Коран и Сунна о смерти и необходимости ее поминания

25 Март 2010
115498

Коран и Сунна о смерти и необходимости ее поминанияВ Исламе высоко ценится поминание смерти и для каждого мусульманина, достигшего совершеннолетия, это является одним из важных рекомендуемых (сунна) действий. Общеизвестно, что каждого из людей ожидает смерть, все мы смертны. Верующий во Всевышнего Аллаха человек осознает, что после смерти каждому придется держать ответ за свои поступки, совершенные в дольнем мире. Поминание смерти отрывает человека от мирских забот и сверхмерной привязанности сердца к мирскому.

Согласно хадисам Посланника Аллаха (мир ему и благословение), размышления о смерти способствуют выполнению верующим своих обязанностей, которые вменил ему Всевышний Аллах, и отдалению от всего, что Он запретил. Что же говорится в Коране и изречениях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) о поминании смерти? Этой теме посвящено множество аятов и хадисов.

Всевышний Аллах упоминает в Коране о смерти 164 раза, что говорит о значимости, придаваемой этому вопросу в Исламе. Мы ограничимся приведением лишь некоторых из них.

В Священном Коране Всевышний Аллах говорит: Смысл: «Скажи: “Поистине, смерть, от которой вы убегаете, непременно настигнет вас. И затем вы будете воскрешены и возвращены к Всевышнему – ведающему о тайном и явном, и, воистину, на том свете вам сообщат о том, что вы творили на земле, и вы будете отвечать за все свои деяния”» (сура «Аль-Джуму‘а», аят 8).

В Коране также сказано: Смысл: «Каждая душа вкусит смерть. В Судный день сполна воздастся вам: кто избавлен будет от огня Ада и будет введен в Рай, тот постигнет успех. А жизнь в этом мире – всего лишь обманчивое наслаждение» (сура «Алу ‘Имран», аят 185).

В других аятах благородного Корана говорится: Смысл: «Всякая душа вкусит смерть; в этой жизни Аллах испытывает вас вашими добрыми и плохими деяниями, а на том свете вы будете воскрешены и возвращены именно ко Мне и будете отвечать за все» (сура «Аль-Анбияъ», аят 35).

Смысл: «Каждая душа вкусит смерть. Затем вы будете воскрешены и возвращены именно к Нам» (сура «Аль-‘Анкабут», аят 57).

Смысл: «Скажи: “Ваши души отделит ангел смерти, которому поручено забрать ваши души, а после смерти вы будете воскрешены и возвратитесь к своему Господу”» (сура «Ас-Садждa», аят 11).

Смысл: «Поистине, ты (о Мухаммад) смертен, как смертны и другие люди» (сура «Аз-Зумар», аят 30).

Смысл: «И, воистину, наступила предсмертная агония, и это – истина, как бы ты ни стремился ее избежать» (сура «Каф», аят 19).

Смысл: «Когда душа подступает к горлу умирающего, вы можете только смотреть, но не можете помочь ему» (сура «Аль-Ваки‘а», аяты 83–84).

Смысл: «Вовсе нет! Когда душа, выходя из тела, подступит к горлу, и те, кто рядом с умирающим, скажут: “Кто сможет спасти его и кто сможет сохранить жизнь ему?!”, тогда прояснится для него, что настало время расставания с этим миром. Тяготы мирской жизни сойдутся с тяготами потусторонней жизни, и в тот день к Господу твоему пригонят его душу» (сура «Аль-Кыйяма», аяты 26–30).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) также многократно отмечал необходимость поминания смерти и подготовки к ней, ибо она неизбежно наступит. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), сказано: «Чаще вспоминайте разрушительницу удовольствий (т. е. смерть)». Этот достоверный хадис приводит ат-Тирмизи.

Мусульманские ученые-богословы сказали об этом хадисе, что он очень лаконичен и совершенен с точки зрения поучения, увещевания, в нем мало слов, но он содержит в себе великий и глубокий смысл. Кто часто вспоминает о смерти, думает о том, что последует после нее, тот не будет гоняться за удовольствиями этой жизни, ее преходящими ценностями, нарушив границы дозволенного.

Поминание смерти подавляет желание проводить время бесцельно, думать только о благах этой жизни и напоминает о необходимости поклонения Аллаху (мир ему и благословение). Такое поведение помогает верующему ослабить свою привязанность к мирским благам и обратиться к Всевышнему. Есть категория людей, думающая о жизни следующим ошибочным образом: пока они молоды, им якобы все дозволено и

необходимо провести свою молодость в веселье и погоне за мирскими удовольствиями, а соблюдением своих религиозных обязанностей они займутся в будущем, в старческом возрасте.

В другом хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном аль-Баззаром, говорится: «Часто вспоминайте разрушительницу всех наслаждений – смерть, ибо, поистине, если кто-нибудь из вас вспомнит о ней в трудном положении, оно обязательно покажется ему легким».

Никто не сможет избежать своего смертного часа. Возможно, завтра кого-то из нас не станет. А готовы ли мы к тому, чтобы отвечать за свои поступки? Достаточно ли мы совершили богоугодных деяний? Обо всем этом надо задуматься уже сегодня. Пока не поздно, мы должны исправиться, придерживаться пути Ислама, приобретать знания по религии, следовать им и чаще вспоминать о смерти, «разрушительнице удовольствий» и надежд на долгое будущее.

Именно с этой целью Пророк (мир ему и благословение) рекомендовал нам чаще посещать кладбища. Согласно хадису, переданному супругой Посланника Аллаха (мир ему и благословение) ‘Аишей (да будет доволен ею Аллах). Пророк (мир ему и благословение) каждый день и даже глубокой ночью отправлялся на кладбище, чтобы посетить могилы своих сподвижников. Также Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Раньше я запрещал вам посещать кладбища, теперь же я разрешаю вам это. Посещайте их, – поистине, это смягчает ваши сердца и наполняет глаза слезами смирения в этой жизни и напоминает вам о будущей». Этот хадис приводят Муслим, Абу Давуд и др.

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Благоразумен тот, кто контролирует себя и действует согласно Шариату ради того, что будет после смерти. Беспомощным (слабовольным) из вас является тот, кто следует своим желаниям и при этом тешит себя надеждой, считая, что Аллах смилостивится над ним». Этот хадис приводит ат-Тирмизи.

Если мусульманин контролирует себя и не поддается низменным желаниям, то он будет стремиться совершать благие дела (одобренные Аллахом), надеясь на Его милость. Он станет готовиться к будущей жизни: выполнять дела, угодные Создателю, стремиться не совершать грехи и часто поминать Всевышнего. Мусульманин знает, что только эти и другие предписания Ислама приносят пользу и могут помочь ему в Судный день. Слабовольный же человек следует своим греховным желаниям и не выполняет Повеления Аллаха.

Хасан аль-Басри сказал, что существуют люди, греховные желания которых, став их натурой, повлияли на образ их мышления и поведение. Уходят эти люди из жизни, не имея ни одного благого деяния. Боль, испытываемая человеком во время смерти (когда душа умирающего покидает тело), страшнее боли от тысячи ударов мечом, от распиливания или разрезания тела ножницами.

Жена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «В то время, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) лежал при смерти, в моих руках был сосуд с водой. Он опускал в нее свою руку и затем обтирал этой водой свое лицо и просил у Всевышнего Аллаха терпения во время смерти».

Передано от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, что когда Пророк (мир ему и благословение) упомянул в своем изречении о Мункаре и Накире (имена двух ангелов, которые проводят допрос в могиле),

‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил у него: «О Посланник Аллаха! Возвращается ли к нам наш разум в могиле?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Да, в таком же виде, как и сегодня».

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) был удивлен этому.

Ибн Хиббан передал от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) следующие слова: «Когда похоронят умершего человека, подходят к нему два ангела черно-синего цвета. Одного зовут Мункар, второго – Накир. Ангелы спрашивают умершего: «Что ты говорил о Мухаммаде (мир ему и благословение)»? Умерший скажет то, что говорил о нем при жизни. Если умерший был верующим, то он скажет: «Он – раб Аллаха и Его Посланник. Я знаю, верю сердцем и подтверждаю языком, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и я знаю, верю сердцем и подтверждаю языком, что Мухаммад – Его раб и Посланник». И ангелы говорят ему: «Мы знали, что ты так ответишь».

Затем его могила расширяется до размеров 70 локтей и заполняется светом (нуром). И ангелы скажут ему: «Спи!» И он уснет словно молодожен, которого никто не будит, кроме самого любимого из его семьи, и он будет так спать до того времени, пока Аллах не поднимет его с этого ложа (пока не воскресит его)».

Однажды ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила Пророка (мир ему и благословение): «Встанет ли кто-нибудь вместе с шахидами в Судный день?» Он ответил: «Да, встанет тот, кто каждые сутки 20 раз вспоминает о смерти».

Человек может бодрствовать не больше 20 часов в сутки, и если он один раз каждый час будет вспоминать о смерти, посмертной жизни, представляя себе то состояние, в котором он будет находиться, покидая сей мир, а также могильные муки, Судный день, Час суда, Рай, Ад, Сират и т. д., он не сможет грешить и будет жалеть о ранее совершенных грехах. Вспоминание смерти неизбежно ведет к тому, что человек отстраняется от дома соблазнов и начинает готовиться к загробной жизни. Может, поэтому Аллах и возвеличил такого человека. Но подобное вознаграждение можно получить не от простого произнесения слова «смерть». Необходимо осмыслить и почувствовать ее последствия, а, забывая о смерти, человек неизбежно утопает в желаниях земной жизни.

В хадисе, переданном аль-Байхаки, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если бы животные знали, подобно людям, о предстоящей смерти, то вы не ели бы жирного мяса», т. е. они не смогли бы есть досыта, дабы стать тучными.

Еще Пророк (мир ему и благословение) поведал: «Смерть достаточна как наставление» (аль-Када‘и).

«Я вам оставляю два наставления: одно, которое молчит, и второе, которое говорит, – это смерть и Коран», – гласит другой хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Однажды сподвижники Пророка (мир ему и благословение) в его присутствии хвалили некоего человека, и тогда он спросил: «Тот, о ком вы говорите, часто ли вспоминал о смерти?» Сподвижники ответили: «Мы не слышали, чтобы он говорил о смерти». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тогда он не был тем, за кого вы его принимаете».

Один из ансаров (жители Медины) спросил у Пророка (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), кто самый умный и счастливый?» Он ответил: «Кто больше всего вспоминает о смерти и лучше подготовлен к ней – тот самый умный, он удостоится чести и достоинства на этом и том свете» (ат-Табарани, Ахмад).

Другой раз Посланник Аллаха (мир ему и благословение) направлялся в мечеть. По дороге он увидел людей, которые разговаривали и смеялись, и обратился к ним со словами: «Вспоминайте смерть. Клянусь Аллахом, владеющим моей душой: если бы вы знали то, что знаю я, то смеялись бы меньше, а плакали бы много».

Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) отметил: «Тот, кто вступит в могилу без необходимых припасов (т. е. без достаточных добрых деяний), подобен человеку, вышедшему в мореплавание без корабля».

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Ценность мирской жизни заключается в материальном богатстве, а ценность жизни вечной (ахират) – в благих деяниях».

‘Усман ибн ‘Аффан (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мирские думы и переживания – тьма для сердца. Думы и беспокойства о жизни вечной – свет (нур) для сердца».

‘Али бин Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) изрек: «Из благ этого мира тебе хватит Ислама, из занятий – повиновения Всевышнему, и как наставления тебе достаточно смерти».

Яхья, сын Му‘аза заметил: «Благой не ослушается Аллаха, мудрый не предпочтет бренный мир жизни вечной».

Пророк Давуд (мир ему) говорил: «В Псалтыре мне было ниспослано откровение, что разумному не следует быть занятым ничем иным, кроме трех вещей: 1) подготовкой провизии (т. е. благих деяний) для загробной жизни; 2) добыванием достаточных средств для существования в этой жизни; 3) получением наслаждения дозволенным путем».

Пророк Давуд (мир ему), когда вспоминал о смерти, начинал плакать так, что все части его тела немели, а когда он вспоминал Милость Всевышнего Аллаха, то приходил в себя.

А если смерть вспоминали в присутствии пророка ‘Исы (мир ему), то кожа его покрывалась кровавым потом. Супруга Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Сафиййа (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Одна женщина пожаловалась ‘Аише (да будет доволен ею Аллах) на черствость своего сердца, и та посоветовала ей чаще вспоминать смерть. Эта женщина так и сделала, и сердце ее смягчилось, и она пришла поблагодарить ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах) за этот совет».

Известный мудрец, племянник пророка Аюба Лукман аль-Хаким, о котором многократно упоминается и в Священном Коране, завещал своему сыну: «О сын мой! Поистине, люди состоят из трех частей: одна часть – для Аллаха, вторая – для самого человека, третья – для червей. Что касается той части, которая принадлежит Всевышнему, то это душа (рух) человека, для себя – его деяния, а для червей – его тело».

Говоря о пользе частого поминания смерти, наши праведные предшественники говорили следующее: «Тот, кто часто поминает о смерти, будет наделен тремя благами: быстрым покаянием, смиренным сердцем и усердным поклонением. А тот, кто предал смерть забвению, будет наказан тремя вещами: откладыванием покаяния, недовольством своим уделом и ленью в поклонении».

Один мудрец написал своему брату: «Брат мой! Бойся смерти в этом мире, прежде чем окажешься в мире, где ты будешь желать смерти, но не найдешь ее».

‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз пятый из праведных халифов каждую ночь собирал у себя ученых-богословов, и они вспоминали смерть, воскрешение после смерти и жизнь вечную, а после плакали, будто над покойником. Он сказал одному ученому: «Наставь меня!» Тот ответил: «Ты не первый халиф, который умрет». Умар (да будет доволен им Аллах) попросил: «Еще». Богослов ответил: «Все твои предки, начиная с Адама (мир ему), вкусили смерть. Настала и твоя очередь». И ‘Умар (да будет доволен им Аллах) заплакал.

Ар-Раби‘ ибн Хусайм вырыл в своем доме могилу и ежедневно ложился в нее по нескольку раз – так он не давал себе забывать о смерти. Он говорил: «Если мое сердце забудет о смерти хотя бы на час, то станет порочным».

А Мутарриф ибн ‘Абдуллах ибн аш-Шаххиййир говорил: «Поистине, смерть отравила живущим в благополучии их благополучие. Стремитесь же к такому благополучию, которому смерть не сможет навредить».

Однако тот, кто занят приобретением знаний, не относится к тем, кому необходимо чаще поминать смерть. Для него не является сунной много поминать смерть, ибо это может уменьшить его интерес к поиску знаний или вообще заставить его прекратить стремление к ним. Так пишут ученые-богословы аш-Шабрамулси и аль-Буджайрими.

По материалам книги «Сущность смерти и похоронный обряд»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.