Что толку от деяний без богобоязненности?

2 Июль 2010
2896

Досточтимый шейх Саид-афанди аль-Чиркави.Наши алимы сегодня в полной мере обо всём рассказали. Мне, в общем-то, почти нечего добавить. То, о чём говорил Абдулгафурил Мухаммад, я впервые услышал здесь. До сих пор никто не затрагивал такую тему. Это то, о чём болит моё сердце, то, что является для меня девизом, я говорил об этом и прежде. Что же это, спросите вы. Чтение книг, усердное изучение наук – это не главное. И сегодня впервые об этом было сказано. Диплом, институты, количество пройденных курсов – разве от этого что-то зависит в итоге? Разве об этом спросит ангел Азраил, когда будет забирать душу? Мункар и Накир [1] разве будут спрашивать вас о дипломах? Цель учения в том, чтобы извлечь из него пользу. Даже если ты мало читал, но совершаешь поступки, соответствующие тем малым знаниям, то Аллах и без учебы обогатит тебя новыми познаниями, об этом говорят Коран и хадисы. А если всю жизнь изучать духовные науки, но не совершать соответствующих им деяний, суть этих знаний не будет раскрыта. Стремящийся к знаниям искренне должен попытаться понять их суть.

Богобоязненность.

Мухаммад говорил нам о богобоязненности. Что толку от деяний без богобоязненности? Но чтобы она появилась, нужны средства, вызывающие её. Средством же для появления богобоязненности служит тарикат. Человек не может стать богобоязненным сам (кроме особых людей, о которых мы сейчас не говорим). Богобоязненность может возникнуть у человека только благодаря тарикату. Те, кто говорит, что тарикат не нужен, или осуждают его, пусть ответят: разве может быть живот без спины? Ведь не бывает так! Или может ли тело жить без души? Ясно, что не может. Так и тарикат неотделим от наук и Шариата. Это во-первых.

Во-вторых, не раз уже было сказано и написано о том, что если бы не нужен был посредник, то Аллах не отправлял бы Джабраила (мир ему) с откровениями к пророкам. Разве Аллах Сам не мог донести откровения? И разве не достаточно этого довода для разумного человека? Какие доказательства ещё нужны? Что же касается богобоязненности, то, даже изучив все науки на земле, человек может возгордиться, мы ведь знаем множество примеров из прошлого. Вот иблис поклонялся Аллаху 70 000 лет, на земле не осталось такого места, где бы он ни совершил земной поклон (суджд). Мы знаем из книг, и это широко известно, что, помолившись, к примеру, на одном месте, мы следующую молитву совершаем, чуть сдвинувшись в сторону, потому что земля, на которой мы сделали суджд, свидетельствует об этом за нас. Надеясь на это и гордясь этим, к чему в итоге пришёл иблис, и как теперь земля будет свидетельствовать за него? Видите, как бывает.

Урок для нас

Однажды ангел Исрафил (мир ему) прочитал на Лавхуль-махфузе [Хранимые Скрижали], что было видно только ему одному. Надпись гласила, что один из курубиюнов [величайших ангелов] станет заблудшим. Прочитав предрешение, Исрафил (мир ему) испугался, что сам может оказаться тем ангелом, ведь там не было указано имя. Он рассказал об увиденном другим великим ангелам, и те тоже испугались за себя. Они решили пойти к Азазилу, так звали раньше иблиса. Ангелы решили попросить его молиться за них перед Аллахом, поскольку Аллах принимал его мольбу-дуа. Иблис стал молиться так: «О Аллах, не делай их заблудшими и вводящими других в заблуждение». Он просил, чтобы они не стали заблудшими. Аллах принял эту мольбу (дуа), и заблудшим сделал его самого. Из-за высокомерия иблис в молитве не упомянул себя, т. е. даже не подумал о том, что тоже может попасть в заблуждение, и попросил Аллаха уберечь всех остальных. И Всевышний их уберёг, а сам просящий впал в заблуждение. Это великий урок для нас. Можем ли мы гордиться, усвоив его?

Если какого-нибудь влиятельного правителя, например, Сталина в его времена кто-нибудь упрекнул хоть одним словом, то сразу угодил бы в тюрьму. Мы знаем, в каком страхе жил тогда народ. Несравненно больше мы должны бояться того, что умрём в неверии. Однако если правитель милосердный, то подданные надеются на его милость. Такой же должна быть и надежда на милость Аллаха. Мы должны находиться между страхом и надеждой. Чтобы достичь такого состояния, человеку необходим тарикат.

Но как об этом говорил Мухаммад, многие из тех, кто вступает в тарикат, пользы от этого получают мало. И здесь я вынужден сказать о себе: не от меня это зависит, мы все люди. Если другого поставить на моё место, дав изну [2], то справится каждый. Разница между нами только в изну (разрешении), больше ни в чём. Потому результат зависит от вас, самих мюридов. Например, даже если есть ток, разве зажжётся перегоревшая лампочка? Или если вода исправно подаётся, разве она пойдёт там, где кран неисправен? Причина в них самих. Воду всем подали одинаково, так открывайте краны, пусть каждый извлечёт пользу. Кто старается извлечь пользу – извлекает, а если сам не старается, то в чём же виновен тот, который подаёт?

Каждый обязан стараться сам. Ошибок и грехов у нас много, поэтому Аллах и даровал нам покаяние, подобно воде, что дана для очищения тела и одежды. Но, оставив адаб, сознательно не обращая на это внимания, человек может упасть, и поднимется он только при соблюдении адаба. Будет лучше, если мюриды будут придерживаться адаба.

Испрашивание совета

Также здесь говорили о том, что необходимо во всём советоваться с устазом. Это очень правильное утверждение. Я слышал от кого-то слова устаза из Уриба: «Спрашивайте устаза, даже намереваясь идти в туалет». Спрашивайте, сказал он. Вот как это важно, и всё это касается мюридов.

Но мы знаем, какие теперь наступили времена. Наш разговор ведь слышат и лицемеры, что приходят ко мне посоветоваться. Такой лицемер не имеет и‘тикада (убеждённости). О том, что ему не будет никакой пользы при отсутствии убеждённости, он тоже не знает, неведомо ему это. Он спрашивает о тех же вещах, что и остальные, и я ему даю тот же ответ. Пусть же они знают, что от этого им нет никакой пользы. Они поверхностно спрашивают меня, и я поверхностно отвечаю им. Более всего необходима убеждённость, без убеждённости ничего не будет.

Тарикат – великая милость

Некоторые враждуют и пререкаются с людьми, не вступившими в тарикат. Разве можно их винить? Лучше делайте шукр, что нам дарован тарикат, ведь это не мелочь. Надо делать шукр, благодарить Аллаха за то, что нам дано, и не винить других. Разве можно винить их за то, что не дано им Аллахом?

Я и раньше рассказывал, как во времена моей молодости покойная моя мать бывала в селении Уриб. Она мне рассказывала об устазе, а я возражал, что в ахир-замане устазов не бывает. Но это лишь до предписанного часа. Когда наступил этот час, я нашёл устазов. Так всё происходит. Нам нельзя иметь плохое мнение о тех, кто не в тарикате, а если кто не хочет верить, просите Аллаха, чтобы Он направил и его на истинный путь.

Бывает, что из двух друзей один на плохом пути, а другой – на хорошем. И если тот, что находится на хорошем пути, не поможет находящемуся на плохом, убеждая, чтобы он пришёл к Исламу, тот друг, когда предстанет перед Аллахом, укажет на этого со словами: «Он мне ничего не говорил, был моим другом, но не направил меня на истинный путь». Хотя бы для того, чтобы так не упрекали друг друга, брат брата, сосед соседа, знакомый своих знакомых, призывайте к Исламу, объясняйте, учите.

Сегодня, в такой жаркий день, здесь собралось столько народу из-за бараката тех великих людей, всё это исходит от них. Спасибо всем приехавшим и сельчанам. Да соберёт нас Аллах в Судный день под знаменем Ливауль-хамд [3] так же, как мы сегодня собрались, иншааллах! Надеюсь, что сегодня сюда пришли только верующие люди. Конечно, шпионы везде бывают, если они есть – то пусть будут. Но сюда могут прийти только верующие (мумины). И сегодня мы, иншааллаху Ррахман, мумины, надеемся, что с помощью Аллаха соберёмся и в Ахирате так же, как здесь.

Да примет Аллах ваш зиярат, да умножит вознаграждение тех, кто строил медресе, кто помогал в этом, и всему джамаату тысячекратно! Мухаммад слишком самокритично говорил о своём медресе. Это не совсем так, не надо настолько принижать своих алимов, но всё же необходимо больше стараться, и да поможет в этом Аллах!

[1] Ангелы, которые расспрашивают умершего в могиле.

[2] Изну – разрешение на обучение тарикату.

[3] Ливауль-хамд – знамя Пророка (мир ему и благословение) в Судный день.

Досточтимый шейх Саид-афанди аль-Чиркави

Из выступления на маджлисе, посвящённом открытию Исламского института им. шейха Мухаммада-афанди в селении Нижний Батлух Шамильского района в 2005 году.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.