Бедняки и нищие, получите свою долю

7 Май 2010
1673

(Мазхаб Абу-Ханифы)

Бедняки и нищие, получите свою долю Всевышний в Коране дал точное предписание, какой категории лиц следует отдавать средства от закята (смысл): «Закят даётся беднякам (факыр) и тем, которые не в состоянии заработать себе на хлеб (мискин); лицам, связанным с работой по сбору закята, и их помощникам, назначенным властями; верным союзникам (вождям, которых нужно привести к согласию в интересах Ислама и для его победы, а также тем, кто призывает к Исламу и увещевает о нём); для освобождения рабов; для освобождения пленников от унижений пребывания в плену; для погашения долгов тех верующих, которые не имеют средств для их уплаты, при условии, что причина долга не связана с каким-либо грехом; тем, кто посвятил себя борьбе и священной войне за веру, для служения Аллаху и распространения Ислама; странствующим (путникам), находящимся вдали от дома. Так предписано Аллахом для блага Своих рабов.

Поистине, Аллах Всевышний – Сведущий, знает все их интересы и мудр в Своих наставлениях!» (сура «Ат-Тавба», аят 60).

1. Упомянутый первым бедняк (факир) – тот, кто испытывает нужду, независимо от заработка. К примеру, он нуждается в доме, одежде. Тому, кто нуждается в приобретении исламских книг, тоже можно выплачивать закят – хотя об этом ему просить нельзя.

2. Те, кто не в состоянии заработать на хлеб (мискин) – это те, в собственности которых ничего нет. Им позволено просить, если они сами не в силах заработать.

3. Лица, связанные с работой по сбору закята, и их помощники, назначенные властями. Это – собирающие закят, они хранят его средства и ведут их учёт. Им выдаётся вознаграждение по степени участия в этом деле – или в среднем, как принято. Если даже тот, кто собирает закят, состоятелен – всё равно он имеет право получать средства из закята.

4. Лица, которые могут придти в Ислам. Эти люди получают закят, по мнению большинства учёных – и оно не отменено. Учёные ханафитского мазхаба утверждают, что решение по выплате закята этой категории отменено по единогласному решению (иджма) сподвижников.

5. Закят получают рабы, которые были отпущены под залог имущества.

6. Те, кто попали в долги. Выдать закят тому, кто имеет долг, не превышающий нисаб (размер имущества, облагаемого закятом) – ценнее, чем выдать его бедняку.

7. Тот, кто выходит на войну для защиты религии Аллаха. Ему выдаётся столько, сколько необходимо – в том числе, и на приобретение оружия и амуниции. Отправляющийся в Хадж также попадает под эту категорию – «на пути Аллаха».

8. Тот, кто вышел в путь и лишился средств, или тот, у кого не осталось средств, чтобы вернуться домой. Ему выдаются из закята средства, достаточные, чтобы добраться до дома. Цель выхода в путь не должна быть греховной, она должна быть дозволенной – к примеру, для поклонения Аллаху, с целью дозволенного заработка, или на дозволенный отдых. Но тому, кто вышел в путь по греховным делам, из закята ничего не выплачивают, пока он не искреннее не раскается.

При выплате закята, можно отдавать средства как одному лицу из вышеперечисленных категорий, так и им всем.

Специалист по мазхабу имама Абу-Ханифы канонического отдела ДУМД

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.