангелы и обладатели  истинных знаний покорно соглашаются, будучи стойкими в этом».  Аллах, хвала Ему, в первую очередь после  Себя  назвал ангелов, а затем - обладающих знанием, которых Он призвал засвидетельствовать, что Он является единственным Богом.

Аллах  в Коране говорит:

﴿ولوْ ردُّوه إلىَ الرَّسولِ وإلى أُولي الأَمر منهمْ لعلِمهُ الذينَ يستنبطونهَ منهم﴾ سورة النساء الاية 83     

[Смысл]: «А если бы вы, когда приходит весть о каком-то случае, оставляли бы его на усмотрение Посланника и обладателей знаний из вас, вникающих в их суть, то они разъяснили бы вам из нее, что вам нужно».

Решение о возникающих вопросах Аллах возложил на ученых, вникающих в знания, ниспосланные пророкам, и уподобил их уровень уровню пророков в доведении до людей велений Аллаха.

Для доказательства достоинств праведных ученых, богословов и всех, кто обладает знаниями в религии, кроме аятов, часть которых мы привели здесь, есть еще очень много хадисов  и преданий сподвижников и последующих праведников.

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам)  говорил:

 (العلماءُ وَرَثةُ الأنبياءِ)

«Ученые-алимы – наследники пророков».

Как известно, наследником человека становится самый ему близкий. Пророки оставляют в наследство не богатство, а полезные знания, опыт и работу, которую они выполняли, то есть наставление людей на путь истины с чистым намерением. Согласно этому хадису, эту работу и должны выполнять ученые, которые после пророков являются самыми почетными и заслуживающими уважения рабами Аллаха.

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам)  сказал:

(يستغفر للعالم ما في السمواتِ و الأرضِ)

«За прощения грехов ученого просят все на небесах и на земле». Это очень высокая степень для человека.

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:

(أفضلُ الناسِ المؤمن العالمُ الذي إنْ احتيجَ إليه نفع, و إنْ استغنيَ عنه أعنى نفسهُ)

«Лучший из людей – правоверный ученый, который помогает тем, кто нуждается, а с теми, кто не нуждается, ведет себя пристойно и непритязательно, довольствуясь имеющимся».

Он (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:

(أقربُ الناسِ من درجة النبوّة أهل العلم و الجِهادِ. أماّ أهلُ العلم فدلّو الناسَ على ما جاءَت به الرُسُلُ, و أمّا أهلُ الجِهادِ فجَهادوا بأَسيافهمْ على ما جاءَتْ بهِ الرُسُلُ)

«Из людей наиболее близки к степени пророчества ученые и борцы за веру. Что касается ученых, то они наставляют людей на то, с чем пришли посланники Божьи, а что касается борцов за веру, то они защищают то, с чем пришли посланники Божьи».

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам)  говорил:

(يبعث الله سبحانه العبادَ يومَ القيامة ثمّ يبعثُ العلماءَ ثمَ يقول: يا معشر العلماء اني لم أضعْ علمى فيكم إلاّ لعلمى بكم, و لمْ أضعْ علمى فيكم لأعذبكم, اذهبوا فقد غفرتُ لكم)

«Аллах воскресит в Судный день усердно поклонявшихся, потом воскресит ученых, а затем скажет: "О, ученые, Я вложил в вас знание только потому, что знал вас, и не вносил Своего знания в вас, чтобы наказывать вас! Ступайте в Рай, Я уже простил вас».

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам)  сказал:

(ما عبدَ الله تعالى بشيءِ أفضل من فقهٍ في الدين, و فقيهٌ واحدٌ أشدّ على الشيطانِ من ألفِ عابدٍ, و لكلّ شيءٍ عمادٌ و عمادٌ هذا الدين الفقهُ)

«Лучшим поклонением Аллаху является поклонение с пониманием религии. Одного знатока религии труднее для шайтана (дьявола) сбить с верного пути, чем тысячу  просто поклоняющихся. У каждой вещи есть опора, и опора этой религии - понимание и знание религии».

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) сказал:

(موتُ قبيلة أيسرُ من موتِ عالم)

«Смерть племени  легче, чем смерть праведного ученого».  Имеется в виду, что из-за смерти ученого люди останутся без учителя, а это приводит к духовной гибели людей.

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам)  говорил:

(العالمُ أمينُ الله سُبحانهُ في الأرضِ) 

«Ученый – доверенный Аллаха на земле».  То есть ученым доверено доведение до людей истинной религии.

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) сказал:

( صنفان من أمّتىِ إذا صلحوا صلح الناس, وإذا فسدوا فسد الناسُ: الأُمراءُ والفقهاءُ)

«Есть два рода людей в моей общине, и если они праведны, то праведны и люди общины, а если они совращаются, то совращаются все люди общины, – это правители и религиозные ученые».

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) сказал по поводу знатоков религии, перед поклоняющимися без  достоверных знаний:

 (فضل العالمِ على العابد كفضلي على أدنى رجُلٍ من أصحابي)

«Преимущество и достоинство ученого (алим) перед абидом – как мое преимущество и достоинство перед наименее авторитетным из моих сподвижников».

Ищущему знания  необходимо обратить внимание на то, как Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) возвышает в этом хадисе ученого-алима. Ведь не было бы самого поклонения без знаний.

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам)  сказал:

( فضل العالمِ على العابد كفضل القمر ليلةَ البدر على سائر الكواكبِ)  

«Достоинство ученого перед поклоняющимся подобно достоинству луны в ночь полнолуния перед прочими небесными светилами».

В дни полнолуния луна освещает землю, как днем. А свет других планет до земли  и не доходит. Подобно этому ученый  приносит несравненно больше пользы, чем простой поклоняющийся.

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:

(يشفع يومَ القيامة ثلاثةٌ: الأنبياءُ ثمّ العلماءُ ثمّ الشهداءُ)     

«В Судный день право заступничества получат люди трех категорий: пророки, ученые и павшие за веру (шахиды)».

Как же велика степень ученых, следующая сразу за степенью пророчества и находящаяся выше  степени павшего за веру, при всем том, что сказано о достоинстве истинного шахида.

Для подтверждения сказанного можно привести и следующий хадис Пророка (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам):

(بين العالمِ والعابد مائة درجةٍ بين كلّ درجتينِ حضر الجوادِ المضَمّر سبعين سنةً)

«Между ученым (алим) и усердно поклоняющимся (абид)– сто степеней, а между каждыми двумя степенями– путь в семьдесят лет для выезженного коня».

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) также  говорил:

(إنّ الله سبحانه وملائكته وأهل سمواته وأرضه حتى النملة في حفرها وحتى الحوتَ في البحر ليُصلّون على معلمِ الناسِ الخيرَ)

«Воистину, Аллах, Его ангелы и все те, кто населяет Его небеса и землю, даже муравей в своей щели и рыбы в море благословляют того, кто учит людей добру».

Также в хадисе сказано:

(لا حسدَ إلا فى اثنين: رجلُ ﺁتاه الله عزّ و جلّ حكمةً فهو يقضي بها ويعلّمها الناس و رجلٍ ﺁتاهُ اللهُ مالا فسلطه على هلكته فى الخيرِ)

«Можно завидовать лишь двоим: человеку, которому Аллах даровал мудрое знание, опираясь на то, что он судит и учит людей, и человеку, которому Аллах даровал богатство, сделав его расходующим  это богатство  на добрые дела».

Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам)  сказал:

على خلفائى رحمة الله.

«Да смилуется Аллах над моими преемниками!

قيل: ومن خلفاؤك؟

– А кто твои преемники?

قال: الذين يحيونَ سنّتي ويعلمونها عبادَ اللهِ.

Те, которые возрождают мою Сунну и учат ей рабов Аллаха».  Они и есть истинные ученые религии.

Абдуллах Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ученым (алимам) Аллах дает уровень на семьсот степеней выше уровня простых уверовавших, и расстояние между двумя степенями – пятьсот лет пешего пути».

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Кто доведет до людей хадис Пророка(мир ему и благословение Аллаха), за которым они последуют, тот получит вознаграждение, равное награде всех, кто следовал ему».

Некоторые ученые говорят: «Ученые (алимы) – светочи своего времени, каждый из них - светильник своей эпохи, которым освещаются его современники». Аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Если бы не ученые, то люди стали бы подобны скоту». То есть ученые посредством обучения поднимают людей с уровня животного на уровень человека.

Яхья ибн Муаз сказал: «Ученые милосерднее к умме Пророка, чем их отцы и матери». У него спросили: «Как это?». Он ответил: «Потому что отцы и матери беспокоятся об их благополучии  в земной жизни, а ученые-богословы оберегают их от мучений того света (аль-ахира)».

Аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Чернила ученых будут взвешены с кровью павших за веру, и чернила ученых перевесят кровь мучеников». То есть перед Аллахом степень праведных ученых будет выше, чем степень отдавших свою душу ради возвеличивания религии Аллаха.

Абу Бакр аль-Аджури, говоря об ученых, сказал: «Аллах отдавал им предпочтение перед другими верующими всегда и во все времена, Аллах возвышал их посредством знания и украшал их кротостью, с их помощью мы узнаем дозволенное (халал) и запретное (харам), истину и ложь, вредное  и  полезное, прекрасное и безобразное. Их значение огромно. Они являются наследниками пророков. Они станут заступниками за верующих в Судный день после пророков. Общение с ними помогает обрести мудрость, а благодаря их делам беспечные воздерживаются от дурного. Они лучше простых поклоняющихся и выше их по положению. Они благо для людей, их смерть – большая беда. Они напоминают невнимательным и обучают невежественных. Никто не страдает от них, а, напротив, получает пользу. Благодаря их воспитанию люди соревнуются друг с другом в послушании Аллаху, благодаря их добрым проповедям исправляются нерадивые. Все нуждаются в их знаниях. Кто подчинится им, пойдет по правильному пути, а кто ослушается, тот заблуждается. Они подобны светочу для поклоняющихся и маяку, излучающему свет в своей стране, они - опора общины, источник мудрости и причина гнева шайтанов. Благодаря им оживают сердца сбившихся с  истинного пути. Они подобны  путеводным звездам».

Наивысшей ступенью, достигаемой творениями Аллаха, является ступень посланнической миссии и пророчества, посланников же Аллах выбирает из числа людей. И как же не быть наилучшими творениями Аллаха тем, кого Он сделал посредниками между Ним и Его рабами, чтобы им  передать Свои послания, рассказать о Своих заповедях, о том, чем Он бывает доволен и на что гневается, за что дает вознаграждение и за что наказывает. Всевышний особо выделил их, ниспослав им откровение (вахью), избрал их для выполнения посланнической миссии. Он сделал их самыми чистыми,  самыми  высоконравственными,  самыми  совершенными в знаниях и делах, самыми приятными и самыми любимыми и принимаемыми сердцами людей творениями. Он избавил их от всякого позора, недостатков и подлости.

Самыми благородными людьми после пророков Он сделал благочестивых ученых,  которые продолжают их дело. Они дают добрые наставления своим общинам, указывают правильную дорогу заблудшим, исходя из Корана и Сунны. Они обучают незнающих, побуждая к одобряемым Шариатом поступкам и показывая им примеры. Таковыми являются истинные ученые-алимы.

Одно из главных отличий человека от всех других созданий – это способность приобретения знаний. Если не будет знаний, у человека останется лишь простое животное начало. Он потеряет превосходство над животными, более того, может стать даже хуже их.

Знания управляют всем.  Каждый раз, когда возникают разногласия по поводу наличия или отсутствия чего-либо, пригодности или непригодности, пользы или вреда, перевеса или нехватки, совершенства или недостатка, восхваления или порицания - знания дают возможность сделать правильный выбор. Знания нужны для управления государствами, политикой, богатством. Ведь власть, не подкрепленная знаниями, не будет существовать, меч, применяемый без знания - дырокол в руках играющего, а перо, используемое без знания - движение руки забавляющегося.

Люди нуждаются в истинных религиозных ученых больше, чем в еде и питье, и следование за ними является обязанностью каждого человека.

  Зд: мусульманьский ученый - алим, имеющий высокий уровень исламского  образования и ведущий себя в соответствии с этими знаниями.

 ‘Алим – здесь: ученый, который посвятил себя обучению людей шариатским наукам, их наставлению и составлению книг.

 ‘Абид – тот, кто усердствует в поклонении Богу и имеет минимум знания.

 Нельзя путать  с террористами, которые называют себя «шахидами».

 То есть пожелать то, что имеют они, не желая, чтобы Аллах забрал у них это.

 ‘Абдаллах ибн ‘Аббас, или Ибн ‘Аббас (619 – 686 г. по хр. л.) – двоюродный брат Пророка Мухаммада, передал многие его хадисы, известен как толкователь Корана и вопросов права.  

 Аль-Хасан аль-Басри, Абу Саид аль-Хасан ибн Йасар (22 – 111/642 –728)– крупнейший исламский ученый первых веков Ислама.

  Абу Закарийа Яхья ибн Муаз ар-Рази (ум. в 258/871-72) – видный суфий и проповедник из г. Рей.

Омаров.М.А. Каримов.М.О.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.