Спросите людей знающих, если сами не знаете

19 Август 2010
10889

Следуешь Корану и Сунне, или собственному невежественному эго?!

Спросите людей знающих, если сами не знаетеЕсли спросить стремящихся к знаниям, какое самое распространённое выражение у них, они с уверенностью могут сказать: «Я следую только Корану и Сунне». В основном эти слова выходят из уст людей, которые не то что понять Коран и Сунну, но даже читать его не могут без ошибок.

О мои брат и сестра! Неужели вы думаете, что лучше знаете Коран и Сунну, и их значение, чем прежние богобоязненные учёные, имамы, достигшие уровня иджтихада, которые знают арабский язык и смыслы аятов, хадисов, которые на их же языке? Нет и ещё раз нет! Тогда и отделение от этих людей, вступление на путь отрицания их будет только у того, у кого нет здравого рассудка и правильного нрава. Ведь поистине аяты Корана ясно говорят о следовании ученым:

Всевышний сказал:

أُوْلَـئِكَ الَّذِينَ هَدَى اللّهُ فَبِهُدَاهُمُ اقْتَدِهْ

«Это – те, кого Аллах наставил на правильный путь, так следуй же их правильному пути» (сура «аль-Анам», аят 90).

Имам ат-Табари (224- 310 г. по х.), комментируя этот аят, говорит:

يقول تعالى ذكره: فبالعمل الذي عملوا، والمنهاج الذي سلكوا، وبالهدى الذي هديناهم، والتوفيق الذي وفقناهم ="اقتده"

«Всевышний говорит: за их деяниями, по пути, которым они шли, за истиной, на которую Мы их направили и помощью, которую Мы им оказали – следуй!» («тафсир ат-Табари», комментарий к аяту 90, суры «аль-Ан`ам»).

Также:

«Можно ли мне следовать за тобой, чтобы ты научил меня следовать прямому пути, которому научили тебя?» (сура «аль-Кахф», аят 66).

Также:

«Скажи: это мой путь, я и мои последователи призываем к Аллаху, согласно убеждению» (сура «Юсуф», аят 108).

Во многих местах в Коране упоминаются праведники, будь то пророки, сподвижники, учёные и говорят, чтобы мы следовали им.

Аллах сказал: «Спросите людей знающих, если сами не знаете» (сура «ан-Нахль», аят 43).

Имам Ахмад ибн Али ар-Рази (305-370 г. по х.) приводит этот аят и говорит:

«Всевышний приказал тем, кто не знает, принимать слова учёных относительно религиозных дел. Это то, что сказала вся умма, начиная с первых времен, затем табиины и до наших дней. Поистине простые люди (не учёные) должны обращаться к учёным при решении дел, касающихся религии» («аль-Фусуль фи аль-усуль», том 3, стр. 115. Глава «Слово о следовании за муджтахидом»).

Учёные Ахль Ссунна о следовании учёным:

Имам аз-Заркаши (745 – 794 г. по х.) передаёт:

«Шейх Абу Хамид сказал: «Нет разногласия, что стремление к знаниям является коллективным фарзом (фарз аль-кифая), если займутся этим некоторые, от остальных эта обязанность отпадает. И если мы запретим следование за учёными, это будет означать, что в обязанность каждого входит получить знания»» («Бахр аль-Мухит», том 8, стр. 202, глава «Таклид»).
Если каждый из людей будет обязан получать религиозные знания, касающихся всех аспектов, то в мире не будет ни врачей, ни инженеров, ни людей других профессий. Соответственно, это коллективная обязанность.

Многие говорят, нельзя следовать за учёными, а за Кораном и Сунной, и приводят в доказательство слова имама аш-Шафии (рахимагьуллах): «Нельзя делать таклид (следование в религиозных делах) ни за кем, кроме за Пророком (салляллаху аляйхи васаллям)». Однако давайте посмотрим, что означают эти слова.

Имам Аз-Заркаши (745 – 794 г. по х.) в «Бахр-уль-Мухите» говорит:

يَجِبُ عَلَى الْعَامِّيِّ ، وَيَحْرُمُ عَلَى الْمُجْتَهِدِ ، وَقَوْلُ الشَّافِعِيِّ وَغَيْرِهِ : " لَا يَحِلُّ تَقْلِيدُ أَحَدٍ " مُرَادُهُمْ عَلَى الْمُجْتَهِدِ

«Амми (не учёный, простой человек) обязан (следовать за учёными), а муджтахиду запрещено.Говоря: «Нельзя следовать ни за кем», имам аш-Шафии и другие имели в виду муджтахида» («Бахр-уль-мухит», том 8, стр. 200).

Там же имам аз-Заркаши приводит:

قَالَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ أَحْمَدَ : سَأَلْت أَبِي ، الرَّجُلُ يَكُونُ عِنْدَهُ الْكُتُبُ الْمُصَنَّفَةُ ، فِيهَا قَوْلُ الرَّسُولِ وَاخْتِلَافُ الصَّحَابَةِ وَالتَّابِعِينَ ، وَلَيْسَ لَهُ بَصِيرَةٌ بِالْحَدِيثِ الضَّعِيفِ الْمَتْرُوكِ وَلَا الْإِسْنَادِ الْقَوِيِّ مِنْ الضَّعِيفِ ، هَلْ يَجُوزُ أَنْ يَعْمَلَ بِمَا شَاءَ وَيُفْتِي بِهِ ؟ قَالَ : لَا يَعْمَلُ حَتَّى يَسْأَلَ أَهْلَ الْعِلْمِ عَمَّا يُؤْخَذُ بِهِ مِنْهَا .

قَالَ الْقَاضِي أَبُو يَعْلَى : ظَاهِرُ هَذَا أَنَّ فَرْضَهُ التَّقْلِيدُ وَالسُّؤَالُ إذَا لَمْ يَكُنْ لَهُ مَعْرِفَةٌ بِالْكِتَابِ وَالسُّنَّةِ .

«Абдуллах ибн Ахмад сказал: «Я спросил моего отца (Ахмада ибн Ханбаля): «У человека есть книги, в которых есть слова Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), разногласия сподвижников и табиинов, но он не умеет различать слабый хадис, и не может различить иснад слабый или сильный, можно ли ему взять, что пожелает?». Он сказал: «Нет, пока не спросит учёных, что оттуда взять»». Аль-Кады Абу Яля сказал: «Очевидно, что таклид (следовать за учёными) и спрашивать их является фарзом, если он не является знающим Коран и Сунну» («Бахр-уль-Мухит», том 8, стр. 200).

В этой же книге приводятся слова Фахруддина ар-Рази:

الْعُلُومُ نَوْعَانِ : نَوْعٌ يَشْتَرِك فِي مَعْرِفَتِهِ الْخَاصَّةُ وَالْعَامَّةُ ، وَيُعْلَمُ مِنْ الدِّينِ بِالضَّرُورَةِ ، كَالْمُتَوَاتِرِ ، فَلَا يَجُوزُ التَّقْلِيدُ فِيهِ لِأَحَدٍ ، كَعَدَدِ الرَّكَعَاتِ ، وَتَعْيِينِ الصَّلَاةِ ، وَتَحْرِيمِ الْأُمَّهَاتِ وَالْبَنَاتِ ، وَالزِّنَى ، وَاللِّوَاطِ ، فَإِنَّ هَذَا مِمَّا لَا يَشُقُّ عَلَى الْعَامِّيِّ مَعْرِفَتُهُ ، وَلَا يَشْغَلُهُ عَنْ أَعْمَالِهِ ، وَكَذَا فِي أَهْلِيَّةِ الْمُفْتِي .

وَنَوْعٌ مُخْتَصٌّ مَعْرِفَتُهُ بِالْخَاصَّةِ ، وَالنَّاسُ فِيهِ ثَلَاثَةُ ضُرُوبٍ : مُجْتَهِدٌ ، وَعَامِّيٌّ ، وَعَالِمٌ لَمْ يَبْلُغْ رُتْبَةَ الِاجْتِهَادِ .

أَحَدُهَا : الْعَامِّيُّ الصِّرْفُ : وَالْجُمْهُورُ عَلَى أَنَّهُ يَجُوزُ لَهُ الِاسْتِفْتَاءُ ، وَيَجِبُ عَلَيْهِ التَّقْلِيدُ فِي فُرُوعِ الشَّرِيعَةِ جَمِيعِهَا ، وَلَا يَنْفَعُهُ مَا عِنْدَهُ مِنْ الْعُلُومِ لَا تُؤَدِّي إلَى اجْتِهَادٍ ، وَحَكَى ابْنُ عَبْدِ الْبَرِّ فِيهِ الْإِجْمَاعَ ، وَلَمْ يَخْتَلِفْ الْعُلَمَاءُ أَنَّ الْعَامَّةَ عَلَيْهَا تَقْلِيدُ عُلَمَائِهَا

«Знания делятся на два вида: вид, которым должны обладать каждый, простой и особенный (т.е. учёный), и который необходимо знать из своей религии, как, например, то, что передано от большого через многих передатчиков (мутаватир). Поэтому нельзя следовать за кем-то в отношении количества ракаатов намаза, уточнения намаза, запретности жениться на матерях, дочерях, запретности прелюбодеяния, однополых отношений. Всё это относится к вещам, которые нетрудно знать простому человеку, и (приобретение этих знаний) не отвлекает его от своих дел.

Второй вид: особенный для специальных людей. И люди делятся на три категории: муджтахид, простой человек, и учёный, не достигший уровня иджтихада. Один из них это просто человек – большинство говорит, что у него можно спрашивать решения, и что он обязан следовать учёным (таклид) во всех второстепенных шариатских вопросах (фуру). И знания, которые у него есть, ему не приносят пользы, не приводят его на уровень иджтихада. Ибн Абд аль-Барр рассказал, что в этом единогласны все учёные (иджма)» («Бахр-уль-Мухит», том 8, стр. 204).

Если же мы не будем следовать учёным, а возьмёмся сами извлекать решения из Корана и Сунны, это означает, что мы считаем себя лучше них, а ведь иблис был проклят из-за своих слов:

أَنَا خَيْرٌ مِّنْهُ

«Я лучше, чем он» (сура «Свад», аят 76).

Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 г. по х.) сказал:

فَيَجِبُ الْأَخْذُ بِأَقَاوِيلِهِمْ ؛ لِأَنَّهُمْ عَلَمُ الْأُمَّةِ وَاخْتِيَارُهُمْ لَنَا خَيْرٌ مِنْ اخْتِيَارِنَا لِأَنْفُسِنَا وَمَنْ خَالَفَهُمْ فَهُوَ مُتَّبِعٌ لِهَوَاهُ

«И является обязательным следовать их (учёных) словам, потому что они являются корифеями наук этой уммы, и то, что они выбрали для нас, лучше, чем то, что мы выбрали бы сами для себя. Тот, кто противоречит им, является следующим своей прихоти» («аль-Фатава аль-фикхиййа аль-кубра», том 2, стр. 273).

Имам Ахмад ибн Ханбал (ум. 241 г. по х.) сказал:

ومن زعم أنه لا يرى التقليد ولا يقلد دينه أحدا فهو قول فاسق عند الله ورسول صلى الله عليه وسلم إنما يريد بذلك إبطال الأثر تطيل العلم والسنة والتفرد بالرأي والكلام والبدعة والخلاف وهذه المذاهب والأقاويل التي وصفت مذاهب أهل السنة والجماعة والآثار وأصحاب الروايات وحملة العلم الذين أدركناهم وأخذنا عنهم الحديث وتعلمنا منهم السنن وكانوا أئمة معروفين ثقات أصحاب صدق يقتدي بهم ويؤخذ عنهم ولم يكونوا أصحاب بدعة ولا خلاف ولا تخليط وهو قول أئمتهم وعلمائهم الذين كانوا قبلهم. فتمسكوا بذلك رحمكم الله وتعلموه وعلموه وبالله التوفيق.

«Кто заявляет, что в религии нет места таклиду, тот фасик перед Аллахом и Его Посланником (салляллаху аляйхи васаллям), ибо из его слов вытекают уничтожение Сунны и наследия праведных предков (сахабов и табиинов), опустошение Сунны и знания, претензии на свое мнение, новшество и расхождение. А мазхабы и мнения, которые я упоминал – всё это Ахль-с-Сунна Валь-Джамаа, люди хадиса, которые донесли до нас знания и у которых мы черпали это знание. Мы брали от них хадис, изучали Сунну. Они - имамы и люди, достойные доверия, достойные, чтобы за ними следовали и брали их суждения. Они не были сторонниками нововведений. Это люди, которые были до вас, так что следуйте за ними, обучайтесь и обучайте. И от Аллаха тауфик (помощь)» («табакат аль-Ханабиля», Абу Я`ля, том 1, стр. 12).

Также ибн Вахб сказал: «Любой знаток хадиса, у которого нет имама в фикхе, - заблудший. Если бы Аллах не дал мне счастья учиться у Малика и Лейса, то и я бы погиб» (Аль-Джами, Абу Зейд аль-Кайрувани, стр. 151).

О мои брат и сестра! Если вы считаете, что можете извлекать решения из Корана и Сунны, а это означает, что вы муджтахиды, так знайте, что ибн Хаджар сказал:

قَالَ بَعْضُ الْأُصُولِيِّينَ مِنَّا لَمْ يُوجَدْ بَعْدَ عَصْرِ الشَّافِعِيِّ رَضِيَ اللَّهُ تَعَالَى عَنْهُ مُجْتَهِدٌ مُسْتَقِلٌّ أَيْ مِنْ كُلِّ الْوُجُوهِ

«Некоторые учёные основ фикха сказали: «Поистине, после века имама аш-Шафии нет муджтахида, т.е. совершенного (мутляк)» («аль-Фатава аль-фикхиййа аль-кубра», том 1, стр. 102»).

Да образумит Аллах всех, кто сегодня притязает на иджтихад, да откроет всем нам глаза на истину, и поможет держаться её! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.