Что такое смерть и что происходит с душой после смерти? Видео

22 Февраль 2019 33563

В самой человеческой природе заложено стремление к Вечности. Будучи заложником этого скоротечного материального мира, человек всегда стремится к Вечности. Кто прислушается к внутреннему голосу, услышит, как он вновь и вновь говорит о Вечности.

Даже если бы человеку была дарована Вселенная – это не утолило бы его жажды Вечной жизни, для которой он создан. Природное стремление людей к постоянному счастью обусловлено объективной реальностью и тем фактом, что вечная жизнь действительно существует.

Что такое смерть?

Тело есть инструмент духа, который управляет и контролирует все его органы вплоть до мельчайших частиц, из которых состоят клетки. В предопределённый Господом час человека постигает болезнь, и его организм прекращает свои функции, что знаменует собой приход Ангела смерти.

Хотя смерть приходит к человеку по воле Господа Бога, обязанность забирать человеческие души Он возлагает на ангела Азраила, являющегося символической завесой, отделяющей в глазах людей смерть от Того, Кто её посылает. Болезни или различные бедствия также символизируют своего рода завесу, но уже непосредственно между смертью и Азраилом.

Явление Ангела смерти умирающему

Так как ангел Азраил, как и все ангелы, создан из света, он может появляться и присутствовать сразу в нескольких местах одновременно. То, что он занят в определённый момент, вовсе не означает, что в это же самое время он не может участвовать в выполнении каких-либо других дел.

Так же, как солнце дарит тепло и свет всему миру одновременно и, отражаясь, присутствует в бессчётных прозрачных объектах этого мира, ангел Азраил может забирать миллионы душ одновременно, не создавая при этом путаницы.

Каждому из ангелов даны в подчинение подобные ему ангелы. Когда умирает хороший, праведный человек, к нему сначала приходят несколько ангелов с улыбающимися светящимися лицами.

За ними следует ангел Азраил, которого могут сопровождать один или несколько подчинённых ему ангелов – им поручено забирать души праведников.

Ангелы, забирающие души праведников, отличаются от ангелов, которые забирают души грешников. Души грешников, встречающих смерть с озлобленным, испуганным лицом, они «безжалостно вырывают» из тела.

Что чувствует человек в свой смертный час?

Перед теми, кто веровал в Господа и вёл праведный образ жизни, открыты двери Рая. Пророк Мухаммад говорил, что души праведников забираются так же мягко и плавно, как вытекает вода из кувшина.

Более того, шахиды (мученики, погибшие на пути Господа) не чувствуют агонии смерти и не знают, что умерли. Вместо этого они чувствуют, что переместились в лучший мир, и наслаждаются Вечным счастьем.

Пророк Мухаммад сказал Джабиру, сыну Абдаллаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах), который был мученически убит в битве при Ухуде: «Знаешь ли ты, как Господь встретил твоего отца? Он встретил его так, что ни глаза не видели, ни уши не слышали, ни умы этого не постигли. Твой отец сказал:

"О Всевышний! Верни меня в мир живых, чтобы я мог рассказать тем, кого оставил там, насколько прекрасно ожидаемое после смерти!". Господь ответил: "Возврата нет. Жизнь даётся только единожды. Однако я расскажу им о твоём пребывании здесь"».

И после этого был ниспослан следующий аят:

وَلَا تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ قُتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ أَمْوَاتًا بَلْ أَحْيَاءٌ عِندَ رَبِّهِمْ يُرْزَقُونَ  فَرِحِينَ بِمَا آتَاهُمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ

«Не считайте мёртвыми тех, кто умер на пути Аллаха ради Его религии. Поистине, они живы у своего Господа, и их души путешествуют в зобах зелёных птиц по Раю и получают свой удел, вкушая райские плоды и радуясь всему тому, что Аллах даровал им по милости Своей». (сура Алу ‘Имран‚ аяты 169-170; «Тафсир аль-Джалалайн»)

Человек умирает так, как он живёт. Тот, кто вёл праведную жизнь, умирает достойной смертью, тогда как смерть грешника бывает мучительной и ужасной. Пророк Мухаммад , больше всех восхвалявший Господа Бога, советовал читать особые молитвы в свой предсмертный час.

Известно, что ближайшие сподвижники Пророка Мухаммада , например, ‘Усман, ‘Али, Хамза и Мус‘аб ибн ‘Умар и другие (да будет доволен ими всеми Аллах), посвятившие себя служению Исламу, погибли смертью мучеников.

Нужно ли бояться смерти?

Для тех, кто верует и совершает праведные поступки, смерть не должна быть страшна. Хотя кажется, что смерть есть угасание света жизни и её прелестей, на самом деле это освобождение от тяжких обязанностей мирской жизни. Это перемена места пребывания, переход в иное состояние, но одновременно и приглашение к Вечной жизни. Согласно предопределению Господа, мир постоянно обновляется, на смену бренной жизни приходит Вечная жизнь.

Когда фруктовая косточка падает в почву, кажется, что она гибнет. На самом деле она подвергается биологическому процессу, проходит через определённые стадии развития, и в конце концов из неё вырастает новое дерево. Таким образом, «смерть» косточки является началом жизни нового дерева, новой, более совершенной ступени развития.

Если смерть растений, представляющих собой простейший уровень жизни, прекрасна и имеет большое значение, то смерть человека, представляющего собой более высокую ступень жизни, должна быть ещё более прекрасна и иметь ещё более серьёзное значение: человек, уходя под землю, непременно обретёт Вечную жизнь!

Смерть освобождает человека от тягот мирской жизни, которая с возрастом и постигающими человека несчастьями становится более трудной. Смерть принимает его в круг Вечности и Любви, где человек сможет наслаждаться обществом любимых людей и находить утешение в счастливой Вечной жизни.

Душа в промежуточном мире

После смерти душа предстаёт перед Господом Богом. Если человек жил праведной, целомудренной жизнью и достиг совершенства, ангелы, сопровождающие его душу к Господу, переносят её к Богу.

Ангелы приветствуют душу всюду, где она пролетает, и спрашивают: «Чья это душа? Как прекрасна эта душа!». Ангелы, сопровождающие душу, называют её самыми прекрасными словами и отвечают: «Это душа того, кто молился, соблюдал пост, подавал милостыню и переносил все трудности жизни во имя Господа!».

Наконец, Всемогущий Аллах приветствует душу и приказывает ангелам: «Отнесите душу обратно в могилу, где похоронено тело её, ибо она должна ответить на вопросы ангелов Мункира и Накира».

С душой грешника повсюду обращаются с пренебрежением и буквально швыряют её обратно в могилу.

Любые неприятности, происходящие с человеком в нашем бренном мире, возникают из-за его грехов. Если человек искренне верует, но иногда не может воздержаться от грешных поступков, Бог из милости к нему посылает на него беды, чтобы очистить от грехов.

Господь может также подвергнуть его жестокой смертельной агонии, дабы простить ему грехи или возвести на более высокий духовный уровень, но при этом Господь забирает его душу очень нежно и мягко.

Если, несмотря на все несчастья, перенесённые человеком в миру, и несмотря на перенесённые муки смертельной агонии, человек всё ещё имеет непрощённые грехи, он подвергается каре уже в могиле, но избавляется от наказаний в Аду.

В дополнение ко всему сказанному, каждый человек, находясь ещё в могиле, имеет беседу с двумя ангелами о своих мирских поступках, ибо могила является первым этапом перехода души к Вечной жизни, где каждому воздастся за его деяния в этом мире.

Как записано в книгах, дядя Пророка ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) очень хотел увидеть во сне второго праведного халифа ‘Умара (да будет доволен им Аллах) после его (‘Умара) смерти.

Однако увидеть ‘Умара во сне ему удалось лишь через шесть месяцев, и тогда он спросил: «Где же ты был до сих пор?». На что ‘Умар ответил: «Не спрашивай меня об этом! Я лишь успел подвести итог своей жизни».

Могила несёт определённое наказание и выполняет роль чистилища от грехов. Это очень горькое лекарство, однако за ним следует райское выздоровление.

Как было уже сказано, в могиле каждый умерший беседует с двумя ангелами, которых зовут Мункир и Накир. Они спрашивают: «Кто твой Бог? Кто твой Пророк? Какую религию ты исповедовал?»

Если человек при жизни верил в Бога и миссию того пророка, во время которого он жил, и если он избрал истинную веру, он сможет ответить на вопросы ангелов.

Отношения между душой и телом различны – в зависимости от того, в каком мире они находятся. В мирской жизни душа заключена в «темницу» тела. Если грешная личность и плотские желания доминируют над духовностью, это непременно ухудшит состояние души и скажется на окончательном приговоре, выносимом человеку.

Если же, наоборот, душа может контролировать личность посредством веры, поклонения и правильного поведения и способна освободиться из плена плотских желаний, то она очищается, обретает непорочность и наделяется благими качествами. Это приносит душе счастье в обоих мирах.

После похорон душа отправляется в место ожидания – загробный мир (Барзах). Хотя тело разлагается и уходит в землю, его неотъемлемые частицы не подвергаются разложению.

Неизвестно, имеют ли эти частицы отношение к человеческому гену, но к какой бы части тела эта частица ни относилась, душа взаимодействует с телом через неё. Эта часть тела служит также основой, из которой Аллах воссоздаёт человека в Судный день.

Может быть, эта часть, сформированная из составных частиц или атомов тела, в том числе уже смешавшихся с землёй, станет проводником к Вечной жизни в ходе финального разрушения и создания новой Вселенной. Господь использует эти частицы для возрождения человека в День Воскресения.

Что делает душа в промежуточном мире?

Загробный мир (Барзах) – это царство, где душа ощущает «дыхание» Рая с его благословением или Ада с его наказанием. Если человек жил праведной жизнью, его праведные деяния – молитвы, благие дела и т.д. – появятся перед ним в промежуточном мире в виде дружелюбных товарищей.

Для него также откроются окна с видом на райские сады, и, как сказано в хадисе, могила станет для него подобна райскому саду. Тем не менее, как уже говорилось, если у человека ещё остались грехи, то какую бы праведную жизнь он ни вёл, он будет подвергнут наказанию в промежуточном мире для очищения души от грехов, чтобы она смогла попасть в Рай сразу после Воскрешения.

Если же человек вёл грешный образ жизни, его неверие в Всевышнего Аллаха и плохие поступки появятся перед ним в образе неверных приятелей и таких тварей, как скорпионы и змеи. Он увидит сцены Ада, и могила его станет преисподней.

Живут ли части тела или его клетки после смерти?

Все знают, что пока человек жив, именно душа его чувствует боль и радость. Хотя душа чувствует боль через нервную систему и использует эту систему для взаимодействия со всеми частями тела, вплоть до каждой клетки, для науки всё ещё остаётся загадкой следующее: как происходит взаимодействие между душой и телом, включая мозг человека?

Любой сбой в работе какой-либо части тела, его внутренних органов, приводящий к смерти, может привести к остановке деятельности нервной системы. Тем не менее, как доказано наукой, некоторые клетки мозга продолжают жить какое-то время после смерти.

Учёные проводят исследования на основании сигналов, получаемых от таких клеток головного мозга после смерти. Если работа сложится удачно, и они смогут расшифровать эти сигналы, это будет иметь очень важное значение, особенно в области криминалистики, так как позволит пролить свет на преступления, «авторы» которых неизвестны.

В Священном Коране рассказывается, как во времена пророка Мусы (мир ему) Аллах воскресил убиенного, и тот рассказал о своём убийце.

Муки, испытываемые в могиле и Аду

Так как душа страдает и радуется, продолжает взаимодействовать с телом и в промежуточном мире через те частицы, которые не поддаются разложению, то нет смысла обсуждать вопрос: душа или только тело, или же они вместе будут терпеть могильные муки?

Тем не менее, как указывалось раньше, Аллах воссоздаст людей в день Воскрешения из тех самых частиц их тел, и тела эти воскреснут на заре Вечной жизни.

Так как душа живёт в этом мире вместе с телом, делит с ним радости её и горести, Господь воссоздаст людей как физически, так и духовно. Мусульмане-сунниты согласны с утверждением, что душа и тело вместе отправятся в Ад или в Рай.

Господь воссоздаст тела в форме, соответствующей потустороннему миру, где всё будет живым:

وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَآ إِلاَّ لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَلَلدَّارُ الآخِرَةُ خَيْرٌ لِّلَّذِينَ يَتَّقُونَ أَفَلاَ تَعْقِلُونَ

(смысл): «Земная жизнь есть не что иное, как только игра и забава, а Обитель Вечности (Ахират) лучше для богобоязненных. Разве вы не разумеете этой явной истины и не понимаете, что для вас – добро и что для вас – зло?» (сура Аль-Анам: 32)

Какие дары мы можем посылать душе после смерти?

Души в промежуточном мире будут видеть и слышать нас, Господь позволяет им это. Господь по Своей воле может позволить некоторым людям увидеть во сне, а иногда и наяву умершие души, услышать их или побеседовать с ними.

После смерти человека книга его деяний закрывается, кроме тех деяний, что были совершены им при жизни и продолжают приносить пользу и после смерти. Если человек оставил после себя хороших, праведных детей, книги и иное наследие, от которого люди впоследствии могут получать пользу, если он воспитал людей, полезных обществу, внёс вклад в их воспитание, ему будет воздаваться вновь и вновь.

Если всё же человек стал причиной какого-то зла или совершил греховный поступок, которому начали подражать другие, то грехи его будут накапливаться до тех пор, пока это зло будет жить среди людей.

Таким образом, чтобы быть полезными любимым людям, которые отошли в Мир иной, мы должны быть их достойными наследниками. Помогая бедным, живя праведной жизнью, и особенно – используя средства из наследства, оставленного умершими на пропаганду Ислама, мы можем увеличить вознаграждение Аллаха.

ISLAMDAG.RU

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.