Коллективное поминание Аллаха

25 Июнь 2010 43

Коллективное поминание АллахаПоминание Аллаха в форме (зикр), не противоречащей Шариату, является одним из лучших и величайших поступков. Зикр обладает прекрасным воздействием на воспитание души, способствует успокоению сердца, снисхождению милости и помогает в борьбу с прихотями. И нет разницы между скрытым и громким поминанием чтением сидя или стоя, в уединении или коллективно. Всевышний в Коране говорит:

(Смысл) «Разве не поминанием Аллаха обретают покой сердца уверовавших?» (Сура «ар-Раду», аят 28).

(Смысл) «Поминайте Меня (намаз, тасбих) и Я упомяну вас» (сура «аль-Бакара», аят 152).

В хадисе говорится: «Поистине, находиться в общине людей, поминающих Аллаха от утренней молитвы до восхода солнца, для меня лучше, чем освободить четырёх сынов Исмаила (мир ему). И поистине, находиться в этой общине от времени предзакатной молитвы до захода солнца для меня лучше, чем освобождение четырёх сынов Исмаила (мир ему)» (Абу Дауд)

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Какие бы люди не упомянули Аллаха, их окружат ангелы и покроет их милость Аллаха, и снизойдёт на них спокойствие, и упомянет их Аллах среди тех, кто возле Него» (Муслим, Тирмизи)

Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), передавая слова Всевышнего, сказал: «Всевышний говорит: «Я таков для раба Своего, как он думает обо Мне, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает меня. И если он поминает Меня про себя, то и Я помяну его про Себя, если же он помянет Меня в обществе (людей), то Я помяну его в ещё более лучшем обществе (ангелы)» (Бухари, Муслим и Тирмизи).

Также Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые постоянно находятся в поисках людей, собравшихся для исполнения зикра, а когда они находят их, то обращаются друг к другу: «Идите к тому, кого вы ищете». Они окружают их своими крыльями до самого нижнего неба» и в конце этого хадиса, приводимого имамами аль-Бухари, Муслим и Тирмизи есть слова: «Господь скажет им (ангелам): «Я беру вас в свидетели в том, что Я простил их». И тогда один из ангелов скажет: «Среди них есть человек (грешник) не из их числа, который шёл по своей нужде и сел (к ним)». И Аллах ответит: «Они такие люди, что находящийся вместе с ними не станет несчастным».

Эти достоверные хадисы устанавливают законность коллективного зикра и его достоинство, также утверждают законность и достоинство в отношении громкого зикра.

Если при громком поминании Аллаха есть опасность показухи, создаётся помеха молящемуся, спящему, читающему Коран или занятому изучением наук, то чтение зикра про себя лучше. Но если коллективным зикром можно поспособствовать обучению незнающего, прогнать чувство одиночества и лени, принесению радости в сердце верующего, отстранению кого-либо с новшеством, то в таком случае предпочтение дается громкому зикру. Учёные шафииты и другие посчитали желательным произнесение вслух «амин» после суры «аль-Фатиха», в то время как оно является мольбой. И нет аргумента, утверждающего нежелательность зикра, если отсутствует одна из запрещающих его причин (упомянутые выше) и соблюдены все адабы.

Нужно понимать хадисы о сборе для громкого зикра буквально (захир), не конкретизируя их общий смысл. Достоверно известно от праведных предшественников (саляфу салихин), что они читали зикр не только про себя, но и коллективно. Вместе с этим, не может считаться порицаемым новшеством что-либо только из-за того, что этого не делали саляфы. Не следует опираться на слова тех, кто придерживается жёсткой позиции в отношении этого, даже если таковая принадлежала и великим учёным. Причина жёсткости - это отсутствие преграды для греховного или устранение дозволенности придерживающимся строгого мнения. Оба мнения - крайность, а лучшее - путь середины.

Бухари приводит от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Громкий зикр, когда люди завершали обязательную молитву, имел место во время Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). По нему ибн Аббас узнавал о том, что люди расходятся из мечети (в продолжении хадиса имама Бухари)».

В хадисе от Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен ими Аллах) говорится: «Я спросил: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), какова награда Всевышнего за совместное исполнение зикра?». Он ответил: «Награда за совместное исполнение зикра – Рай» (Этот же хадис приведен у Ахмада ибн Ханбала с хорошим иснадом).

В хадисе от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Если будете проходить мимо райских садов, то заходите туда и наслаждайтесь в них!». Его спросили: «Что это за райские сады?». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) в ответ сказал: «Круги (собравшихся) для поминания Аллаха» (ат-Тирмизи).

Мухаммад Сагитилов.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.