Учитель должен быть квалифицированным в своем деле, чистым сердцем и языком, отдаленным от хулы, справедливым в религии, наставляющим во всех направлениях, довольным своим материальным состоянием, из почтенного рода и годами старше, чем его ученик. Он не должен быть злым, иметь отношения с правителями и заниматься мирским, отвлекая себя от религиозного.
Муаз ибн Джабал сказал: «Когда алим желает мирского, времяпровождение с ним увеличивает невежество незнающего (джахиля) и прегрешение нечестивого».
Передают от Анаса ибн Малика, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Алимы – доверенные посланников, пока они не связаны с правителями и не гоняться за мирским. А когда они вступят на этот путь и нарушат доверие посланников, вы отдаляйтесь и берегитесь их».
От Джафара аль-Хандави передают, что рассказал Маруф аль-Курхи (да смилуется над ними Аллах): «Когда скончался Абу Юсуф (да смилуется над ним Аллах), я не намеревался идти на его похороны, так как он имел связь с правителями. Потом я заснул, увидел его во сне и спросил: «Что сделал с тобой Всевышний?». Он отвечал, что простил Аллах его.
– За что?
– За мое наставление и проповедь к людям, - сказал он.
Я проснулся и пошел на его похороны».
Обязанности учителя
- Учитель должен почитать и уважать нового ученика, пока тот не привыкнет к новому занятию, так как он подобен дикой птице: она тоже первое время дичится, пока не привыкнет к нежному отношению. Ильм вначале бывает очень трудным, горьким и учителю следует подготовить ученика, изучая его характер. Как сказал наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение): «Ильм-трудное, горькое, делайте его сладким и желанным посредством проявления к ученику мягкости и вежливости».
- Затем учитель должен приступить к объяснению этики поведения ученика, потом начать обучать его, так как обучение невозможно без соблюдения этики. Как говорится, у кого нет адаба (этики), у того нет ильма.
- Знание состояния ученика, каков он в учебе определяет степень его нагрузки. Нельзя перегрузить его, иначе он впадет в отчаяние, последует за услаждением плотских страстей. Тогда будет очень затруднительно обучать такого человека. Также нельзя ставить рядом в обучении способного и отстающего, так как это повлечет за собой халатность в способном и лень в слабом.
- Учителю нельзя обучать человека, который не уважает и не почитает его, так как ильм невозможно получить при отсутствии уважения к учителю. Учитель, долго не обращающий внимания на эти моменты, нанесет вред, потратив напрасно время.
- Речь учителя должна быть ясной, образной и понятной. Он должен искать самый лучший и легкий путь для объяснения урока, разъяснять трудные места, давать полную информацию о предмете и довести до ученика суть темы. Если у учителя нет такого навыка, таких умений, то ученик не получит никакой пользы от занятий.
- Учитель, обучая других, обязан иметь искреннее намерение наставить рабов Аллаха на верный путь. Если Всевышний наставляет человека посредством его усилий, это лучше, чем раздавать милостыню и все имущество этого света. Если исправит учитель своим наставлением грешного раба Аллаха, это угоднее Всевышнему Аллаху, чем поклонение всех людей и джиннов.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), отправляя Муаза в Йемен, сказал: «Наставление Аллахом, благодаря твоему труду одного человека это, для тебя лучше, чем весь свет со всем, что в нем есть».
- Учитель должен разъяснять разные дисциплины на доступном языке ученику, так как сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение): «Общайтесь с людьми на том языке, который им понятен». С обычными людьми тоже подобает вести разговор на понятном, легком им языке.
Родители обязаны находить учителей с такими качествами, и уповая на Аллаха, поручать им своих детей и стараться, чтоб те не оставили его. Так как ильм можно получить только лишь постоянным посещением учителя. Как гласит поговорка: «Тот, кто устоит, удержится (на чем-либо), тот вырастет и получит плоды своего труда». Имам Абу-Ханифа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Я удержался возле моего учителя Хаммада (да смилуется над ним Аллах) и созрел в ильме». Так же как созрели Мухаммад ибн Хусайн Шайбани, Абу Юсуф и Зафар (да смилуется над ними Аллах), так как они удержались возле Абу-Ханифы (да смилуется над ним Аллах).
Искать знания – поклонение
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Лучший из вас тот, кто изучил ильм и обучил ему людей». В хадисе, переданном от Муаза ибн Джабаля говорится: «Изучать ильм ради Всевышнего Аллаха – благой поступок, искать знания – поклонение, учение его – тасбих, проводить исследование в ильме – джихад, обучать ему того человека, который его не знает – милостыня и передавать его людям достойным его – поклонение».
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в другом хадисе сказал: «Того, кто познал, изучил ильм, следовал за ним и обучил ему других, называют в небесном мире великим».
Хорошим учителем является тот, кто:
– не ждет материального вознаграждения, стесняясь Создателя.
– Приближает к себе бедного ученика и вежлив с ним.
– Прост в общении с учениками, не проявляя гордости и высокомерия.
Не кидайте жемчуг собакам
Кто занялся ильмом, тот взял на себя ответственность изучения и преподавания, а также соблюдения этики и обязанностей. Учитель должен начать с самого необходимого для ученика на этом свете и в мире ином. Так как обучение подобно строительству и реставрации дома, ведь строитель начинает восстановление дома с испорченного места. Так и учитель должен начать обучение ученика с незнакомой для него отрасли науки.
Обучать ильму стоит лишь тех, кто достоин его. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Не кидайте жемчуг собакам». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в другом хадисе сказал: «Не надевайте драгоценности на свиней». Ильм лучше, чем драгоценности, а тот, кто не любит его, хуже, чем свинья.
Акрамат (да будет доволен им Аллах) сказал, что ильм имеет цену. Его спросили, какова его цена? Он ответил: «Передать его тому, кто осилит его и не потеряет».
Сокрытие знаний
Не подобает алиму скрывать ильм от достойных людей. Так как обучение ильму недостойных его людей является утратой его, а скрывать его от достойных его людей является притеснением (зульм), и за каждое сокрытие будет учинен допрос в День Суда.
Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
وَإِذْ أَخَذَ اللَّهُ مِيثَاقَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ لَتُبَيِّنُنَّهُ لِلنَّاسِ وَلَا تَكْتُمُونَهُ
(смысл): «Ты расскажи им, Мухаммад, что Всевышний Аллах заключил договор с теми, кому было дано знание Таврата, чтоб они обучали этому людей и не скрывали» (сура «Али-Имран», аят 187).
В другом аяте Аллах говорит:
وَإِنَّ فَرِيقًا مِنْهُمْ لَيَكْتُمُونَ الْحَقَّ وَهُمْ يَعْلَمُونَ
(смысл): «И одна группа из людей Писания скрывает истину о том, что в действительности Бог один и Пророк Мухаммад Его посланник, хотя они точно знали об этом» (сура «Аль-бакара», аят 146).
В этих аятах Всевышний объясняет запретность сокрытия от людей знаний. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «На того, кто знает и скрывает ильм, в Судный День надевают огненную уздечку». В другом хадисе говорится: «Алима наказывают в День суда за то, что он скрывал свои знания. Невежду наказывают за то, что молчал, соглашался со своим невежеством».
Не дозволяется алиму молчать, не распространять ильм, а невежде мириться со своим невежеством. Ведь Аллах повелел джахилю спрашивать знающих о том, чего он не знает.
فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
(смысл): «Вы спрашивайте знающих людей, если не знаете» (сура «Ан-Нахль», аят43).
А алиму повелел встретить вежливым ответом:
وَأَمَّا السَّائِلَ فَلَا تَنْهَرْ
(смысл): «Вы не отказывайте спрашивающему» (сура «Аз-Зуха», аят 10).
Самоуверенность и отчаяние – две крайности
Ты не рассказывай джахилю о легкости исполнения каких-либо обязанностей в религии, а то он будет слишком уверен в том, что можно избежать наказания Аллаха и не будет совершать благие поступки, а также обращать внимание на проступки. Ведь ты же знаешь, что желание прощения грехов подобно желанию нанятого рабочего, которому за починку инструмента обещана определенная плата. А он, вместо того, чтобы починить, поломал и ждал зарплату, надеясь на то, что хозяин благородный, щедрый. Что увидит разумный человек в этом ожидании - желание возможного или самообман?
И не рассказывай джахилю то, что может привести его к самоуверенности или, наоборот, к отчаянию и дальнейшему впадению в неверие. В хадисе, переданном от Али (да будет Аллах доволен им), говорится: «Наставляющий алим тот, кто не приводит людей к отчаянию от невозможности милости Всевышнего и не уверяющий их от обмана Аллаха».
Также не подобает учителю затягивать урок, это может надоесть. Услышанное от других следует передать, не добавляя и не убавляя ничего. Так как предать человека в ильме (в информации) хуже, чем предать его в материальном. Не подобает рассказывать людям все, что услышал, не проверив подлинность информации. Вдруг это неправда и в результате можно попасть в смуту (или придется взять на себя ответственность и ответить за переданную сплетню). Тот, кто передает ильм понаслышке, не проверив подлинность его, рассказывает что попало, попадет в ад без всякого допроса.