Качества, которыми должен обладать учитель

24 Октябрь 2009

Качества, которыми должен обладать учительУчитель должен быть квалифицированным в своем деле, чистым сердцем и языком, отдаленным от хулы, справедливым в религии, наставляющим во всех направлениях, довольным своим материальным состоянием, из почтенного рода и годами старше, чем его ученик. Он не должен быть злым, иметь отношения с правителями и заниматься мирским, отвлекая себя от религиозного.

Муаз ибн Джабал сказал: «Когда алим желает мирского, времяпровождение с ним увеличивает невежество незнающего (джахиля) и прегрешение нечестивого».

Передают от Анаса ибн Малика, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Алимы – доверенные посланников, пока  они не связаны с правителями и не гоняться за мирским.  А когда они вступят на этот путь и нарушат доверие посланников, вы отдаляйтесь и берегитесь их».

От Джафара аль-Хандави передают, что рассказал Маруф аль-Курхи (да смилуется над ними Аллах): «Когда скончался Абу Юсуф (да смилуется над ним Аллах), я не намеревался идти на его похороны, так как он имел связь с правителями. Потом я заснул, увидел его во сне и спросил: «Что сделал с тобой Всевышний?». Он отвечал, что простил Аллах его.

– За что?

– За мое наставление и проповедь к людям, - сказал он.

Я проснулся и пошел на его похороны».

Обязанности учителя

  1. Учитель должен почитать и уважать нового ученика, пока тот не привыкнет к новому занятию, так как он подобен дикой птице: она тоже первое время дичится, пока не привыкнет к нежному отношению. Ильм вначале бывает очень трудным, горьким и учителю следует подготовить ученика, изучая его характер. Как сказал наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение): «Ильм-трудное, горькое, делайте его сладким и желанным посредством проявления к ученику мягкости и вежливости».
  2. Затем учитель должен приступить к объяснению этики поведения ученика, потом начать обучать его, так как обучение невозможно без соблюдения этики. Как говорится, у кого нет адаба (этики), у того нет ильма.
  3. Знание состояния ученика, каков  он в учебе  определяет степень его нагрузки. Нельзя перегрузить его, иначе он впадет в отчаяние, последует за услаждением плотских страстей. Тогда будет очень затруднительно обучать такого человека. Также нельзя ставить рядом в обучении способного и отстающего, так как это повлечет за собой халатность в способном  и лень в слабом.
  4. Учителю нельзя обучать человека, который не уважает и не почитает  его, так как ильм невозможно получить при отсутствии уважения к учителю. Учитель, долго не обращающий внимания на эти моменты, нанесет вред, потратив напрасно время.
  5. Речь учителя должна быть ясной, образной и понятной. Он должен искать самый лучший и легкий путь для объяснения урока, разъяснять трудные места, давать полную информацию о предмете и довести до ученика суть темы. Если у учителя нет такого навыка, таких умений, то ученик не получит никакой пользы от занятий.
  6. Учитель, обучая других, обязан иметь искреннее намерение наставить рабов Аллаха на верный путь. Если Всевышний наставляет человека посредством его усилий, это лучше, чем раздавать милостыню и все имущество этого света. Если исправит учитель своим наставлением грешного раба Аллаха, это угоднее Всевышнему Аллаху, чем поклонение всех людей и джиннов. 

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), отправляя Муаза в Йемен, сказал: «Наставление Аллахом, благодаря твоему труду одного человека это, для тебя лучше, чем весь свет со всем, что в нем есть».

  1. Учитель должен разъяснять разные дисциплины на доступном языке ученику, так как сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение): «Общайтесь с людьми на том языке, который им понятен». С обычными людьми тоже подобает вести разговор на понятном, легком им языке. 

Родители обязаны находить учителей с такими качествами, и уповая на Аллаха, поручать им своих детей и стараться, чтоб те не оставили его. Так как ильм можно получить только лишь постоянным посещением учителя. Как гласит поговорка: «Тот, кто устоит, удержится (на чем-либо), тот вырастет и получит плоды своего труда». Имам  Абу-Ханифа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Я удержался возле моего учителя Хаммада (да смилуется над ним Аллах) и созрел в ильме». Так же как созрели Мухаммад ибн Хусайн Шайбани, Абу Юсуф и Зафар (да смилуется над ними Аллах), так как они удержались возле Абу-Ханифы (да смилуется над ним Аллах).

Искать знания – поклонение

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Лучший из вас тот, кто изучил ильм и обучил ему людей». В хадисе, переданном от  Муаза ибн Джабаля говорится: «Изучать ильм ради Всевышнего Аллаха – благой поступок, искать знания – поклонение, учение его – тасбих, проводить исследование в ильме – джихад, обучать ему того человека, который его не знает – милостыня и передавать его людям достойным его – поклонение».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в другом хадисе сказал: «Того, кто познал, изучил ильм, следовал за ним и обучил ему других, называют в небесном мире великим».

Хорошим учителем является тот, кто:

– не ждет материального вознаграждения, стесняясь Создателя.

–  Приближает к себе бедного ученика и вежлив с ним.

– Прост в общении с учениками, не проявляя гордости и высокомерия.

Не кидайте жемчуг собакам

Кто занялся ильмом, тот взял на себя ответственность изучения и преподавания, а также соблюдения этики и обязанностей. Учитель должен начать с самого необходимого для ученика на этом свете и в мире ином. Так как обучение подобно строительству и реставрации дома, ведь строитель начинает восстановление дома с испорченного места. Так и учитель должен начать обучение ученика с незнакомой для него отрасли науки.

Обучать ильму стоит лишь тех, кто достоин его. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Не кидайте жемчуг собакам». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в другом хадисе сказал: «Не надевайте драгоценности на свиней». Ильм лучше, чем драгоценности, а тот, кто не любит его, хуже, чем свинья.

Акрамат (да будет доволен им Аллах) сказал, что ильм имеет цену. Его  спросили, какова его цена? Он ответил: «Передать его тому, кто осилит его и не потеряет».

Сокрытие знаний

Не подобает алиму скрывать ильм от достойных людей. Так как обучение ильму недостойных его людей является утратой его, а скрывать его от достойных его людей является притеснением (зульм), и за каждое сокрытие будет учинен допрос в День Суда.

Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:

وَإِذْ أَخَذَ اللَّهُ مِيثَاقَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ لَتُبَيِّنُنَّهُ لِلنَّاسِ وَلَا تَكْتُمُونَهُ

(смысл): «Ты расскажи им, Мухаммад, что  Всевышний Аллах заключил договор с теми, кому было дано знание Таврата, чтоб они обучали этому людей и не скрывали» (сура «Али-Имран», аят 187).

В другом аяте Аллах говорит:

وَإِنَّ فَرِيقًا مِنْهُمْ لَيَكْتُمُونَ الْحَقَّ وَهُمْ يَعْلَمُونَ

(смысл): «И одна группа из людей Писания скрывает истину о том, что в действительности Бог один и Пророк Мухаммад Его посланник, хотя они точно знали об этом» (сура «Аль-бакара», аят 146).

В этих аятах Всевышний объясняет запретность сокрытия от людей знаний.  Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «На того, кто знает и скрывает ильм, в Судный День надевают огненную уздечку». В другом хадисе говорится: «Алима наказывают в День суда за то, что он скрывал свои знания. Невежду наказывают за то, что молчал, соглашался со своим невежеством».

Не дозволяется алиму молчать, не распространять ильм, а невежде мириться со своим невежеством. Ведь Аллах повелел джахилю спрашивать знающих о том, чего он не знает.

فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

(смысл): «Вы спрашивайте знающих людей, если не знаете» (сура «Ан-Нахль», аят43).

А алиму повелел встретить вежливым  ответом:

وَأَمَّا السَّائِلَ فَلَا تَنْهَرْ

(смысл): «Вы не отказывайте спрашивающему» (сура «Аз-Зуха», аят 10).

Самоуверенность и отчаяние – две крайности

Ты не рассказывай джахилю о легкости исполнения каких-либо обязанностей в религии, а то он будет слишком уверен в том, что можно избежать наказания Аллаха и не будет совершать благие поступки, а также обращать внимание на проступки. Ведь ты же знаешь, что желание прощения грехов подобно желанию нанятого рабочего, которому за починку инструмента обещана определенная плата. А он, вместо того, чтобы починить, поломал и ждал зарплату, надеясь на то, что хозяин благородный, щедрый. Что увидит разумный человек в этом ожидании - желание возможного или самообман?

И не рассказывай джахилю то, что может привести его к самоуверенности или, наоборот, к отчаянию и дальнейшему впадению в неверие. В хадисе, переданном от Али (да будет Аллах доволен им), говорится: «Наставляющий алим тот, кто не приводит людей к отчаянию от невозможности милости Всевышнего и не уверяющий их от обмана Аллаха».

Также не подобает учителю затягивать урок, это может надоесть. Услышанное от других следует передать, не добавляя и не убавляя ничего. Так как предать человека в ильме (в информации) хуже, чем предать его в материальном. Не подобает рассказывать людям все, что услышал, не проверив подлинность информации. Вдруг это неправда и в результате можно попасть в смуту (или придется взять на себя ответственность и ответить за переданную сплетню). Тот, кто передает ильм понаслышке, не проверив подлинность его, рассказывает что попало,  попадет в ад без всякого допроса.