Страх перед нищетой

13 Сентябрь 2010
6761

Твое не уйдет от тебя.

Страх перед нищетой Всевышний в Коране говорит:

وما من دابة ٍ في الأرض إلا على الله رزقها

Смысл: «И нет животного на земле, кроме как Аллах берёт на Себя давать ему удел».

Этот аят не переставал быть актуальным во все времена, особенно в наше время, когда у людей ослабла вера (иман), когда они забыли, что всё исходит от Аллаха, и что от Него идёт удел. Сколько совершается убийств, грабежей и других грехов на этой почве. А все это по причине того, что люди забыли о том, что удел даёт Всевышний и забыли об уповании на Него.

А ведь Аллах в, Коране говорит:

وَعَلَى اللَّهِ فَتَوَكَّلُوا إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ المائدة: من الآية23

Смысл: «Уповайте на Аллаха если вы являетесь верующими».

Встречаются и такие люди среди нас, которые в силу слабости веры и упования на Аллаха (другой причины я не вижу!) не женятся, боясь того, что не смогут прокормить семью, забывая, что удел даётся Всевышним. Аллах в Коране говорит:

وَأَنْكِحُوا الْأَيَامَى مِنْكُمْ وَالصَّالِحِينَ مِنْ عِبَادِكُمْ وَإِمَائِكُمْ إِنْ يَكُونُوا فُقَرَاءَ يُغْنِهِمُ اللَّهُ مِنْ فَضْلِهِ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ

Общий смысл этого аята таков: «Вы женитесь - если же вы бедны, то Аллах вам сделает достаточное из Своей милости».

Сподвижник Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Умар ибн Хаттаб говорил: «Удивляюсь тому, кто не ищет достаток путём брака, тогда как Всевышний говорит: »

إِنْ يَكُونُوا فُقَرَاءَ يُغْنِهِمُ اللَّهُ مِنْ فَضْلِه

смысл: «Если они бедны, то Аллах наделит их достатком из своей Щедрости».

Поэтому не надо идти на грех, боясь нищеты, а также не стоит бояться жениться. Аллах прокормит и тех и этих.

В далёкие времена жил человек, который отдал жизнь служению Всевышнему. У него была жена, которая однажды обратилась к нему: «Муж мой, у нас дома кушать ничего нет, пойди хоть что-нибудь да заработай!». Наступает ночь и человек в раздумьях о том, где же заработать деньги, ложится спать. И тут он видит сон, как кто-то, обращаясь к нему, говорит: «Пойди на такое-то место, вырой там яму - найдёшь два мешка». На утро муж рассказывает жене этот сон. Радостная жена сразу же отправляет мужа в то место, говоря: «Иди, может, что-нибудь хорошее там найдёшь». По настоянию жены муж решил пойти на то указанное место. По пути он думает: «Ведь удел от Аллаха, тогда куда же я иду в поисках его под землей?». Подумав так, он возвращается домой и объясняет жене причину своего возвращения. На следующую ночь он видит тот же сон и рассказывает жене. Она всячески пытается убедить его пойти посмотреть, на что муж наотрез отказывается пойти. На третью ночь он также видит тот же сон, но жена уже даже не стала пытаться уговаривать его, поняв, что это бесполезно. Проходит время и к ним в гости заглядывает соседка. И жена в ходе разговора вспомнила и сон мужа. Соседка, послушав, возвращается домой и уговаривает своего мужа пойти в то самое место. Её муж соглашается и для того, чтобы никто не заподозрил, решил пойти в то место ночью. Наступает ночь. Найдя то место, он выкапывает и находит два мешка. Открывает один и находит один из них полным змей, открывает другой - и находит его полным насекомыми. Подумав, что соседи зло подшутили над ним, он решил им отомстить. Взял он эти два мешка и направился прямо к ним, поднялся на чердак и, поставив там, ушёл. Жена, услышав шум на чердаке и почуяв что-то неладное, будит спящего мужа и отправляет посмотреть: кто там пришел? Муж поднимается и находит там два мешка. Открывает один - золотые монеты, второй - серебряные монеты… И тогда он, обращаясь к жене, говорит: «Я же говорил: удел от Аллаха, а не под землёй!» (см. Сираджуль абидин).

Нельзя забывать, что когда Всевышний создал удел всех людей и распространил его на земле. И удел каждого распространился по-разному. У некоторых он распространился в сотни местах, у некоторых - в тысячи, а у некоторых, не распространившись прямо у дома, пропал (поэтому и получается, что некоторым, чьи родители богаты, не приходится особо утруждать себя приобретением богатств). Теперь человек всю свою жизнь находится в поиске того удела. И когда он получит его полностью, приходит ангел смерти Азраил и забирает его душу» (см. Сираджуль абидин).

Каков же итог? Отсюда можно заключить следующее:

Во-первых, из сказанного не следует, что теперь можно сидеть дома, сложа руки. Конечно же - нет. Когда Всевышний создал этот мир и всё, что в нём находится, то Он связал его с причинами. К примеру, человек желает иметь детей, продолжение своего рода. Ему недостаточно сидеть дома и сказать: «В этом я уповаю на Аллаха». Это неправильно и глупо. Для того, чтобы иметь детей, ему необходимо жениться, то есть заложить причину, коим является брак. И после брака пусть он уповает на Аллаха, чтобы Он дал ему хорошее потомство для продолжения рода.

Это мы можем понять также из сунны Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Однажды некий человек подошёл к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и спросил: «Я хочу пойти в одно место. Это животное мне надо завязать и уповать на Аллаха - или оставить развязанным, уповая на Аллаха?». На что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) отвечает: «Завяжи и уповай на Аллаха!».

Иначе говоря, мы должны делать причины (сабабы), и затем - уповать на Аллаха.

Во-вторых, из сказанного следует, что человек не умрёт, пока не получит весь свой ризк (удел), предначертанный ему Всевышним. Тогда спрашивается: зачем бояться того, что кто-то опередит нас и возьмёт большее, чем мы? Ведь никто не сможет забрать чужое, не предписанное ему. И в силу непонимания этого, человек спешит получить деньги, богатство, несмотря на то, дозволенным способом он их получает или запретным. Хотя, если бы он немного потерпел, мог бы получить предписанное ему богатство дозволенным путём. Это явно видно из следующей истории.

Дозволенное стало запретным.

Однажды сподвижник Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Али направился в мечеть. Дойдя до неё, он попросил у одного человека присмотреть за его лошадью, пока он не совершит намаз. Закончив намаз и вернувшись, Али (да будет доволен им Аллах) находит коня, но не находит того человека и уздечку лошади. Тогда Али (да будет доволен им Аллах), вытаскивая из кармана деньги, отдаёт одному человеку и просит купить ему новую уздечку. Тот покупает их и приходит к Али (да будет доволен и м Аллах). На удивление оказывается, что это та самая уздечка. Али (да будет доволен и м Аллах) спрашивает: «Откуда они у тебя?». «На рынке купил» - отвечает тот. Тогда Али (да будет доволен и м Аллах), усмехнувшись, сказал: «Человек, в силу отсутствия терпения, дозволенное превращает… в запретное. Я намеревался эти деньги, за которые купил уздечку, отдать тому человеку, в благодарность за оказанную доброту. Но он поторопился и то, что должно было придти к нему дозволенным путём, пришло запретным».

Вывод: человек не умрёт, пока своё должное он не получит. И никто не сможет его лишить того, что предначертано Всевышним. Поэтому нам необходимо немного проявлять терпение и приобретать ризк дозволенным путём.

Муравей.

Передают от Пророка Сулаймана (аляйхи-с-салям), что он увидел муравья, который с трудом тащил зёрнышко к себе домой. И тогда Сулайман (аляйхи-с-салям) спросил: «Сколько тебе хватит зёрен на год?». Муравей ответил: «Два зёрнышка». Сулайман (аляйхи-с-салям) сказал: «Я тебя поставлю в сундук и дам тебе два зёрнышка на целый год, чтобы ты не искал их». Сделав сказанное, Сулайман (аляйхи-с-салям) поставил его в сундук и дал ему два зёрнышка. И через год пришёл Сулайман (аляйхи-с-салям) и нашёл муравья покушавшим только одно зёрнышко, а другое он оставил в запасе. Разгневавшись, Сулайман (аляйхи-с-салям) сказал муравью: «Почему ты обманул меня? Ведь ты сказал, что тебе необходимо два зёрнышка, а ты в течение года покушал только одно зёрнышко!». Муравей ответил: «Мне хватало два зёрнышка и Аллах не забывал меня, и давал мне удел. Но когда ты закрыл меня в сундуке, и не было у меня возможности выйти, я покушал одно зёрнышко, а другое оставил в запасе, боясь того, что ты меня забудешь».

Сами подумайте: даже муравей понимает, что уповающий на Аллаха не пропадёт и остерегается уповать на Пророка Сулаймана (аляйхи-с-салям), опасаясь того, что он может забыть о том, что он уже год находится в сундуке. Также подумайте и над тем, что, если Всевышний таких примитивных насекомых не забывает наделять уделом, разве Он забудет о нас с вами, которых Он сотворил, как самых лучших и любимых из всех Его творений?

Однажды пришёл человек к Хасану Аль-Басри и спросил его: «В чём причина твоей отрешённости от этого мира?». На что он ответил: «Из-за четырёх вещей:

1. Я знаю, что мой удел никто, кроме меня, не тронет и поэтому моё сердце спокойно.

2. Я узнал, что никто не будет совершать деяния, следуя моим знаниям, кроме меня самого.

3. Я знаю, что Аллах смотрит на меня, и поэтому я стесняюсь того, что Аллах увидит меня в ослушании.

4. Я знаю, что смерть ожидает меня и поэтому готовлю провизию для встречи с моим Господом.

Так давайте же будем терпеливы, не будем забывать, что наш удел нам уже предначертан, и никто не сможет ни убавить, ни прибавить - и будем стремиться получить его дозволенным способом. Да поможет нам Аллах в этом! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.