О жизни пророков после смерти

3 Июль 2009 1542
Фетва шейха Юсуфа ад-Дижви Малики

Равза. Пророк Мухаммад (Ravza. Prophet Muhammad)В редакцию журнала "Аль-Азхар" поступил следующий вопрос:

Господин, обладатель достоинства, учитель наш, мухаккык[1], шейх Юсуф ад-Дижви! Есть среди нас группа людей, помешанных фанатиков, которые отрицают жизнь пророков после смерти, опираясь в своем мнении на следующий коранический аят: "Воистину, ты [о, Пророк,] смертен, и они смертны". (Коран, 39:30). Они отвергают следующий хадис: "В жизни моей заключено для вас великое благо: когда совершите вы что-либо [новое], пошлёт вам Аллах решение относительно этого. И когда умру я – будет в смерти моей заключаться для вас великое благо: дела ваши будут представлены мне. И если найду я в делах этих благо – восхвалю Всевышнего Аллаха; если же найду зло в них, то стану просить прощения для вас"

Поэтому мы просим Вас проверить правильность слов этой группы и безмерно благодарим заранее. Мы надеемся, что Вы ответите подробно по этой очень важной теме. Да оставит Аллах Всевышний неизменным Ваш статус меча религии, подавляющего ересь безбожников!

Учитель одной из начальных школ Абдур-Рахман Мухаммад.

Ответ Шейха:

«Нет никаких сомнений в том, что пророки, да будет мир над ними всеми, живы в своих могилах. Ведь они заслуживают этого более, чем шахиды, о которых в Священном Коране сказано следующее:

"И не считай тех, которые погибли на пути Аллаха, мертвыми. Нет, они живы и получают удел у Господа своего" (Коран, 3:169).

Более того, жизнь после смерти подтверждена абсолютно для всех людей, даже неверующих. Об этом говорится в хадисе об убитых в колодце (имам аль-Бухари приводит его в своем сборнике). В достоверных сборниках Сунны (аль-Бухари, Муслим) имеются также хадисы, указывающие на то, что мертвый после своего погребения слышит шум обуви тех, кто сопровождал его погребальные носилки, и что дух [мертвого человека] взывает к тем, кто несет эти носилки. Этот зов слышат все создания, кроме человека; если бы услышал он сей крик, то был бы им оглушен. А в ночь переноса и вознесения (ляйлятуль исра валь миираадж) Посланник Аллаха (мир ему и благословение) видел воочию Пророка Мусу (мир ему) молящимся в могиле своей. Также Пророк видел Мусу (мир им и благословение) на шестом небе: снова и снова возвращался Посланник Аллаха (мир ему и благословение) к Мусе (мир ему) и сообщал ему об очередном уменьшении Аллахом количества ежедневной, предписанной для Уммы, обязательной молитвы. Имам аль-Байхаки, да будет милостив к нему Аллах, написал книгу, посвященную вопросу жизни пророков в могиле. Имам ас-Суюты, да будет милостив к нему Аллах, также составил по этой теме трактат, который назвал "Инбааль азкия би хаятиль анбия". Что же касается слов Всевышнего Аллаха:

"Воистину, ты [о, Пророк,] смертен, и они смертны". (Коран, 39:30), то они имеют следующий смысл:

"Душа твоя (о, Пророк,) покинет тело твое и войдет в другой мир. И не будет она (душа) больше управлять твоим телом. И не распространяются на душу эту законы и правила материального мира".

Таким образом, данный аят никак не указывает на то, что Пророк (мир ему и благословение) мертв, но, напротив, подтверждает жизнь после смерти для всех людей, не говоря уже о пророках. И ничьи сомнения не могут изменить истинный смысл этого аята. Загробная жизнь заключает в себе самые различные ступени, о которых не знает никто, кроме Всевышнего Аллаха. Если направить свой изучающий взор на материальный мир, станет очевидным многообразие степеней и уровней жизни, которыми обладают виды животных. Так, созерцание различных жизненных форм – от низших до самых высших – приведет тебя к ясному пониманию того, что жизнь после смерти, как и наш материальный мир, не менее многообразна и заключает в себе не меньшее количество уровней и ступеней.

Теперь мы расскажем о доказательствах, подтверждающих истинность существования жизни пророков после смерти, и приведем слова ученых по этой теме.

Что касается доводов Священной Книги, то многочисленные аяты, которые указывают на жизнь павших на пути Аллаха (шахидов), в полной мере подтверждают то, что душа человека после смерти его не умирает. По единогласному мнению шейхов (аль-иджма), пророки имеют более высокий статус, чем шахиды. Ибн Хазм Андалуси, да будет милостив к нему Аллах, в книге"Аль-Мухалля"(том 1, стр. 25) после аятов, повествующих о загробной жизни "шахидов", написал следующее:

"Нет никаких разногласий между мусульманскими учеными относительно того, что пророки, да будет мир над ними всеми, обладают более высокой степенью и статусом и более высоким достоинством пред Аллахом, да будет славен Он и велик, чем те, кто стоят ниже пророческой ступени. И кто противоречит сему убеждению – не является мусульманином".

Что же касается доводов Сунны, то здесь также множество доказательств жизни пророков после смерти. К этим доказательствам относится следующий хадис:

"Пророки живы в могилах своих, совершают там "ас-салят".

Данное сообщение от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Всевышний Аллах, с многочисленными "иснадами" приводят Абу Я’ля ("Ал-Муснад", том 6, стр. 147) и имам аль-Байхаки, да будет милостив к ним обоим Всевышний Аллах. Имам аль-Мунави, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, в книге "Шархуль джаамии ссагир" утверждает: "Передатчики данного сообщения – заслуживающие доверия, и аль-Байхаки сделал этот хадис достоверным".

Этот хадис имеет и другие цепочки передач, которые приводит аль-Байхаки в книге "Хаятуль анбия" (стр.15). И если сложить все эти многочисленные цепочки передач, в достоверности его не будет никаких разногласий. Также можно упомянуть хадис о ночном переносе (аль-исра), где говорится о том, как Пророк (мир ему и благословение) видел Мусу (мир ему) стоящим в могиле и исполняющим молитву. Многие имамы и хафизы-мухаддисы указали, что хадисы, повествующие о жизни пророков в могилах, достигли высшей степени достоверности – "таватур" (так, к примеру, это утверждают аль-Куртуби в книге "ат-Тазкира", ибн Кайим в книге "ар-Рух", аль-Хафиз ас-Суюты во многих своих книгах). Имам ас-Суюты, да будет милостив к нему Аллах, пишет в книге "Миркату ссууд": "Хадисы о жизни пророков в могиле достигли степени хадисов-мутаватир". В трактате "Инбауль азкия би хаятиль анбия" он снова заявляет: "О жизни в могиле нашего Пророка и других пророков у нас имеется стопроцентное и несомненное знание, ввиду доказательств, которыми мы обладаем, и по причине наличия хадисов, указывающих на сей факт и достигших наивысшей степени достоверности – "таватур".

Нет никаких разногласий между мусульманскими учеными относительно того, что пророки, да будет мир над ними всеми, обладают более высокой степенью и статусом и более высоким достоинством пред Аллахом, да будет славен Он и велик, чем те, кто стоят ниже пророческой ступени. И кто противоречит сему убеждению – не является мусульманином

В книге "Ар-Рух", цитируя Абу АбдуллАха аль-Куртуби пишется, да будет милостив к нему Аллах: "Существуют достоверные передачи от Пророка (мир ему и благословение), в которых говорится, что тела пророков не подвергаются разложению в земле и что Посланник Аллаха во время "ляйлятуль исра" (ночного перенесения) встречался с пророками (мир им) в "Байтуль макдис" и на небесах. В частности, он встречался с Мусой (мир ему). Пророк (мир ему и благословение) также сообщает о том, что ответит он "салямом" (приветствием) всякому, поприветствовавшему его (салямом) муслиму. Он говорит также и о других вещах, кои в сумме обеспечивают несомненную уверенность в том, что смерть пророков означает лишь сокрытие их, так что мы не можем их видеть, даже если в действительности они живы и обладают бытием. Это подобно тому, как не можем мы видеть очами своими ангелов, в то время как они живы и существуют".

Шейх Мухаммад ас-Сафаарини Ханбали, да будет милостив к нему Аллах, тоже подтвердил истинность слов аль-Куртуби и привел их в своем комментарии к "Акыдату Ахли-с-Сунна". Вот цитата из этой книги: " Абу АбдуЛлах аль-Куртуби сказал: "Наш шейх Ахмад ибн Умар сказал: "Поистине, смерть не означает чистое и совершенное небытие, но является лишь переходом из одного состояния в другое. Об этом свидетельствует тот факт, что "шахиды" после их убийства ликуют, получив благую весть, и получают удел у Господа своего. А сие есть качество живых в нашем мире. И если таково положение тех, кто не является пророком, то пророки (мир им) заслуживают этого состояния (т.е. жизни после смерти) в большей степени. Не говоря уже о том, что существуют достоверные хадисы от Пророка (мир ему и благословение) в которых говорится, что тела пророков не подвергаются разложению в земле и что Посланник Аллаха во время "ляйлятуль исра" (ночное перенесение) встречался с пророками, да будет мир над ними всеми, в "Байтуль макдис" и на небесах. В частности, он встречался с Мусой (мир ему). Пророк (мир ему и благословение) также сообщил о том, что ответит "салямом" (приветствием) всякому поприветствовашему его (салямом) муслиму. Он говорит также и о других вещах, кои в сумме обеспечивают несомненную уверенность в том, что смерть пророков означает лишь сокрытие их, так что мы не можем их видеть, даже если в действительности они живы и обладают бытием. Это подобно тому, как не можем мы видеть очами своими ангелов, в то время как они живы и существуют".

(Затем) он подтверждает слова имамов о том, что хадисы, указывающие на жизнь пророков после смерти, достигли степени хадисов "мутаватир". Хадисы о представлении Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) деяний мусульман, его мольбе о прощении уммы и возвращении им "саляма" тем из мусульман, кто поприветствовал своего Пророка, передаются в 20-ти "иснадах", тогда как хадис о ночном перенесении передают 45 сподвижников, да будет доволен ими всеми Аллах. Так имамы аль-Хаким и аль-Хафиз ас-Суюты доказывают, что хадис о ночном перенесении является хадисом "мутаватир".

Ученые утверждают: "Нет сомнения, что все эти хадисы дают истинное знание о том, что ему, Пророку (мир ему и благословение) дарована постоянная жизнь, ибо является невозможным, чтобы тот, к кому обращаются денно и нощно с приветствием, не существовал. И мы верим, что Пророк (мир ему и благословение) жив, получая удел свой в могиле, и что тело его не подвергается гниению. Единодушное мнение ученых указывает на истинность этого факта. Отдельные ученые к пророкам также добавили "шахидов" и "муаззинов", ведь достоверно известно, что тела многих ученых и шахидов после того, как их находили в земле, не были тронуты гниением. При этом нет сомнения, что пророки достойнее "шахидов" и потому больше заслуживают, чтобы их благородные тела не разлагались".

Что же касается хадиса:

"В жизни моей заключено для вас великое благо: когда совершите вы что-либо [новое], пошлёт вам Аллах решение относительно этого. И когда умру я – будет в смерти моей заключаться для вас великое благо: дела ваши будут представлены мне. И если найду я в делах этих благо – восхвалю Всевышнего Аллаха; если же найду зло в них, то стану просить прощения для вас",

– он является достоверным, и, без сомнений, его можно использовать как довод в нашем и других вопросах. Однако мы все-таки приведем изречения ученых-мухаддисов, касающихся "хукма" этого сообщения. Этот хадис является хадисом-мурсаль[2] с достоверным «иснадом»: шейх ибн Саад в"Ат-Табакат" (том 2, стр. 194) передает его от Бакра ибн АбдуЛлаха аль-Мазани.

Об этом свидетельствуют многие имамы-хафизы. Некоторые мухаддисы утверждают, что этот хадис этот является хорошим ("хасан"), учитывая то, что он "мурсаль". Тут следует отметить, что некоторые ученые оспаривают возможность использовать хадис-мурсаль как довод. Однако от их внимания ускользнул тот факт, что, если хадис-мурсаль приводится также и в другой цепочке передачи (как хадис-мурсаль или как хадис-мавсуль, то есть хадис, "иснад" которого непрерывен), то, даже если этот хадис является слабым ("даиф"), наличие второй цепочки является достаточным основанием для того, чтобы все группы ученых: факихи, мухаддисы и усулии – посчитали такой хадис достоверным. Об этом пишут имам ибн ас-Салах в книге "Улюмуль хадис" (стр. 49), имам ан-Навави в "Ат-Такрииб" и в предисловии к "Шарху сахих Муслим" (том 1, стр 30.), а также в других своих книгах, имам аль-Хафиз ибн Хаджар в книге "ан-Нухба", имам аль-Ираки в "Аль-Альфия", имам ас-Сахави и Шейхуль Ислам Закария аль-Ансари в своих комментариях к этому хадису, имам ас-Суюты в "Аль-Альфии" и комментарии к "Ат-Такрииб" ан-Навави (стр. 96).

Необходимо также знать, что этот хадис приводится с двумя непрерывными цепочками передачи. Один "иснад" (цепочка передачи) его является достоверным, а другой – слабым. Хадис с достоверным "иснадом" передается от АбдуллАха ибн Масуда, да будет доволен им Всевышний Аллах; его приводит имам аль-Баззар в книге "Кяшфуль астар" (том 1, стр. 397). Аш-Шихаб аль-Хафаджи в "Шарху аш-Шифа" пишет о том, что "иснад" хадиса – достоверный ("сахих"). Мулла Али Кари в книге "Шарху аш-шифа" также указывает на достоверность его "иснада".

Что касается другого иснада[3] данного хадиса, то его передают от Анаса ибн Малика, согласно словам имамов ас-Сахави (в книге "Аль-Коулюль Бади") и ас-Суюты (в "Аль-Джамиу Ссагыр", где этот хадис приводится в сокращенном варианте). Если бы даже существовал лишь этот один хадис от Анаса (являющийся, несмотря на слабость "иснада", хадисом-мавсулем), то хадис-мурсаль Бакра ибн АбдуллАха аль-Мазани стал бы, согласно мнению всех ученых, достоверным по причине примыкания к нему хадиса от Анаса ибн Малика с непрерывной цепочкой передачи. О чем еще можно спорить, когда к этим двум хадисам примыкает еще один достоверный хадис-мавсуль от АбдуЛлаха ибн Масуда!

Итак, мы уже достаточно написали, чтобы удовлетворить болтунов нашим ответом и предостеречь людей от их речей и чтобы знали эти смутьяны, в какой серьезной опасности они находятся. Они призывают к адским вратам, и тех, кто ответит на этот зов, сбросят в Огонь, как утверждается в достоверном хадисе.

Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он явил Свою милость и щедрость, и избавил нас от зла этой смуты, и ни на мгновение не оставил нас без Своей помощи, предоставив самим себе».

 

[1] Исследователь вопросов, относящихся к шариатскому знанию

[2] Согласно определению мухаддисов, "мурсаль"- это хадис, в котором передатчик-табиин относит к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, те или иные речи или действия; согласно же определению факихов и ученых основ Шариата, "мурсаль" – это хадис, в "иснаде" которого выпал один или более передатчик

[3] Цепочка передатчиков хадиса

Похожие материалы: 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.